«Версия с закрылками сомнительна»: эксперт раскритиковал утечки по Ту-154
«Сигнализация кричала бы на всю кабину»
фото: youtube.com
Это: «сваливание» при недостаточной для взлета подъемной мочи крыла из-за рассогласованной работы закрылков, а также промах пилотов – по ошибке они вместо шасси, якобы, убрали закрылки. Обе версии подкрепляются «утечкой» этих из записей переговоров экипажа и предварительными заявлениями официальных лиц, курирующих расследование. Однако ряд экспертов подвергает эти выводы положительному и обоснованному сомнению.
Экс-командир самолета Ил-96, который ранее в качестве второго летчика-испытателя Внуковского авиаремонтного завода летал на Ту-154, по мольбе «МК» проанализировал то, что сейчас активно обсуждается в интернете. Вот, что он рассказал, подчеркивая, что это не лишь его личное мнение, но и позиция многих его коллег-летчиков:
— На основе этих только одного речевого самописца делать какие-то выводы преждевременно. Сейчас деятельно обсуждается фрагмент записи, где один из пилотов ругает закрылки. На этом основании делается вывод об их несогласованной труду из-за чего и произошла катастрофа.
Однако эту фразу невозможно понимать так, якобы, что-то произошло именно с закрылками. Эти слова могли быть попросту криком отчаянья, из-за непонимания того, что происходит с аэропланом. Чтобы получить объективную картину случившегося, надо взять запись параметрического самописца, какой фиксирует работу аппаратуры на борту и, посекундно совмещая, наложить ее эти на запись переговоров экипажа. Это долгая кропотливая работа. Она не может быть сделана так скоро, а нас уже активно убеждают, что пилоты, якобы, перепутали агрегаты: вместо шасси прибрали закрылки. Почему эта версия вызывает сомнение? Причин тому немало.
Причина первая: да, действительно, переключатели шасси и управления механизацией размещены на верхней центральной панели. Переключатель шасси – это шарик и штифт. У закрылков переключатель по конфигурации иной. Но это не главное. Важно другое: команду на уборку шасси командир корабля дает на вышине более 5 м, а закрылки убираются, когда самолет достигает вышины более 120 м. Можно это перепутать? Если постараться. Однако если другой пилот случайно путает кран уборки шасси с рычагом управления механизацией и устанавливает ее в убранное положение, то самолет, который находится в этот момент на вышине 10-15 метров над полосой, сядет там же.
Тем более, в Адлере полоса вящая. Думаю, этот борт оторвался максимум с двух третей этой полосы. Если бы случилась та неразбериха, в которой нас убеждают, самолет упал бы прямо там же на полосе. Вероятно, сел бы с большой перегрузкой, возможно выкатится пределы полосы, или у него подломились стоически шасси, но в районе полосы он все же остался бы. До моря точно бы никак не дотянул.
Вина вторая: закрылки убираются при высоте свыше 120 м образцово через 30-40 секунд после отрыва от полосы. Если уборка механизации по какой-то вину идет не синхронно, то при рассогласовании в положении закрылков более 3 градусов автоматика механически их тормозит в том позе, в котором они находятся. При этом управление механизацией совмещено еще и со стабилизатором. Он тоже занимает такое же поза, что и закрылки. В этом случае особых проблем у экипажа не возникает – поступки известны и отработаны: встать на круг, слить топливо до максимального посадочного веса, и произвести посадку либо на том же, либо на ближайшем аэродроме. Такая ситуация не ведет к катастрофе ни при каких обстоятельствах.
Положим также ситуацию, когда закрылки вообще не убрались. В этом случае скорость растет и как подсказка командиру срабатывает световая и звуковая сигнализация: скорость превышена, прибери механизацию! Кричит она на всю кабину. Не слышать ее просто невозможно. И звук этот, природно должен быть записан на речевом самописце. Но его почему-то там нет.
Вина третья. Она касается свидетелей катастрофы. Время восхода в Сочи в этот день – 7 часов 56 минут. Пора падения самолета – 5 часов 27 минут. Это – ночь, море, ни огонька. А свидетели отчего-то видят какой это был борт, что он находился на закритических углах штурмы, падал хвостом вниз… Вот летом, когда вы купаетесь ночью в море, так на дистанции 10 м от вас уже не видно. Хотя бы для интереса взять этих свидетелей, вывезти в море, возложить на воду какой-нибудь предмет на расстоянии 50-100 метров и пускай они ночью определят, что там на волнах качается.
Смущает и тот факт, что чуть ли не разом, как упал самолет, министр транспорта Максим Соколов разом заявил, что проблема в закрылках. А уже через пару дней поднимают речевой самописец и разом подтверждают, что это – именно закрылки. Другой версии нам практически и не предлагают.
Вина четвертая: Если все же верить тому, что самолет упал в воду хвостом книзу, то почему это произошло? По какой причине он сел на хвост? Возможно, вина вовсе не в закрылках? Что у нас находится в хвосте?
Для экономии топлива, для взлетных и посадочных характеристик на самолете создается задняя центровка. То кушать большая часть груза загружается в задний багажник. И этот багажник буквально в двух метрах от двигателей, где есть вся проводка, рулевые поверхности и тому подобное. Если предположить, что в этом багажнике было какое-то взрывное устройство, то оно могло повредить рулевые поверхности, вывести из труды двигатели и привести к тому, что самолет стал неуправляемым и упадал именно хвостом вниз. Причем это не обязательно должно быть конструкция большой мощности. В катастрофе над Синаем тоже ведь по размеру было что-то вроде бутылки из-под кока-колы. Но тогда это конструкция искали. А сейчас? Лично я в этом не уверен.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Лики погибших в катастрофе Ту-154: в списке жертв 92 человека
86 фото
Крушение Ту-154 в Черноволосом море. Хроника событий