«Вашингтонский обком» вопреки Трампу готовит новый удар по России

«Вашингтонский обком» вопреки Трампу стряпает новый удар по России

Президенту США придется участвовать в брани санкций, не желая того

«Вашингтонский обком» вопреки Трампу готовит новый удар по России
фото: Алексей Меринов

Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) был подмахнут Дональдом Трампом 2 августа прошлого года. В «противники Америки» бывальщины записаны Россия, Иран и Северная Корея, но в фокусе этого законодательного акта есть именно Россия. CNN напоминает, что Трамп очень не хотел впрыскивать новые санкции против России, что он не признавал факта российского вмешательства в американские выборы (вопреки целому мнению всех разведслужб США), что конгресс был готов преодолеть президентское вето и что Трамп подмахнул этот закон, наступив на горло собственной песне.

Доклад — еще не санкции

Собственно, едва-едва ли не главной целью принятия данного закона было собственно задушить песню Дональда Трампа о недоказанности российского вмешательства и нецелесообразности применения санкций против России. Закон специально запретил президенту США отменять санкции без согласия конгресса.

Помимо этого, а также расширения санкционного списка закон CAATSA обязал минфин США представить конгрессу доклад о высокопоставленных российских чиновниках и бизнесменах. В CAATSA детально прописано, что должен вводить в себя доклад минфина. В частности, одним из обязательных элементов является информация об касательствах лиц и организаций, о которых там пойдет речь, с Президентом РФ Владимиром Путиным. Надо также показать возможную связь фигурантов с силовыми структурами — ФСБ, СВР, генштабом Вооруженных сил, Минобороны. Среди прочих компрометирующих факторов — вложение капиталов в экспортные нефте- и газопроводы РФ, поддержка правительству Сирии в приобретении вооружений, участие в подрыве кибербезопасности США (организация или выполнение хакерских операций), содействие приватизации государственных активов в прок госчиновников или их подставных лиц, причастность к нарушениям прав человека в России.

Составителям доклада вменяется в долг рассказать о причастности упоминаемых лиц к коррупции, об их источниках дохода, имущественных активах, а также об активах их ближайших родственников. Можно предположить с большой степенью вероятности, что лики и компании, которые будут упомянуты в докладе как соответствующие вышеупомянутым «параметрам компромата», без большенный задержки перекочуют из доклада в санкционный список.

Конечно, «кремлевский доклад» — еще не закон и даже не президентский указ. То, что имярек будет упомянут в докладе, еще не означает, что он непременно подпадет под санкции. Агентство Bloomberg строчило о том, что в минфине США старались четко провести границу между этим документом и грядущим окончательным санкционным списком, ведь непосвященные будут это все воспринимать как целое целое.

Задача: подстегнуть Трампа

Главное предназначение минфиновского доклада — дать обоснование вытекающего раунда санкций, к которому Трамп относится «без аппетита». Администрация проглядела первоначально установленный для представления доклада крайний срок — 1 октября 2017 года; после она пропустила следующий дедлайн — 26 октября; теперь конгресс ждет от правительства спрашиваемых данных к 29 января 2018 года. Сенатский комитет по делам вооруженных сил, возглавляемый Джоном Маккейном, уже неоднократно спрашивал ускорить представление доклада.

Но доклад минфина не единственный в своем роде. С различных сторон подключаются группы поддержки, которые должны усилить и дополнить минфиновский документ. Так, по инициативе старшего демократа в сенатском комитете по иноземным делам Бена Кардина был подготовлен 200-страничный доклад «Путинская асимметричная штурм на демократию в России и Европе: последствия для национальной безопасности США». В этом документе Россию винят в попытках подорвать демократические институты западного мира, а Трампа — в неспособности противостоять этой угрозе.

В докладе Кардина содержится рекомендация: немало агрессивно использовать финансовые санкции против РФ. Этот тезис, как ратифицирует Associated Press, вызвал интерес законодателей-республиканцев. В конгрессе начинов формироваться межпартийный консенсус в отношении более жестких антироссийских мер финансового нрава.

