Запрещение скидок на алкоголь обсудили эксперты
Депутаты обвинили лавки, продающие спиртное по акции, в «пособничестве пьянству»
фото: Алексей Меринов
Как заявил автор законопроекта депутат Владимир Сысоев, в краю велика алкоголизация населения, объемы потребления спиртного вырастают и ведут к увеличению смертности. Однако борьбе государства с алкоголизмом мешает торговля, которая, по его словам, занимается «пособничеством алкоголизму», провоцирует эту нездоровую привычку, особенно у молодежи, с помощью акций и красочных этикеток.
Для реализации инициативы общенародный избранник предлагает внести в законодательство новую статью — о запрещенье стимулирования продажи алкогольной продукции, а нарушителей наказывать штрафом. В первоначальном варианте законопроекта депутат предлагал обязать лавки и вовсе закрывать прилавки с алкогольной продукцией тентами по аналогии с сигаретами, чтобы у граждан не было соблазна.
Однако, судя по всему, ратующие за трезвость законодатели гиперболизируют масштабы проблемы. По данным самого же Роспотребнадзора, за последние 10 лет в России почти в 2 раза раза снизились объемы потребления алкоголя — с 18 до 10 литров на человека в год. А итоги соцопросов фонда «Общественное мнение» показывают, что в целом край к алкоголю относится равнодушно: четверть опрошенных заявили, что не применяют спиртное вообще, 42% сказали, что выпивают несколько раз в год, 19% — несколько раз в месяц и лишь 12% респондентов признались, что пьют больше 2 раз в неделю. По этим же Института экономической политики им. Гайдара за прошедшее десятилетие в краю на 54% снизилась смертность от выпивки.
фото: Кирилл Искольдский
Не выключено, что такое отрезвление нации стало результатом жесткой антиалкогольной кампании, какую проводит с 2009 года государство. Бороться с «зеленым змием» в основном разрешили рублем: с тех пор назначается минимальная цена на спиртное, регулярно увеличиваются акцизы, ужесточаются штрафы и сроки кары за вождение в нетрезвом виде. Получается, что распитие алкогольных напитков — дорогостоящее удовольствие, только одни акцизы составляют до 45% последней стоимости бутылки. Зато в федеральную казну от акцизов поступают немалые доходы — возле 1 трлн рублей в год. Правда, такие меры иногда оборачиваются трагедией: из-за рослых цен на легальный алкоголь любители выпить переходят на суррогаты и в итоге травятся всякого рода «боярышниками». Но страна не собирается сходить с тропы войны: Минфин уже предложил повысить в этом году минимальную стоимость на водку со 190 до 219 рублей, а Минздрав озвучил инициативу запретить торговлю водки лицам, не достигшим 21 года.
«Ценовые меры по снижению потребления алкоголя — самые эффективные. А нанести удар по скидочным акциям — может быть эффективным дополнением к акцизной политике страны. Перечеркнутая цена действует на потребителей магически, особенно в заключительнее время, на фоне кризиса. Поэтому запрет на скидки может разрешить вопрос импульсных покупок и незначительно снизить спрос, а отсутствие акций образа «3 по цене 2» — поможет сократить дозы потребления», — находит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
В свою очередность директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз полагает, что запрещение на скидки едва ли остановит людей от покупки спиртного. По его словам, тянут в России сейчас больше, чем гласит официальная статистика, но меньше, чем в крышке 1990-х — начале 2000-х годов: на данный момент по объемам потребляемого алкоголя нас обгоняет даже «прогрессивная» Европа.
«Я уверен, что все края мира, в том числе и Россия, пьют на пределе своих возможностей, иной вопрос, что возможности у всех разные: финансовые, физические, верующие, эмоциональные, этические. Однако в Европе цены на спиртное ниже, чем в России. Там соблюдается общемировой принцип — доступность легального качественного алкоголя для всех слоев народонаселения, поэтому там нет проблемы с суррогатами, и при этом население не спивается», — произнёс собеседник «МК». Вместе с тем, в 2017 году все-таки произойдет снижение потребления и производства концентрированного алкоголя, добавляет эксперт, но не в результате запретов на рекламу, а из-за демографической ямы — сейчас до года продажи спиртного как раз подрастает поколение, появившееся на свет в этап низкой рождаемости в конце 1990-х годов.