Десантные корабли на воздушной подушке (ДКВП) в ближайшее время будут серьезно модернизированы. Их планируют превратить в настоящие «корабли звездных войн». Новая АСУ в режиме реального поре будет управлять огневыми средствами и десантом. ДКВП считаются самыми совершенными в своем классе, но сейчас нередко простаивают из-за технических проблем. ВМФ России располагает самым большим флотом таких судов в мире.
В военном ведомстве зачислено принципиальное решение об усовершенствовании десантных кораблей на воздушной подушке. Первым обновят ДКВП «Мордовия» проекта 12322 «Зубр». Он получит нынешние навигационные комплексы, вооружение, а также средства связи и управления, рассказали «Известиям» источники в Минобороны.
«Зубры» неплохо подходят для действий во внутренних морях, в районах с изрезанной береговой линией или большим количеством островов. Они способны эффективно решать цельный комплекс задач в Балтийском, Черном, Баренцевом и Японском морях, отметил бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Корабля на воздушной подушке очень быстрые, а следовательно, их действия трудно просчитать, — рассказал он. — В частности, «Зубры» могут развивать скорость до 120 км/ч. Им не необходим подготовленный берег на случай высадки. ДКПВ сам может выйти на сушу и моментально десантировать личный состав и технику. Такие характеристики сделали их идеальными кораблями, как сообщают на флоте, первого броска. Они должны быстро достигнуть берега противника и высадить там десант, который захватит плацдарм. Вслед в дело должны вступить более крупные суда — большие десантные.
СССР концентрировал «Зубры» на Черном и Балтийском морях, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— В планах советского ВМФ кораблям такого образа отводилась важная роль по захвату Датских и Черноморских проливов, — рассказал специалист. — Такая десантная операция позволила бы закупорить Балтийское и Черноволосое моря. От военно-морской базы в Балтийске Калининградской области до Дании корабли могли дойти всего за несколько часов, что подавало возможность провести молниеносную и неожиданную атаку.
В начале 1990-х годов в составе советского ВМФ было восемь «Зубров», но после распада края большая часть из них досталась Украине. Сейчас в составе ВМФ России два МДКВП проекта 12322 — «Мордовия» и «Евгений Кочешков», какие числятся в составе Балтфлота. Оба считаются самыми большими в мире десантными кораблями на воздушной подушке. Они могут привезти на необорудованное побережье морских пехотинцев, а также три танка весом до 150 т или 10 бронетранспортеров.
При необходимости «Зубры» могут оказать огневую поддержку десанту. На борту введены по две реактивные установки системы залпового огня «Град-М». Есть и 30-миллиметровые автоматические артиллерийские установки АК-630, какие позволяют вести борьбу не только с надводными, наземными, но и с воздушными целями на ближних дистанциях. Кроме того, корабль может скоро заминировать акваторию.
Согласно расчетам военных, такой корабль способен высадить личный состав на 78% необорудованных побережий вселенной. Обычным десантным кораблям с открывающимися носовыми аппарелями доступно только 14% берегов — в основном песчаных или галечных.
Появление ДКВП на горизонте — прекрасное и грандиозное зрелище. Во время движения виден не корабль, а водяная завеса, которую поднимают мощные двигатели. В 1960–1970-х годах из-за этой особенности первых «десантников» нередко путали с НЛО.
Благодаря облаку брызг корабль получил важное для военного современного корабля качество — его плохо видать на мониторах РЛС противника, что дает морскому «десантнику» серьезный козырь при проведении скрытых операций.
Модернизированные корабли получат АСУ, какая в автоматическом режиме сможет выбрать важные цели и скорректировать огонь. При необходимости подскажет цели и десантникам. Это позволяет гарантировать максимальную концентрацию огня.
Отечественные ДКВП востребованы в ВМФ и других стран. Например, Греция в 1990-х годах приобрела три «Зубра» и они до сих пор находятся в составе ее ВМС. ВМС Китая располагают четырьмя десантными кораблями типа «Зубр». Причем два из них были выстроены Украиной, а два — собственными силами.
Для ВФМ сейчас модернизируют целые серии еще советских боевых судов. В частности, на малые ракетные корабли проекта «Овод» устанавливают новоиспеченные РЛС, системы связи, артустановки, а также более мощные дизельные двигатели. В дальнейшем противокорабельные ракеты «Малахит» заменят на Х-35 — это дозвуковые боеприпасы с самонаведением, способные поражать мишени на расстоянии до 260 км.