У российской Морской авиации есть пять главных задач

Арктика становится одним из значительнейших регионов для российских Вооруженных сил. Это прямо следует в том числе из того, как военное руководство видит развитие отечественной Морской авиации. Почему труд морских летчиков критически важна для безопасности России и какие главные задачи им необходимо сегодня решать?

Согласно недавнему заявлению начальника Морской авиации российского Военно-морского флота полковника Андрея Пахомова, в России утверждена концепция развития Морской авиации (МА). Ее утвердил главком ВМФ адмирал Евменов. О содержании концепции Пахомов заявил вытекающее: «Это будет получение современной авиационной техники, развитие аэродромной структуры, больше внимания будем уделять Арктике, потому что это одна из перспективных задач как для флота, так и для всей края». Хотя концепции в открытых источниках нет, можно оценить то, в какую сторону стоило бы развивать Морскую авиацию ВМФ РФ.

Арктика и возможные концепции развития

Самая вящая морская граница в мире принадлежит нашей стране, и большая ее часть (почему она и такая длинная) – в Арктике. Арктический театр военных поступков (ТВД) всегда будет очень важным для безопасности России.

Именно в Арктике сосредоточен Северный флот ВМФ РФ, в состав которого входит группировка ракетных подводных крейсеров стратегического направления (РПКСН). Через Арктику проходят трассы американских стратегических бомбардировщиков. Именно в Арктике находятся рубежи пуска крылатых ракет ВМС и ВВС США. И не зря в Арктике традиционно есть американские и британские многоцелевые атомные подлодки, цель которых разведка, слежение за нашими подлодками, а в случае войны – заблаговременное скрытное уничтожение наших РПКСН.

Это также традиционный зона, из которого против нашей страны готовятся действовать и надводные силы ВМС США и их союзников.

География диктует характер угроз для России в данном регионе. С точки зрения Морской авиации ВМФ РФ это значит, что 99% всех военных задач МА будет выполняться на западном направлении – в Норвежском и Баренцевом морях. Просто потому, что остальные территории Арктики почти все время накрыты льдами, а над акваториями, покрытыми льдом, самолетам нечего делать. Ни кораблей противника там нет, ни подлодки через лед не достать. Кое-какие задачи у Морской авиации надо льдом кушать, но их очень мало.

При этом критически важными задачами для Морской авиации над открытой водой будут следующие. Первая – поиск и уничтожение подводных ладей противника, совместно с надводными кораблями. Последнее очень важно. Именно уровень взаимодействия с надводными силами означает успех или неуспех в решении таких задач. Вторая – розыск и уничтожение надводных кораблей.

Третья – ведение разведки. В условиях, когда морских разведывательных спутников у нашей страны пока недостаточно, собственно от авиаразведки зависит то, будет ли флот иметь целеуказания для применения ракетного оружия на большую дальность или не будет. Любой сбой в выполнении этой задачи, и все «Цирконы» с «Ониксами» оказываются ненужными, ими некуда стрелять. Данных о местоположении цели нет.

Четвертая – постановка минных заграждений. Мины при правильном применении по последствиям для противника сравнимы с применением тактического ядерного оружия. Собственно поэтому в старые времена говорили, что «флот начинается с тральщика», просто потому, что для войны на море в него сначала надо выйти.

В советские поры Морская авиация участвовала и в минных постановках, и в нейтрализации минных заграждений. Так, в ВМФ СССР использовались вертолеты-буксировщики минных тралов Ми-14БТ, и были тралы, какие можно было буксировать вертолетами. А противолодочные самолеты могли выставлять морские мины с воздуха. Но сегодня возможности Морской авиации в войне с минами утрачены, а постановка мин с противолодочных самолетов уже не может считаться достаточной – и самолетов мало, и условия обстановки могут быть такими, что они там попросту не выживут.

