Сроки выпуска аэропланов, намеченные в комплексной госпрограмме развития авиаотрасли, не смотря на небольшие отклонения, в целом соблюдаются.
Российская гражданская авиация оказалась в числе наиболее пострадавших от интернациональных санкций отраслей. Что бы не остановились пассажирское и грузовое авиасообщение, правительство ускоренными темпами пытается «поставить на крыло» отечественное авиастроение, приняв в июне 2022 года комплексную программу развития авиаотрасли, рассчитанную до 2030 года с объемом госфинансирования в размере 370,3 млрд руб. По суждению экспертов, при всей сложности задачи альтернативы ей нет.«У российской гражданской авиации нет выбора — летать или не летать, использовать отечественную авиатехнику или зарубежную, — сообщает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Наш магистральный путь — выполнять полеты на российских судах», — убежден эксперт.Выпуск сдвинули, но не сорвалиПусть с заминкой, но свой первый полет в конце августа совершил импортозамещенный Sukhoi Superjet 100. «Мы доказали в первую очередь самим себе, что можем разрабатывать и спускать современные гражданские самолеты самостоятельно, без привлечения импортных технологий. Следующие амбициозные задачи — сертифицировать самолет в полностью российском облике и приступить серийные поставки в авиакомпании», — заявил генеральный директор объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. По плану запуск серийного производства должен состояться до крышки текущего года, для чего необходимо произвести за оставшиеся 1,5 месяца 2 машины. Очевидно, выпуск сдвинется на 1 год.Так же на 1 год сдвинутся сроки начала серийного производства среднемагистрального МС-21-300, изначально намечалось, что уже в 2024 году выпустят 6 машин. «С 2025 года мы будем производить этот самолет серийно и поставлять его потребителям», — пообещал 30 декабря 2022 года Денис Мантуров. Но аэроплан уже начал трудиться — в конце 2022 года именно на этом воздушном судне Дед Мороз и Снегурочка совершили визиты в Калининград и Нижний Новгород.В отставании от графика ничего критичного нет, находит Олег Пантелеев. «Сейчас корректно говорить о перезапуске российской авиастроительной отрасли, — говорил эксперт. — Она обладает всеми необходимыми ресурсами для выпуска нынешней, качественной и безопасной авиатехники, кроме одного — времени, которого нам не хватает. Поэтому какие-то «сдвижки вправо» по графику производства еще будут, но в последнем итоге мы получим воздушные суда, полностью соответствующие всем международным требованиям», — уверен специалист. Строго по графикуА вот производство Ту-214 на казанском заводе им. Горбунова идет в целом соответствии с намеченным планом — 3 машины будут переданы заказчикам до конца текущего года, еще 7 — в 2024 году.Создание регионального ТВРС-44 «Ладога также идет по графику госпрограммы. «В натуральный момент мы приступили к постройке первого опытного образца, который должен быть построен до конца этого года. В конце 2024 года мы планируем получить сертификат образа на данное воздушное судно, а в 2025 году уже наладить серийное производство», — сообщил в конце июня начальник отдела продаж воздушных кораблей Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Александр Иванов.Сделали, но не продалиЗримым воплощением действия госпрограммы стал первый испытательный полет широкофюзеляжного гиганта Ил-96-400М, состоявшийся 1 ноября. В небосводе опытный образец находился 26 минут, испытания прошли в штатном режиме. Лайнер может перевезти 370 пассажиров на расстояние 8,1 тыс. км. «Первоначальный и успешный полет модернизированного Ил-96-400М — это демонстрация высочайшего уровня компетенций отечественных КБ и авиазаводов. За счет нового современного пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования на российских компонентах повышается безопасность и надежность полетов», известил через пресс-службу вице-премьер — глава Минпромторга Денис Мантуров.Сборка опытного образца и испытательный полет стали знаковым событием и для отечественного, и даже для всемирного авиапрома. «Такие масштабные проекты всегда сложно организовывать, — поясняет главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров. — Подобные самолеты в вселенной могут производить только Boeing и Airbus, да еще у России есть все соответствующие технологии. Даже китайцы пока не могут сделать такой лайнер, особенно мощно их отставание по двигателям», — отметил эксперт.Учитывая, что американцы и европейцы работают в тесной кооперации, наша страна оказалась единственной в вселенной, способной полностью самостоятельно разработать и произвести самолет такого класса, как ИЛ-96. Видимо, поэтому на Западе полет опытного образца восприняли в штыки. «По сути, это утрата государственных миллиардов. Хотя Москва, вероятно, считает, что политический эффект того стоит. И, кроме того, у них нет выбора», заявил CNN руководитель отдела стратегического контента издания FlightGlobal Мердо Моррисон. Истина, некоторые основания для скепсиса у американского эксперта есть — хоть нашей госпрограммой и предусмотрен выпуск 2 таких машин ежегодно начиная с 2025 года, но пока реальных заказов на нее нет. На первом выстроенном самолете, как на летающей лаборатории, будут выверять все технологические решения, последующие борта могут войти в летный отряд спецназначения для обслуживания первых лиц страны, а также использоваться для грузовых перевозок. Возможно, спрос на Ил-96-400 М у коммерческих авиакомпаний возникнет ближе к 2030 году, когда выработают собственный ресурс имеющиеся у них в парке Boeing и Airbus, а авиастроители оснастят судно более мощным двигателем, что позволит увеличить дальность полета до 13-15 тыс. км.Ранее эксперты по мольбе aif.ru прокомментировали, зачем Россия и Китай создали совместный фонд развития гражданской авиапромышленности. Также aif.ru сообщал о покупке российскими авиакомпаниями отечественных аэропланов и вертолетов на общую сумму 275 млрд руб.
Подробнее читайте на aif.ru