В России впервые прозвучала опера Генделя «Тезей»

Опубликовано пт, 19/05/2017 — 02:35 пользователем NEWSmuz.com

Деятельность Московской филармонии ныне определяет система абонементов. В текущем сезоне их было 236 на самые многообразные вкусы слушателей.
Среди такого огромного количества филармонических приглашений не лишь не затерялся, но и пользуется огромным спросом абонемент« Оперные шедевры». Ведет его музыковед, продюсер Михаил Фихтенгольц, какой включает в абонементы малознакомые, а то и совсем неизвестные москвичам зарубежные оперы. Недавно в Зале им. Чайковского состоялось знакомство столичных меломанов с оперой Генделя «Тезей».

В России впервые прозвучала опера Генделя «Тезей»

Немецкий композитор Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в Галле, но вящую часть своей жизни (почти 50 лет) он прожил в Англии. В 1710 году композитор, будучи придворным капельмейстером в Ганновере, по приглашению впервые посетил Лондон, где в начине 1711 года с большим успехом была поставлена его опера «Ринальдо». Еще несколько лет Гендель ездил в Ганновер, но в 1717 решительно порвал с Германией и поселился в Лондоне. Премьера его «Тезея» состоялась 10 января 1713 года в Королевском арене Лондона, и она относится к числу первых английских опер композитора.
«Тезей» — один-единственная опера Генделя в пяти актах, а своими корнями она уходит во «французскую трагедию на музыке». Ее либретто написал итальянец Никола Франческо Хайм по трагедии Филиппа Кино. В ней много чего намешано. Это героическая опера с сюжетом из Древней Греции. В опере работают царь Афин Эгей, прославленный полководец Тезей, какой прибыв в Афины, встает под знамена Эгея и выигрывает тяжкое сражение с повстанцами. Появляется волшебница Медея, и начинается вящая любовная путаница, осложненная ее злобными чудесами, ревностью и мщением. Медея влюбляется в Тезея. Тезей же полюбил юную раскрасавицу Агилею, воспитанницу царя Эгею. Она отвечает ему взаимностью. Царь Эгей ранее дал слово Медее сделать ее своей женой. Но он все больше обращает внимание на Агилею, и отказывает Медее, грезя жениться на Агилее. Это устраивает волшебницу, и она начинает свою войну за любовь Тезея. Но все старания напрасны. Она не может разрушить влюбленность и верность молодых людей. Тогда Медея решает отпустить их из своего жестокого плена и вернуть Тезею его меч. Эгей же, наслушавшись от своего камердинера Аркана о зверствах Медеи по касательству к Агилеи и признательный Тезею за освобождение Афин от повстанцев, дает согласие на супружество Агилеи и Тезея.

Медея принимает новое решение — уложить Тезея и умереть самой, чтобы воссоединиться с ним в смерти. Она пускается во дворец Эгея и вручает ему кубок с ядом, который он должен преподнести Тезею. Пугливый царь, опасаясь могущественной волшебницы, боится ее ослушаться. Во главе свадебной процессии являются во дворце Агилея и Тезей. Эгей предлагает им забыть престарелые обиды и выпить за примирение. Тезей, прежде чем осушить кубок, обнажает собственный меч и клянется в верности Эгею. Ошарашенный царь узнает собственный меч, который он дал маленькому сыну, отправляя его на воспитание в далекую край, чтобы оградить ребенка от своих врагов. Возмужав, Тезей вернулся в Афины полководцем, но никто из них не догадывался о его царском генезисе. Эгей выбивает кубок из рук сына и скрепляет его союз с Агилеей. Вдруг появляется Медея, парящая в воздухе на колеснице, влекомой двумя драконами. Она поджигает дворец, и лишь заступничество богини Минервы, покровительницы Тезея и Афин, спасает всех присутствующих. Пламя исчезает. Жрец Минервы возвещает о милости богов и благоволении небосводов героям, прошедшим через испытания. Вот так красиво и благополучно заканчивается история царя Афин Эгея и его сына Тезея.

