Земли кругом «воздушных гаваней» оккупируют застройщики
Росавицацию могут отнять контроля за строительством на подведомственных территориях
фото: Павел Кузьмичев
К приаэродромным территориям относятся огромные площади радиусом в 30 км от середины аэропорта. Чаще всего «воздушные гавани» располагаются за чертой города. Так, Москва окружена шестью аэродромами: «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», «Жуковский», «Чкаловский» и «Остафьево». Таким манером, в регионе общая площадь приаэродромных территорий составляет 12,6 тыс кв. км — это 28% всей Московской районы. Пять аэродромов находятся вокруг Санкт-Петербурга, а некоторые города целиком входят в зону аэропортов. Всего в реестр Росавиации включено 254 штатских аэропорта, территории вокруг которых очень привлекательны для застройщиков. Дело в том, что такие земли коммерчески выгодны для стройки: вокруг развитая аэропортами инфраструктура, транспортная доступность и концентрация пролетариев мест. Между тем, эти территории не совсем пригодны для жизни: рослый уровень шума вредит здоровью жителей, безопасность полетов может быть преступлена, а сами аэродромы лишаются пространства для расширения. Согласно Воздушному кодексу РФ, заявки которого не менялись с 1997 года, разрешение на застройку таких территорий выдавало руководство аэродрома с учетом обеспечения безопасности полетов и негативных воздействий на здоровье граждан. Однако в 2014 году Верховный суд России признал эту норму противозаконной, а выдача санкций на строительство полностью перешла в компетенцию Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). Совместно с тем, еще в 2012 году президент РФ поручил правительству РФ разработать законопроект, углубляющий контроль над строительством со стороны агентства. Разработанный по поручению главы страны законопроект был принят Госдумой в первом и во втором чтениях в 2014 и 2016 годах соответственно, однако рассмотрение документа в третьем чтении было отсрочено на неопределенный срок. После этого в июне 2016 года Правительство РФ привнесло в Госдуму новую редакцию законопроекта, принципиально меняющую его основную идею. Если изначально законопроект был устремлён на достижение разумного территориального планирования земель около аэропортов с учетом заинтересованностей аэропортов, девелоперов и потенциальных жителей строящихся домов, то в новоиспеченных поправках речь идет, наоборот, о минимизации зоны приаэродромных территорий и упрощении их застройки без предварительного контроля со сторонки Росавиации. В частности, новые поправки не предусматривают предварительного согласования с агентством, заменяя его контролем над уже возведенными объектами «постфактум».
Представим как будет работать такой механизм на практике. Согласно новой редакции законопроекта ничего не помешивает застройщику начать строительство на приаэродромной территории. Перед стройкой он проходит ряд затратных этапов подготвки (планировка, разработка финансовой модели проекта, проектирование), однако Росавиация может постфактум отозвать позволение на строительство и расходы застройщика окажутся напрасными. При этом процедура аннулирования противозакооно выданного разрешения, исходя из законопроекта, длится около 80 дней. За это пора застройщик может завершить этап нулевого строительства, выстроить 1-2 этажа, и, следовательно, начать привлекать средства дольщиков. Такая «лукавство» может привести к увеличению числа «обманутых» дольщиков. Но само присутствие таких дольщиков используется застройщиком для шантажа властей, чтобы всеми истинами и неправдами легализовать стройку и довести ее до конца. Кроме того, возмещать уроны оператору аэропорту придется не только дольщикам, но еще и окрестным землевладельцам, каких затронули ограничения, связанные с режимом приаэродромных территорий.
Однако даже если граждане вселятся около аэропорта, то они будут страдать от шума взлетающих аэропланов, что влечет к расстройствам сердечно-сосудистой и нервной систем, а также столкнуться с перспективой переселения вследствие признания квартиры непригодной для проживания из-за нарушения санитарных норм. Уместно, расходы на переселение жильцов тоже ложатся «ни за что ни про что» на бюджеты муниципальных образований.
Еще одним негативным последствием является то, что аэропорты лишаются шансов на расширение инфраструктуры, в частности, добавочных взлетно-посадочных полос. Их отсутствие и перегруженность аэропорта может повергнуть к его закрытию, потому что государству приходится строить новую «воздушную гавань». Так случилось со столичным «Быково», вместо которого был построен аэропорт «Жуковский».
Перепетии кругом законопроекта о строительстве на приаэродромных территориях продолжились и в нынешнем году. В марте 2017 года документ был возвращен к процедуре второго чтения в Госдуме в новоиспеченной редакции, но в ее основе так же лежала идея последующего контроля над выданными позволениями на строительство.
Вместе с тем, на данный момент на территории Московского авиационного узла размещено более 500 жилых домов, строительство которых выполняется без учета заявок воздушного законодательства. При этом в арбитражных судах Москвы и Московской районы рассматривается около 20 дел по поводу «спорного» строительства жилья на приаэродромных территориях. Пуще всего решения по этим делам оттягиваются, а тем временем дискусионные стройки вокруг аэропортов продолжаются.
При подготовке материала мы устремили запрос в правительство РФ, в частности, вице-премьеру Дмитрию Козаку, курирующему градостроительную область, и поинтересовались: д ействительно ли в России наблюдается нехватка свободных территорий под жилищное стройка, из-за чего приходится строить жилье вблизи аэропортов, относящихся к объектам 1-го класса опасности? Ведь трагических образцов того, что жить вокруг аэропортов просто-напросто страшно — не немного. Две ужасных трагедии, произошли в Иркутске. В 1997 году сквозь три секунды после взлета на жилые дома в 1,6 км от аэропорта упал транспортный аэроплан. Погибли 72 человека из них 49 были на земле. В 2006 году там же за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился пассажирский аэроплан и врезался в гаражный комплекс, расположенный на приаэродромной территории. Тогда погибло 125 человек и еще 63 пострадали.
Возникает основной вопрос к правительству: готовы ли власти принять закон, нормы какого ставят под угрозу жизни и здоровье людей, зато целиком отвечают коммерческим интересам? Но на момент публикации мы не получили ответа на запрос.
Санкции . Хроника событий