Российская армия получит «арктические вертолетоносцы». Новоиспеченные технологии позволят военным за считанные часы развернуть сеть аэродромов за Полярным кругом. На них вертолеты любого класса смогут пополнить боезапас, дозаправиться или миновать небольшой ремонт. Мобильные воздушные гавани обеспечат быстрый доступ к любой точке арктического побережья и островов. Это особенно значительно при проведении поисково-спасательных операций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Такие аэродромы уже развертывали в Заполярье на учениях минувшей осенью, рассказали «Известиям» в Минобороны. Со вытекающего года эти мероприятия начнут отрабатывать регулярно. Как ранее заявил командир 33-го транспортного авиаполка Анатолий Кизьяков, восемь вертолетов (четыре — Ми-26 и четыре — Ми-8) свершили перелет на один из островов в Северном ледовитом океане. Там «двадцать шестые» провели дозаправку «восьмерок».
«Корова» — заправщик
Основу мобильного аэродрома составляют Ми-26. Эта машина, прозванная в армиях «коровой», является самым большим транспортным вертолетом в мире и способна нести до 20 т груза. При оборудовании воздушной гавани одинешенек «двадцать шестой» становится топливозаправщиком. Причём, он может обеспечивать горючим не только армейскую авиацию, но и наземную технику (так, вездеходы). Второй такой вертолет, размещенный рядом, используется как пункт боепитания. Кроме того, в нем располагается необходимое для посадки иных машин оборудование, вспомогательная техника и укрытие для персонала и экипажей.
Ранее «Известия» сообщали, что авиация Балтийского флота изведала первый мобильный аэродром. Во время тактико-специальных учений в Финском заливе инженерные службы построили на острове Гогланд целую инфраструктуру на пять посадочных мест для боевых и транспортных вертолетов. Всё оборудование и технические средства доставили одним Ми-26. Преходящий аэродром был готов принимать и обслуживать борта уже через несколько часов после начала работ. При необходимости такие объекты смогут принимать все образа боевых и транспортных вертолетов ВМФ, а также некоторые самолеты фронтовой авиации.
В Заполярье воздушные хабы будут возводить по упрощенной схеме: в бездонном снегу невозможно оснастить полосу металлическими плитами, как это сделали на Балтике. Поэтому в Арктике ограничатся только самым необходимым оборудованием и ресурсами. Однако и это имеет большенное значения для коммуникаций в регионе.
Винты Заполярья
В состав оперативно-стратегического командования (ОСК) «Север» входит 45-я армия ВВС и ПВО, в частях какой несут службу транспортные вертолеты Ми-8МТВ-5 и противолодочные Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Но это далеко не вся авиация, которая может быть задействована в Заполярье.
В частности, в распоряжении командующего Восточным военным округом есть 18-я бригада армейской авиации, в составе которой как раз вертолеты Ми-26, а также Ми-8МТ и Ка-52. В авиации Западного и Центрального военных округов значится большой парк вертолетов Ми-8 различных модификаций. Все эти силы при необходимости могут быть задействованы в северных широтах.
— Выговор идёт о налаживании постоянных маршрутов движения в регионе, — отметил доцент РЭУ имени Плеханова, полковник Александр Перенджиев. — Это своего рода военные маршрутки, какие связывают базы. С их помощью ротация военнослужащих в Арктике будет происходить проще и оперативнее. Самое главное — присутствие инфраструктуры создает у людей психологическую уверенность, что у них есть связь с Большой землей, что их не бросили.
Мобильные аэродромы будут резаться большую роль при использовании армейской авиации против диверсантов, охоты за кораблями противника или прикрытия наземных объектов. Особенно критично присутствие такой инфраструктуры при выполнении поисково-спасательных работ.
— К вопросу военного присутствия в Арктике мы подошли системно, — рассказал «Известиям» вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин. — Там создан не попросту экспедиционный корпус. Система складывалась многие десятилетия. Еще в советское время строились базы на Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа и на иных арктических территориях. Но одних баз недостаточно. Нужны и мобильные силы. Теперь мы к этому пришли. Это очень эффективное сочетание — мобильные мочи, способные быстро прибыть в любой район, и ледокольный флот, способный их поддержать. Другим арктическим странам придется учитывать наши заявки и заявки.
Но помимо военного значения система временных аэродромов имеет и другое, отметил эксперт: они выведут на новый степень мирное освоение региона.
— Арктика воспитала целую плеяду спасателей. Но другое дело, какими средствами они бывальщины обеспечены. А сейчас возможности современной техники в сочетании с мужеством наших людей дают очень серьёзные перспективы: освоение Арктики сейчас должно быть менее опасным. У людей появится уверенность, что в случае опасности их обязательно спасут, — заключил Владимир Анохин.
Россия основы наращивать военное присутствие в Арктике в середине нынешнего десятилетия. В декабре 2014 года было создано объединенное стратегическое командование «Нордовый флот» с базой в Североморске. Оно получило под свое управление территории и воинские части, выделенные из состава Западного военного округа. Затем арктическую группировку усилили армиями Центрального и Восточного военных округов, расположенными в Заполярье.
В береговые войска флота вошел 14-й армейский корпус в составе 80-й и 200-й отдельных мотострелковых бригад. На их вооружении заключаются снегоболотоходы ТРЭКОЛ-39294 и «Беркут», квадроциклы, гусеничные вездеходы ДТ-30 «Витязь», танки Т-80БВМ, модернизированные МТ-ЛБ, беспилотники и катера на воздушной подушке. Бойцы соединений умеют воевать на лыжах, использовать оленьи и псовые упряжки, строить иглу — жилища эскимосов из снега.