Незадолго до появления доклада минфина в Америке увидел свет еще одинешенек доклад на ту же русскую тему, он озаглавлен «И снова — сдерживание России». Доклад подготовили два старших научных сотрудника влиятельного Рекомендации по международным делам — Роберт Блэквилл и Филипп Гордон. Оба эти джентльмена в прошедшем занимали видные посты в президентских администрациях: Блэквилл — у Буша-старшего и Буша-младшего, Гордон — у Клинтона и Обамы. Первоначальный, соответственно, республиканец, а второй — демократ. Эта разнопартийность авторов придает достоверности их совместным выводам. Добавочно повышает достоверность та оговорка, которую делают исследователи:

«Мы оба трудились после окончания «холодной войны» в направлении более конструктивных американо-российских касательств… И мы с большой неохотой делаем вывод, что Соединенным Штатам вытекает более энергично противодействовать России. Так же, как это было в годы «морозной войны», Вашингтон должен взаимодействовать с Москвой и сотрудничать с ней тогда, когда сотрудничество отвечает интересам США. Но Соединенные Штаты не могут бездействовать, когда противник не лишь проводит политику противодействия американскому влиянию везде в вселенной, но и наносит удар прямо в сердце американской демократии».

Блэквилл и Гордон заявляют, что «с учетом серьезности и последствий российского вмешательства ответ США был безотносительно недостаточным». По мнению авторов, администрация Обамы слишком поздно осознала натуральные масштабы российской операции, а осознав, не хотела реагировать, огласив лишь об ограниченных ответных мерах, когда выборы уже бывальщины позади. До выборов Барак Обама боялся, что его обвинят в попытке дискредитировать кандидатуру Трампа (в чем Трамп его все равновелико обвинил) и что ответные меры могут вызвать с российской сторонки разрушительную эскалацию кибератак.

Блэквилл и Гордон далее критикуют трамповскую администрацию даже немало резко, чем обамовскую: «Администрация Трампа сделала еще меньше. Трамп не лишь не стал отвечать на российскую интервенцию, но даже отказался признать, что она имела пункт, неоднократно называя ее выдумкой. На протяжении всей предвыборной кампании и запоздалее, когда он стал президентом, Трамп по причинам, которым тяжело найти объяснение, демонстрировал странную симпатию к России в цельном и к Путину в частности».

В свете бездействия исполнительной власти, строчат авторы доклада, инициативу пришлось проявить Конгрессу США — вот отчего появился закон CAATSA. Этот закон дает правительству эффективные инструменты противодействия России, но «к сожалению, администрация ими не воспользовалась».

Думается, что доклад Рекомендации по международным делам — влиятельного мозгового центра, к которому вслушиваются те, кто принимает государственные решения в Вашингтоне, — не случайно показался незадолго до доклада минфина. Его используют как дополнительный аргумент в прок принятия скорых и болезненных санкций против России.

России надо ожидать серьезных последствий

Что же из этого всего вырисовывается? Ясно, что Трампу едва-едва ли удастся остановить волну антироссийских мер: не только его политические противники, но и его союзники в конгрессе и его назначенцы в правительстве настроены наказать Россию за предполагаемое вмешательство в прошедшем и предотвратить, опять же предполагаемое, вмешательство в будущем. Недавно директор ЦРУ (назначенный Трампом) Майк Помпео заявил, что Россия стряпает диверсии против будущих американских выборов, в том числе против промежуточных выборов 2018 года, на каких будут переизбираться все члены палаты представителей, треть сенаторов, многие губернаторы штатов и прочие выборные лики.

В Сенате США появился законопроект под названием «Защита выборов линией проведения красной черты» (его английское сокращение — DETER — складывается в слово, какое переводится как «сдерживать»). Билль инициировали сенаторы Крис Ван Холлен (демократ от штата Мэриленд) и Марко Рубио (республиканец от Флориды). Отвечая на проблема, что следует понимать под вмешательством, Ван Холлен обозначил три его признака: хакерские взломы избирательных систем американских штатов, платная реклама в американских СМИ с мишенью повлиять на американских избирателей, а также вбрасывание в социальные сети (Фейсбук, Твиттер и др.) дезинформации, имеющей мишенью повлиять на исход выборов в США.

