В России есть реестровое казачество и казачьи объединения и организации, не зачисленные в Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, так именуемые общественные.
Разница между реестровыми и нереестровыми казаками в том, что первые изъявили жажда нести государственную службу (охрана госучреждений, помощь МВД и МЧС, и т.д.), а вторые эту службу не тащат. Не несут по разным причинам. У кого-то есть своя непрерывная работа, менять которую казак не хочет. Другие не против несения государственной службы, но страна из своих соображений не зачислило в реестр данное казачье общество, и потому таким казакам остаётся быть общественниками.
Существование, одновременно, реестровых казаков и казаков-общественников подаёт повод диванным критикам упрекать казачество в отсутствии распорядка и согласованности.
Наличие некоторых проблем в казачьей среде никто не отвергает. Ещё не полностью удалось избавиться от случайных людей в казачестве. Свои проблемы кушать у каждого ведомства, будь то ФСБ, МВД и т.п. И казаки здесь не исключение. Проблем нет лишь у того, кто ничего не делает.
Относительно одновременного существования реестровых и нереестровых вытекает указать, что подобное положение вещей было и в царское пора, о чем критики казачества вряд ли догадываются.
В XVIII в. России неизменно служили слободские казаки — жители современных Харьковской, Сумской районов нынешней Украины и российских Курской и Воронежской областей. Все казачье народонаселение Слобожанщины делилось (внимание!) на реестровых и нереестровых казаков.
С реестровыми все удобопонятно. Это те, кто был на госслужбе. Нереестровые слобожанцы назывались «подпомощниками». Они были почти целая копия сегодняшних нереестровых казаков-общественников. «Подпомощники» государеву службу не тащили, но обязались помогать реестровым казакам в случае войны.
Когда Украина пошла бранью против Донбасса, на помощь Луганску и Донецку хлынули реестровые казаки Оренбуржья, Кубани, Дона, Сибири. Уральское казачество в госреестр не входит, но казаки-уральцы прибывали в Донбасс десятками. Вот ослепительный пример того, что не в принадлежности к реестру дело, а в том, есть ли в человеке казачий воинский дух. Уральские казаки доказали, что он у них кушать.
Во время Крымской весны на помощь крымчанам пришли реестровые казаки из Терского, Кубанского и Донского казачьего армии. Но в составе их отрядов находились астраханские казаки, хотя астраханское казачество в реестр не входит.
Вышло так, что в мочь обстоятельств казаки-астраханцы и уральцы были на месте «подпомощников» реестрового казачества XVIII в., лишь на дворе — век XXI. Похоже, история повторяется.
В госреестр входит Центральное казачье армия (ЦКВ), чья история не так седа, как история знаковых казачьих общин Дона, Кубани или Терека. Это новообразованное армия объединяет потомков казаков, проживающих в европейской части России (в том числе, в Москве, Подмосковье, Владимире и т.д.) и тех, кто пожелал сам примкнуть к казачьему сообществу.
История вновь повторяется, потому как при формировании, к образцу, слободского казачества царским указом предписывалось принимать туда как казаков, так и «охочих людей», по-современному, охотников. Это ответ тем, кто считает, что казаки водились только на Дону и Кубани, и со сторонки человек влиться в казачье общество не мог. Это смотря, о каком казачестве сообщать. Донское и кубанское казачество — явление стихийное, так же, как и уральское.
Прочие же казачьи войска, в том числе городовые полки, коих было масса по всей России-матушке, создавались указом сверху, то есть страной. Раз государство сочло возможным приложить руку к созданию казачьих подразделений в иных регионах, кроме Дона и Кубани, значит, того спрашивали государственные интересы. Поэтому были городовые полки Тобольский, Красноярский, Иркутский и прочие.
Так же и ныне: раз ЦКВ входит в реестр, значит, так надо. Раз есть сегодня Енисейское, Иркутское, Волжское казачество, значит, так надо. И формируются они по тому же принципу, что и городовые казачьи полки в древность, продолжателями дела которых они и являются.
Иркутские и волжские казаки принимали участие в крымских событиях и в брани в Донбассе. Их было не так много, как кубанцев или донцов, и о них не пишут так нередко, но это не значит, что их там не было.
Без казачества России не обойтись. История повторяется.
Игорь Ульянов, «Ныне. Ру»