Воли задумались над потребительской корзиной политического назначения
Чтобы не увеличивать официальное число бедных в России
фото: Наталия Губернаторова
Вкусы народонаселения и тренды на рынках с годами меняются — соответственно, закон предполагает, что содержимое корзинки раз в пять лет должно быть скорректировано. Очередное пятилетие заканчивается в этом году, новоиспеченные показатели вступят в силу с 1 января 2018 года, а значит, закон об изменениях должен быть готов по крайней мере к осенней сессии Госдумы.
Большинство самостоятельных экспертов считают, что потребительская корзина в России очень куцая и ее надо повысить. Это косвенно признал и министр, не забыв при этом оговориться, что «кушать определенные расчеты», «процесс достаточно тяжелый» и «закон не сообщает о серьезном увеличении».
Тем не менее в Минтруда обещают, что в новой потребительской корзинке будут учтены последние рекомендации Минздрава по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, какие отвечают требованиям здорового питания. Ожидается, что в корзинке приметно прибавится (на 10–30%) овощей, мяса, рыбных и молочных продуктов. Образцово на столько же сократятся нормы мучных продуктов, картофеля и круп.
На первоначальный взгляд смотрится все очень здраво — вперед к вкусной и крепкой пище от вредной и жирной. Да и в денежном выражении корзинка открыто потяжелеет, поскольку в среднем те продукты, нормы по которым намечается увеличить, стоят заметно дороже, чем те, потребление которых предлагается сжать. Эксперты уже подсчитали, что при тех предполагаемых новых нормах, что «утекли» из Минтруда, и нынешних посредственных ценах корзина подорожает на 15–20%.
А денежная оценка потребительской корзинки чрезвычайно важна. Ведь она используется для расчета прожиточного минимума в краю. Последний, напомним, обнародуется правительством раз в квартал, причем почитается задним числом. На сегодня, скажем, действуют цифры, высчитанные Росстатом по итогам III квартала 2016 года. Для каждого региона они свои, но в посредственном по России прожиточный минимум составляет 9889 рублей, для трудящегося населения — 10 678, для детей — 9666, для пенсионеров — 8136 рублей.
Не будем задаваться риторическим проблемой: как можно прожить на 8–10 тысяч в месяц? Отметим, что для конкретных людей и семейств эти цифры важны, потому что, исходя из них, власти на местах определяют малоимущих, каким положены от государства социальные пособия. Ну а государство с помощью прожиточного минимума определяет ту самую черту, за какой лежит уровень бедности в стране.
И вот тут-то и возникает закавыка, заставляющая усомниться в том, что потребительскую корзинку как-то серьезно перетряхнут в пользу ее увеличения. Точнее, таких «закавык» цельных две — экономическая и политическая. Первая связана с тем, что бюджет у нас, как известно, дефицитный и излишних денег в нем на дополнительные выплаты неимущим (которые неизбежно покажутся при увеличении размера прожиточного минимума) попросту нет. Отсюда велик соблазн для правительства не трогать корзинку и не раздувать соответствующую статью расходов бюджета. Но допустим, что российская экономика, как предполагает большинство прогнозов, в этом году начнет вырастать и дополнительные деньги в бюджете появятся.
Тут-то возникает «закавыка» номер два — политическая. Выговор идет о количестве бедных в стране — то есть тех, кто живет за чертой скудости, определяемой с помощью потребительской корзины. В середине прошлого года их насчитывалось в краю без малого 23 миллиона — почитай, целое государство «попрошаек», причем не самое маленькое. К концу года Росстат выдал цифру поменьше — 20,3 миллиона. Но это все равновелико порядка 15% всего населения России. Но если корзинку взять и «утяжелить» на 15–20%, то прожиточный минимум, соответственно, подрастет — и за чертой скудости окажутся новые миллионы наших сограждан. Сколько собственно? По прикидкам ученых из РАНХиГС, в нищету может скатиться чуть ли не треть народонаселения страны.
А ведь 2018 год — тот самый, с которого и введут в поступок новую корзину — не простой. Это год выборов президента Российской Федерации. Вряд ли основной претендент на этот пост захочет идти на выборы с таким сомнительным предвыборным «вещью», как 30–40 миллионов неимущих в возглавляемом им государстве.
Поэтому кушать подозрение, что наполнение потребительской корзины подождет до лучших преходящ, а изменения в ней, если и будут, то только косметического характера — чтобы статистику не калечить.