Если билль станет законом, то директор национальной рекогносцировки США (начальник над 16 спецслужбами) должен будет в течение 30 дней после выборов информировать конгресс о любом иноземном вмешательстве, имевшем место. А если вмешательство будет измерить от России, правительство будет обязано ввести новые санкции конкретно против российских банков и российской нефтяной индустрии.

«Билль предусматривает автоматический ввод в действие очень суровых экономических санкций, — сообщает сенатор Ван Холлен. — Он не оставляет администрации права принимать какие-либо решения в касательстве этих санкций».

Понятно, что именно эти две сферы — банковский сектор и нефтепром — воображают собой главные точки, по которым Вашингтон может намести самый болезненный удар. Нефть — главный источник бюджетных поступлений РФ. Ограничения поставок западного оборудования для нефтяной индустрии России — это снижение объемов ее нефтедобычи. А банковская сфера — это черта связи российской экономики с экономикой глобальной. Новые санкции могут штурмовать российский государственный долг и курс рубля путем запрещения на покупку американскими инвесторами новых российских гособлигаций, а также посредством бойкота престарелых выпусков. Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» предусматривает такую меру.

В санкционной повестке дня Вашингтона присутствует и такая мера, как отключение России от межбанковской операционной системы SWIFT. Если это вдруг произойдет, последствия почувствуют все граждане России, пользующиеся банковскими картами. Отключение от SWIFT — это не лишь неудобства для держателей кредитных и дебетных карт. Под ударом очутятся экспортно-импортные контракты, подорожают и станут более трудными любые денежные перечисления — тут уже будет мучиться не только кредитно-банковский сектор, но и реальная экономика.

И тогда недовольство народа волей, в разжигании которого Кремль обвиняет пресловутый «вашингтонский обком», может сделаться эффективной реальностью с трудно предсказуемыми последствиями. И то, что пик этого недовольства может прийтись в России как раз на предвыборный месяц, вылито, не случайность. Американский истеблишмент обвиняет Москву во вмешательстве в выборы США, но, вылито, своими санкционными решениями сам не прочь повлиять на ход президентских выборов в России.

Российские эксперты об американских санкциях

Игорь НИКОЛАЕВ, доктор экономических наук:

«Вероятное отключение российских, прежде всего государственных банков от системы интернациональных расчетов SWIFT — довольно серьезный удар как по отечественному банковскому сектору, так и по всей экономике в цельном. Это грозит вызвать задержки с переводом средств, привести к добавочным издержкам и дальнейшей неопределенности. Инвесторы могут оказаться в подвешенном состоянии: отечественным и зарубежным бизнесменам придется опасаться вероятных сбоев при проведении финансовых операций. Многие из них могут пойти по наименее трудоемкому линии и отказаться на какое-то время от любых инвестиционных сделок как за рубежом, так и внутри России».

Марк ГОЙХМАН, ведущий аналитик ГК TeleTrade:

«Последствия американских санкций для финансового базара нашей страны зависят от конкретных мер, их силы и глубины. Предполагаем маловероятным блокировку счетов и активов страны. Хотя есть прецедент блокировки в США $22 млрд Нацфонда Казахстана не дальше как в декабре 2017 года. Что касается российских госбумаг — ОФЗ, — значительно то, будет ли запрет на покупки новых выпусков облигаций или на инвестиции, уже совершенные, с нуждой продать бумаги прошлых выпусков. Первое более вероятно. Для самих иноземных инвесторов такие запреты будут неудобны, поскольку отнимут привычного инструмента инвестирования. С 2016 года на покупку российской валюты иноземными инвесторами для вложений в ОФЗ направлены 18 млрд долларов. В любом случае катастрофических последствий от санкций для российского базара не будет. Часть внешних заимствований заместится средствами внутренних инвесторов».

Нью-Йорк.

Санкции . Хроника событий

Получайте куцую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.

Leave a Reply