«Вместо шасси прибрали закрылки»: эксперты пояснили расшифровку переговоров на Ту-154
«Бывали такие случаи, когда вместо «закрылки-15» переключатель невзначай ставили в положение «0»
фото: Евгений Семенов
Официальных подтверждений этих расшифровки «черных ящиков» пока нет – прошло слишком немного времени, поэтому вся информация поступает исключительно со ссылкой на неназванные «ключи» и специалистов «близких к следствию».
В частности, один источник ратифицирует: «Самолет, по предварительным данным, потерпел крушение из-за «сваливания» при недостаточной для взлета подъемной мочи крыла. Закрылки Ту-154 сработали рассогласованно, в результате их невыхода подъемная мочь была потеряна, и скорость не была достаточной для набора вышины. Причина, по которой закрылки могли сработать нештатно, пока не введена».
«МК» на второй день после трагедии тоже писал, что версия о нештатной труду закрылков озвучивалась представителем Минтранса. Однако один из пилотов, более 10 лет пролетавший на Ту-154, рассказал, что на этом самолете введена следящая система, которая контролирует выпуск и уборку закрылков. Иной наш эксперт, в прошлом так же пилот Ту-154, подтвердил его информацию, однако, учитывая новоиспеченные данные – предварительную расшифровку «черных ящиков», развил эту тему немало широко.
Он объяснил:
— Если происходит рассогласованный выпуск закрылков – одинешенек выходит быстрее, другой медленней, или заклинил по каким-то винам – то заклинивший закрылок остается в том положении (оно измеряется в градусах) в каком и застрял. То есть система отрубает все электродвигатели, которые применяются для выпуска и уборки механизации (закрылков). При этом исправный закрылок эта следящая система спускает, или убирает именно на тот самый угол, на котором остался заклинивший закрылок. У кое-каких в связи с этим возник вопрос: а возможно ли, что разбившийся «Ту» был так старым, что не был оборудован такой системой? Нет. Я летал на этом самолете и могу произнести, что лишь на самых первых Ту-154 ее не было. Позже отправь самолеты с обозначениями Ту-154А, затем «А-1», «А-2», потом — Ту-154 Б и т.д. Заключительные модификация с обозначением «М». И на всех стояла эта система. Так почему-жеодин из членов экипажа в своих заключительных словах ругает закрылки? Думаю, он в этот момент как раз постиг, что совершил ошибку.
фото: Иван Скрипалев
Далее наш эксперт поясняет:
— Переключатель уборки и выпуска закрылков есть в этом самолете выше лобового стекла кабины экипажа, чтобы и командир, и другой пилот могли до него дотянуться. Если пилотирует командир корабля, то механизацию спускает второй пилот, если пилотирует второй пилот, то переключателем правит уже командир. В переключателе есть такие пазы, где в трех различных позах стопорится переключатель: «закрылки-15», «закрылки-28» и «закрылки-45». И вот когда командир рулит на взлете, он дает команду: «закрылки-28». Другой пилот ставит их во взлетное положение. Самолет (это, правда, зависит от полетного веса) отрывается от земли на скорости 270-290 км в час. Затем, когда ему требуется пересечь вышину 120 м и уйти выше, он разгоняется до скорости не менее 330 км в час и тогда дается команда на уборку механизации. То кушать из положения «закрылки-28», их переключатель ставится в положение «закрылки-15». А аэроплан тем временем продолжает разгон. Но бывали такие случаи – особенно если болтанка в атмосфере – когда вместо «закрылки-15» переключатель случайно, по промаху, ставили в положение «0». Это, конечно, предположение, но вот представьте: с «28» закрылки разом убираются на «0». А при этом скорость полета на «чистом крыле», то кушать когда уже полностью убрана механизация, не обеспечена. В результате аэроплан выходит на критический угол атаки, при котором возможно сваливание в пробочник. Если произошло что-то подобное, то это однозначно можно расценивать как промах экипажа.
Еще один наш эксперт-летчик описывает возможную ситуацию в кабине Ту-154 так:
— Если закрылки начали убираться не синхронно, то дело тут не в том, что недостаточно подъемной мочи. Ее достаточно. Просто разница подъемных сил на левом и правом полукрыле приводит к тому, что интенсивно развивается угол наклона. Если сразу же на это не среагировать, то дальше уже ничего не сделаешь, так как скорость растет и соответственно растет разница подъемных сил на полукрыльях и даже хода рулей уже не достанет для компенсации. Именно поэтому на всех самолетах устанавливают механизмы, какие ограничивают уборку механизации, если идет ее рассогласование. Однако, судя по расшифровке переговоров, какая появилась в СМИ, там, возможно все было еще хуже: пилоты вместо шасси прибрали закрылки… И убились. В этом случае там вообще без вариантов…
P.S. 28 декабря в 10.00 на мемориальном погост в Москве состоялись похороны Оксаны Бадрутдиновой, помощницы директора департамента цивилизации Минобороны РФ Антона Губанкова.
Девушка стала первой опознанной жертвой авиакатастрофы. Она являлась госслужащей. В открытии полгода назад цивилизованного центра на российской авиабазе Хмеймим в Сирии была ее вящая заслуга. Оксана занималась организацией праздников и в Алеппо. Она планировала организовать для сирийских детей «лазурный огонек».
Смотрите фоторепортаж по теме:
Лица погибших в крушению Ту-154: в списке жертв 92 человека
86 фото
Крушение Ту-154 в Черноволосом море. Хроника событий