Возвышен военно-морской Андреевский флаг над новым отечественным фрегатом проекта 22350 «Адмирал Касатонов». Насколько соответствует этот корабль ожиданиям моряков, а основное – требованиям времени?
Адмирал Касатонов возвращается в море.
Правда, имя это будет красоваться на борту новейшего фрегата ВМФ России, Андреевский флаг на каком поднят сегодня.
Так что слово «возвращается» формально употреблено ошибочно. Новый корабль, то есть в море он ещё только выйдет. Есть в виду – не на испытания, а в качестве полноценной боевой единицы флота. Однако имя его принадлежит морской истории, истории флота российского. Владимир Касатонов – одинешенек из легендарных флотоводцев советского времени, который руководил подплавом на Балтике во время Великой Отечественной войны, был заместителем командующего Тихоокеанским флотом, командовал Балтийским, Черноморским и Нордовым флотами. И стал в конечном итоге первым заместителем главнокомандующего Военно-морским флотом СССР.
Что это за корабль
«Адмирал флота Касатонов» – другой (и первый серийный) корабль проекта 22350.
Лучше всего представить себе его можно по образу головного фрегата проекта – «Адмирал Горшков». Тот миновал кругосветку практически без сучка без задоринки, показав, как говорится, флаг здесь и по всему миру. И вызвав при этом вящую обеспокоенность западных флотов, ибо какой это ни будь средний по военно-морским меркам корабль – всего 5 тысяч тонн водоизмещения, – но показать очутился способен не один флаг, но и то, что американцы называют «проекцией силы». Ибо, что называется, мал да удал, и в небольшой объём в нём втиснуто будет много весьма серьёзного вооружения. Недаром буквально на днях автор известного экспертного издания The National Interest вполне уважительно сопоставил его с основным американским эсминцем класса «Арли Бёрк» именно по «тяжеловооружённости». Хоть тот в два раза больше по водоизмещению.
Фрегаты проекта 22350 способны минуть 4500 миль и развивать скорость до 29 узлов. Главная энергетическая установка имеет мощность 65 тыс. л. с. с дизель-генераторами всеобщей мощностью 4 тыс. кВт.
Но главное в военном корабле, конечно, вооружение. «Адмирал Касатонов» оснащён не новой, но от этого не менее совершенной 130-мм артиллерийской установкой А-192.
Основной ударной силой является универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК), который из своих 16 ячеек может выпустить по противнику цельный набор превосходящих всех мировых конкурентов ракет: крылатые 3М14 «Калибр-НК», противокорабельные 3М55 «Оникс» и 3М22 «Циркон», противолодочные ракето-торпеды 91РТ2 тоже семейства «Калибр». Причём слово «комплект» тут может иметь и прямое толкование: эти ракеты можно сочетать в любых пропорциях.
С воздуха и от ПКР противника корабль прикрывает с большенный кровью и мучениями, но всё же доведённый до необходимых параметров зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут», морская инкарнация ЗРК С-350 «Витязь». На ближнем радиусе трудится зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Палаш».
Против подводных лодок противника на фрегате имеется 12 торпед противолодочного торпедного комплекса «Пакет-НК».
Ориентироваться и находить противника позволяет РЛС всеобщего обнаружения «Фуркэ-3″. Радиоэлектронное вооружение представлено РЛК «Монумент-М».
Корабль строился с применением технологий «стелс», в частности, надстройка сделана из композитных материалов.
Неплохой корабль, но…
…уж больно долго строился.
Заложен был «Касатонов» ещё аж 26 ноября 2009 года. О том, насколько рьяно графики стройки уползали вправо, можно судить по тому, что первоначально планировалось, что корабль будет спущен на воду в 2011 году, а фактически был спущен в 2014-м. Вступить в построение он должен был в 2015 году, а на деле, как видим, лишь пятью годами позже.
Почему так? Что мешало – и, главное, не ему одному?
Известные с делами на флоте и в судостроительстве утверждают, что очень многие из этих сдвижек-подвижек графика диктовались затянувшейся разработкой – буквальнее, доведением до ума – многострадального морского зенитного ракетного комплекса «Полимент-Редут». Собственно, и на суше ЗРК С-350 «Витязь» шёл весьма тернистым линией, но его «оморяченная» версия отличалась от него тем, что задерживала вхождение в строй вообще всего того комплекса, что называется военным кораблём.
Собственно, «Касатонов», можно произнести, пошёл уже по сокращённому пути: головной корабль «Адмирал Горшков» строился вообще 12 с половиной лет.
Но и не выпустишь в море корабль с неработоспособным ЗРК…
Кроме того, нынешний именинник досыта хлебнул проблем с основной энергетической установкой – ахиллесовой пятой всего проекта 22350. Первоначально рассчитывали на двигатели из Украины в рамках советской ещё системы разделения труда. Но тут как раз случился государственный переворот в Киеве, и отношения между двумя странами по известным причинам покатились в пропасть. Так что производство ГЭУ пришлось спешно «импортозамещать» и налаживать дело на рыбинском НПО «Сатурн». Что, естественно, потребовало времени: ведь энергетическая установка (стоимостью в зоне 2 млрд рублей) сама два года строится…
К сожалению, на «Касатонове» отставание нашей кораблестроительной программы не заканчивается. Кое-кто сообщает даже, что по строительству надводного флота госпрограмма вооружения 2011 — 2020 годов сорвана полностью. Тех же фрегатов планировалось выстроить 14 единиц, на деле же флот получил всего 5 кораблей двух проектов — 11356 и 22350. А необходимо, по суждению моряков, не менее 18 кораблей только второго проекта. Ведь флот – это оружие, и как сухопутное подразделение не боеспособно с десятком боец в строю вместо сотни, так и корабельный состав должен воевать в комплексе. Недавняя кругосветка «Адмирала Горшкова» – событие примечательное, но очевидно, что в боевых условиях его как одиночку потопили бы быстро и решительно.
Наконец, специалисты в военно-морской сфере изначально находили хорошие и красивые корабли проекта 22350 не слишком-то функциональными. Американцы не зря сравнивают «Адмиралов» со своим эсминцем класса «Арли Бёрк» – вооружением наши фактически ему не уступают. Да, но там – эсминец, и проектировщики 22350, получается, впихнули вооружение эсминца в шкуру фрегата; неспроста у американца и водоизмещение в два раза больше…
Правда, и по стоимости разница в нашу пользу очень существенная: судя по этим из открытой прессы, «Арли Бёрк» стоит в среднем 1,7 млрд долларов за единицу, а фрегат проекта 22350 – 18 млрд рублей.