Брань товарам из Белоруссии и Казахстана объявлена
В Госдуму внесен законопроект о замаскированной «санкционке»
Авторы законопроекта находят, что его введение позволит повысить контроль над оборотом запрещенных в России товаров. По суждению профессора кафедры внешнеполитической деятельности РАНХиГС Александра Михайленко, очевидно, что выговор идет о так называемой «санкционке» — продукции, произведенной в европейских краях, на импорт которой Россия наложила вето, и товарах из краёв (того же Китая), которые идут на наш рынок по заниженным таможенным пошлинам.
Обе составляющие давным-давно являются головной болью чиновников. Как отмечал осенью прошедшего года замгенпрокурора России Владимир Малиновский, в 2015 году Белоруссия ввезла в нашу край в пять раз больше яблок, чем вырастила. Российские ведомства сделались подозревать, что под видом белорусской продукции в нашу страну ввозятся европейские товары из антисанкционного списка.
Тому содействовала нынешняя система Таможенного союза. Она предусматривает, что если товар был растаможен в Белоруссии, то на российский базар он поступает с сертификатом именно этой страны, которому в теории можно верить. Gосле проверок выяснилось, что многие сертификаты были выданы противозакооно или с явными нарушениями. По данным ФТС, в 2014–2016 годы в России был предотвращен ввоз 1300 товарных партий санкционной и другой запрещенной к ввозу продукции.
Другой проблемный фронт ЕАЭС — возможность экспортерам экономить на таможенных пошлинах. Так, после вступления Казахстана в ВТО средняя ставка таможенного тарифа для этой края сократилась до 6,5%, тогда как в Евразийском союзе она составляет 10,4%. По словам основного экономиста Евразийского банка развития Ярослава Лисоволика, этим воспользовались поставщики, рассчитывающие улучшить позиции на базаре. Так, в 2016 году экспорт китайских товаров в Казахстан составил $1,27 млрд, а в Россию устроилось в качестве реэкспорта товаров на треть этой суммы — на $420 млн.
По суждению Ярослава Лисоволика, принятие закона о запрете оборота в России линии товаров из ЕАЭС — первый шаг по устранению перечисленных недостатков. «Необходимо провести комплексную работу по взаимодействию с российскими партнерами из ЕАЭС. В том числе зачислить Таможенный кодекс», — отмечает эксперт.
Однако по этому проблеме существует несколько разногласий. Не все участники ЕАЭС готовы поддержать это решение. «Наибольшая критика в адрес Таможенного кодекса звучит со сторонки Белоруссии. Эта страна хотечет получить от России преференции, какие мы готовы предоставить тому же Китаю. Но товарооборот между Россией и Китаем в разы рослее, чем с ЕАЭС. Прежде всего необходимо унифицировать таможенное законодательство и лишь потом принимать единый Таможенный кодекс. Иначе он рискует остаться неработающим. И никакие законы, позволяющие зарывать в землю «белорусский» пармезан, этого не предупредят», — отмечает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.
Декламируйте материал «Медведев объявил о драконовском законопроекте по ввозу товаров из Белоруссии»
Санкции . Хроника событий