В России впервые прозвучала опера Генделя «Тезей»

Федерико Мария Сарделли

Что же прикасается музыки оперы, то она тоже красива и виртуозна. Опера начинается с раскатанной увертюры, радуют слух вступления к каждому акту и ритурнели. В ней масса арий, дуэтов, ансамблей, какими заканчиваются краткие речитативы. Все это музыкальное богатство нам представил Государственный академический камерный оркестр России, какой более чем уверенно вел итальянец Федерико Мария Сарделли. Российский оркестр, имеющий вящую и богатую творческую историю, отметил в текущем сезоне свое 60-летие. Он был создан популярным альтистом и скрипачом Рудольфом Баршаем. С 2010 года его возглавляет гобоист и дирижер Алексей Уткин. Коллектив является одним из ведущих камерных оркестром России, немало гастролирует по всему миру. Его обширный репертуар включает созданья разных эпох и стилей, как о нем говорят «от барокко до джаз-рока», и все на высшем степени.

Многогранна творческая личность дирижера Сарделли. Он флейтист, дирижер, музыковед, художник, публицист и беллетрист, к тому подлинный знаток музыки барокко. В 1984 году основал оркестр старых инструментов Modo Antiquo, с которым на протяжении многих лет регулярно является в престижных концертных залах и на известных фестивалях мира. К тому же Сарделли театрален в своей музыкальной сути, отлично чувствующий музыкальную драматургию каждого исполняемого оперного композитора. Совместно с высокопрофессиональным российским оркестром Сарделли точно выстроил драматургию сложной оперы Генделя, вычленил оркестровую доля «Тезея», насытив действенностью характеры его героев, превратив концертное исполнение оперы в постановка, который сразу захватил слушателей.

В России впервые прозвучала опера Генделя «Тезей»

Оуэн Уиллеттс

За исключением российского баритона Игоря Подоплелова в небольшой роли Жреца Минервы, все прочие певцы были приглашены из европейских стран. Почти все они достойно управились с очень непростой оперой Генделя. Пожалуй, Оуэну Уиллеттсу, какой считается в Великобритании одним из перспективнейших контратеноров, хотелось пожелать в роли царя Афин Эгея вящей активности и яркости. Вокальный материал партии дает все основания к подобный трактовке. Пока же в большинстве арий его героя было вяще трусости и боязни волшебницы, чем его царственности.

В России впервые прозвучала опера Генделя «Тезей»

Катерина Каспер

Но особые притязания у меня к исполнительнице партии Агилеи украинской певице Катерине Каспер. У нее весьма красивое и выразительное сопрано. В первой половине спектакля (пятиактная опера шла с одним антрактом) Каспер распевала с проникновенностью и интонационной точностью, особенно на mezzo–voce. Во другой половине у Каспер начались серьезные проблемы с интонацией, и несколько арий ее героини было тяжко слушать из-за откровенной фальши. Это странно для певицы, трудящейся сегодня во Франкфуртской опере (Германия). К счастью, все дуэты, в первую очередность с Тезеем, Каспер не нарушала. Да и к финалу интонация вошла в норму. Неплохим партнером Каспер была меццо-сопрано Оливия Фермойлен из Нидерландов, многообразно актерски и вокально показав полководца Тезея.

В России впервые прозвучала опера Генделя «Тезей»

Оливия Фермойлен

В опере была еще одна влюбленная чета: камердинер Эгея Аркан и наперсница Агилеи Клиция. Представлялось бы, герои второго плана. А вот контратенор Константин Дерри, воображающий Украину и Испанию, спел своего Аркана на уровне основного исполнителя. Какими выразительными, а главное действенными были все его барочные рулады. С какой легкостью Дерри выпевал их, вкладывая в любую свою верную любовь к Клиции. Под стать Аркану была и его подруга, спетая немецкой певицей Катариной Рукгабер. Она тоже обожала Аркана, но иногда чисто по-женски провоцировала его ревность. Аркан-Дерри весьма смешно приходил в отчаяние, но все заканчивалось гармоничным дуэтом влюбленных.

В России впервые прозвучала опера Генделя «Тезей»

Анн Халленберг

Основной героиней московского «Тезея» оказалась волшебница Медея в исполнении меццо-сопрано ослепительной певицы и актрисы из Швеции Анн Халленберг. Безупречный виртуозный вокал, насыщенный беспрерывными сменами настроений и противоречивых чувств героини, абсолютное владение барочным манером. «Тезей» очень хорошо принимался зрителями, но большая доля аплодисментов и цветов заслуженно выпала на долю Анн Халленберг. Захотелось, чтобы имя талантливой певицы и актрисы не пропало бесследно с московского музыкального небосклона, а появлялось на нем снова и опять.

Праздник барочного искусства, задуманный Михаилом Фихтенгольцем и Московской филармонией, состоялся. Будем ожидать новый в следующем сезоне.
Елизавета ДЮКИНА

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Ключ: newsmuz.com

Leave a Reply