В Минэнерго наименовали рост цен на бензин «провокацией»
Чего ожидать от стоимости топлива
фото: Кирилл Искольдский
Кто же победит а этой гонке — стоимости на бензин или инфляция? Ответ на этот вопрос подсказывает наша недавняя история. В июне 2008 года стоимости на нефть достигли исторического максимума — $135 за баррель. Обладатели нефтяных компаний хищно потирали руки, ведь базарные аналитики обещали им в ближайшем будущем котировки в $200. Стоимость топлива также набирала вес по всему вселенной, и в России в том числе: с января по август 2008 года литр Аи-95 в нашей краю подорожал с 21 по 25 рублей (примерно на 20%).
Чиновники хранили присутствие духа. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев полагал, что топливные стоимости в Центральной России не должны превышать 20 рублей за литр. Он ратифицировал, что государство в этих целях принимает все возможные усилия. В частности, волнует дела о нарушении законодательства и начисляет штрафы тем, кто его не соблюдает.
К крышке 2008 года стоимость Аи-95 снова упала до 20–21 рублевки. Но тогда случился мировой финансовый кризис, и Brent за полгода упал в стоимости в 3 раза — до $43. Нефтяники остались с носом. Но бензин в отличие от «черноволосого золота» подешевел не втрое и даже не вдвое, а на те же 20%.
Следующий этап острого роста стоимости горючего пришелся на 2011-й. В феврале того года литр популярного 95-го стоил в России 23 рублевки. К началу 2012-го ценники выросли почти до 30 рублей. Опять же все можно все свалить на нефть. За тот же этап баррель с $97 скакнул до $107 (на 10%). Но топливо-то подорожало на 30%. Артемьев винил в этом «нефтяных баронов» и говорил, что причины роста цен на топливо — монополизм крупных компаний.
В дальнейшем топливо на российских АЗС с 2012-го по 2014-й ценовых рекордов не колотило. Росло, но поступательно, не вызывая нареканий общества и чиновников. Даже невзирая на то, что в марте 2012-го Brent победил отметку в $125. Да и в середине 2014-го, когда нефть стоила рослее $110, бензин в России находился в диапазоне 32–33 рублей.
Но сейчас, в 2016-м, когда баррель упадал ниже $30 и только теперь установился в районе $55, литр Аи-95 стоит 35 рублей. Это ниже подорожания на 10% (инфляция за 2015–2016-е годы в совокупности превысит 16%). То кушать хочется верить, что отечественные нефтяники находят в себе мочи удерживать стоимость топлива в разумных пределах.
В настоящее пора чиновники раздают обещания, что роста цен на топливо в 2017-м не намечается. «Это провокация», — отмечает замглавы Минэнерго Кирилл Молодчин.
Только осуществится ли такой прогноз на практике? Есть вероятность, что это чересчур оптимистичный вариант развития событий. В 2017 году крупные сырьевые компании России должны завершить модернизацию своих перерабатывающих заводов. Плакаться на отсутствие инвестиций на эти цели ввиду низких цен на нефть они вяще не смогут.
Однако вырастут ли нефтяные котировки — большой проблема. Существует много сомнений в том, что мировые нефтяные державы, условившиеся о сокращении добычи, сдержат свое слово. Если они продолжат промышлять нефть нынешними темпами, то баррель снова докатится до $40.
Чтобы не утерять последние доходы, нефтяники в этом случае снова повысят давление на внутренний рынок. И у них появится новое объяснение своим поступкам. Это повышение акцизов на бензин, решение о котором приняло правительство. Так, ставки акциза на бензин пятого класса вытянутся с 5,6 тыс. до 10,13 тыс. рублей за тонну, а на топливо ниже этого класса — с 9–11 тыс. рублей до 13,1 тыс. рублей за тонну. Самостоятельные эксперты предполагают, что в результате цены на бензин четвертого и пятого классов вытянутся на 6,5% и на 36,4% соответственно. И та, и другая цифра будет вяще уровня инфляции, которую обещают чиновники. Так ли это произойдет, россияне ощутят в ближайшем будущем на своем кармане.
Финансовый кризис. Хроника событий