Пятая – по списку, но не по важности – ведение борьбы за господство в воздухе над морскими районами. У России есть авианосец, и его даже обещают выпустить сквозь несколько лет с ремонта. Есть два отдельных корабельных истребительных авиаполка. Их состояние и уровень боеготовности – отдельная история, но сделать из них полноценные боеспособные авиачасти, в принципе, за кой-какое время можно.

Именно от связки «корабельный авиаполк – авианосец» зависит то, как будут воевать надводные и подводные силы ВМФ в гипотетическом сражении с мочами НАТО в Норвежском море.

А от хода этого сражения будет зависеть, успеет ли Россия вывести на позиции все свои РПКСН, обеспечив их военную устойчивость от действий ВМС противника. Если все получится, то ответный ядерный удар России при любых обстоятельствах будет гарантирован. Эта задача, конечно, не сводится лишь к Морской авиации, но без нее она не решается.

Хотя концепция развития Морской авиации не является публичной, нет сомнений, что все эти задачи в ней присутствуют. Иначе существование Морской авиации теряет резон.

Скромные возможности

Насколько Морская авиация готова к выполнению таких задач, а особенно в Арктике? К сожалению, вряд ли эту готовность можно находить достаточной. В частности, сегодня у Северного флота нет ударной авиации. Вместо специализированных самолетов-разведчиков летают тихоходные противолодочники, и они же должны потом будут биться с подлодками. А состояние корабельных истребительных авиаполков внушает опасения, да и летать им не с чего пока. Базовые (наземные) истребители тут помогут мало – расчеты демонстрируют, что дальше примерно 200 километров от берега они просто не успевают на защиту надводных кораблей.

Мы уже оценивали техническое оснащение и вооружение Морской авиации. Можно находить, что из этой оценки косвенно начальник МА кое-что подтвердил, например, что будет разрабатываться новый противолодочный самолет. Кроме того, в перспективе нескольких лет России необходимы новоиспеченные авиационные части на Северном и Тихоокеанском флотах и постоянно отрабатываемый межтеатровый маневр Морской авиацией.

При этом вероятность столкновения с Западом, к сожалению, растет с любым днем. В этом контексте – что нужно и можно сделать в краткосрочной перспективе для Морской авиации?

Прежде всего – немедленно начать отработку поступков в Арктике 4-го гвардейского авиаполка с Балтики и 43-го отдельного морского штурмового авиаполка из Крыма, причем под единым командованием, совместно. Это единственная ударная авиация, обученная труду над морем, которая есть сегодня в составе ВМФ РФ.

В качестве истребительного прикрытия нужно использовать корабельные авиаполки. На них же, вместе с полком беспилотной авиации СФ, надо возложить задачи по выполнению авиаразведки. Такая мера позволит получить хоть какую-то ударную авиацию на норде, которая могла бы взаимодействовать с надводными и подводными силами при выполнении ударных задач. И эти же полки должны учиться воевать над Тихим океаном, над Японским, Охотским и Беринговым морями.

Стоит припомнить про то, что флот и Морская авиация – это части одной и той же военной системы. Россия не имеет ни готовой к серии поисково-прицельной системы для противолодочного самолета, ни базового самолета, из какого можно было бы сделать противолодочник. На исправление этого в любом случае уйдет много лет. Но при этом Россия может быстро наделать немало контейнерных гидроакустических буксируемых станций и оснастить ими все, что может их нести, заодно переведя балтийские корветы проекта 20380 на север. У этих кораблей нынешняя гидроакустика, они очень полезны в противолодочной борьбе.

Далее – переход к схеме, когда массовые надводные силы ведут мониторинг подводной обстановки на максимальной посильной площади, в узкостях и зонах, через которые наши РПКСН выходят на боевые службы. Самолеты Морской авиации лишь подстраховывают их на каких-то направлениях. В основном же они должны быть рассредоточены на аэродромах в готовности к незамедлительному вылету на обнаруженную надводными силами подлодку с боевой нагрузкой в поисково-ударном варианте (и гидроакустические буи, и торпеды). Эта схема уже позволит решать боевые задачи минимальными по численности мочами Морской авиации.

Leave a Reply