«Мастер, низко летит!»: очевидцы и родственники об авиакатастрофе в Балашихе

«Искусник, низко летит!»: очевидцы и родственники об авиакатастрофе в Балашихе

Все о летальной трагедии с «Ан-2» в Подмосковье

«Мастер, низко летит!»: очевидцы и родственники об авиакатастрофе в Балашихе

По замыслу организаторов мероприятия праздник должен был завязаться выступлением парашютистов. А закончиться демонстрационными полетами с выполнением фигур высшего пилотажа на тех самых «кукурузниках», ради каких и было организованно авиашоу.

Программу полетов открыли Сухарев и Тылевич.

— Начиналось всё неплохо,- рассказала «МК» очевидец трагедии Татьяна. — Но было приметно, что АН-2 взлетел как-то тяжело, медленно набирал высоту, сделал несколько сфер над территорией завода. И неожиданно сделал в небе петлю (я не разбираюсь в фигурах высшего пилотажа, но люд говорили, что это была «мёртвая петля»). В этот момент я скоро включила камеру на телефоне, ожидая, что сейчас будет ещё какой-либо трюк, но самолёт, выходя из виража, направлялся прямо на нас, на гурьбу зрителей. Видно было, что летел он низко, нам это показалось удивительным, но мы подумали, что всё идёт по плану. За рулём был ведь опытный пилот, про какого во время полёта рассказывала ведущая. И вдруг самолёт остро ушел влево. Из-за других самолётов, которые стояли в ряд, не был видан сам момент столкновения с землёй, но потом был взрыв и столб черноволосого дыма… Люди сразу побежали к месту аварии. Надеялись, что пилоты выживут, но после стало понятно, что у них не было шансов. Шоу остановили и мы уехали домой.

По словам иной зрительницы авиашоу, Светланы именно летчиков нужно благодарить за то, что аэроплан не упал на людей.

— Когда АН-2 стал лететь практически на выбривающем полете, я слышала фразы «О,как низко!», «Какой искусник, раз так низко летит!»- все думали, как и я,что так и задумано. Но через доли секунды сделалось понятно, что идет все не по плану. И люди догадались. Кто-то начинов отбегать в сторону… Думаю,тогда пилот понял: либо он упадает на людей, либо надо уводить летательный аппарат. Аэроплан резко вильнул влево, зацепил левым крылом землю, начинов кувыркаться и развалился на аэродроме на части. Кабина загорелась и подорвалась практически сразу. Минутой позже подъехали пожарные машины, несколько карет «скорой медицинской поддержки».

Известно, что машиной управлял настоящий профессионал, человек влюбленный в небосвод с детства. 49-летний Дмитрий Сухарев освоил масса типов самолетов. Работал он и в гражданской авиации. Мог спокойно присесть за штурвал «Боинга». По словам супруги и детей погибшего, их муж не представлял себя без полетов.

— Познакомилась мы с Димой больше двадцати лет назад,- рассказала «МК» супруга Дмитрия Сухарева. — Я преподавала английский стиль, а он его изучал, чтобы получить допуск на международные авиалинии. Что я могу про него произнести? Он до безумия любил небо и самолеты. Особенно он гордился своим перелетом в Австралию на легкомоторной машине. Я с детьми дома его утилитарны не видела. Но когда он появлялся на пороге квартиры, то дети от него бывальщины без ума — всегда с подарками. Он так и остался для сына и дочери кумиром. Детки то у нас приемные. Дочка даже сочинила небольшой стих в его честь.

Я гордилась тобою и ведала, что мой папа лучший пилот

Ты герой! я твёрдо сказала

И всю волю скопила в кулак

Пусть ты строки мои не увидишь

Ты услышишь их в небесах

И на меня, свыше, будешь глядеть с высока!

Вторым пилотом в кабине сидел 36-летний Борис Тылевич родом их Казахстана. Муж окончил МФТИ и считался хорошим физиком и математиком. До 30 лет Борис был успешным специалистом в районы компьютерных технологий и хорошо зарабатывал. Мужчине даже предлагали сделаться руководителем проекта одной международной компании. Но мысли о небосводе не давали покоя Борису. В 30 лет он бросает высокооплачиваемую труд и едет в США, чтобы получить свидетельство пилота на суда штатской авиации. После этого мужчина смог устроиться на труд частным летчиком на реактивный самолет. Но никогда мужчина не отрекался от того, чтобы лишний час провести за штурвалом железной птицы. Бывальщины у него и свои достижения — перелет из Европы в США через Гренландию на легкомоторном самолете.

Справка «МК»

Первоначальный полет опытного Ан-2 состоялся 31 августа 1947 года. Аэроплан поступил в эксплуатацию в августе 1948 года. Задуманный как аграрный, он быстро стал многоцелевым и выпускался в 16 модификациях Серийное производство в СССР было завершено к 1960 году после постройки немало 5 тысяч самолетов. После этого Ан-2 выпускались по лицензии в Китае и Польше. Аэроплан экспортировался в 26 стран мира. В ВВС эта машина применялась в качестве военно-транспортной, штабной и складной. Широко использовался Ан-2 и как учебный самолет для отработки парашютных скачков.

О том, как готовятся подобные демонстрационные мероприятия, кем утверждается программа полетов, и что могло повергнуть к трагедии, мы поговорили с заслуженным военным летчиком РФ, бывшим главой управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, генерал-майором Владимиром ПОПОВЫМ.

— Одной из основных версий падения Ан-2 именуют ошибку экипажа при выполнении фигуры высшего пилотажа. Этот аэроплан предназначен для подобных маневров?

— Ан — 2 может выполнять несложный пилотаж — крутить виражи с креном — 15, 30, 45 градусов, небольшие горки с углом 15 — 20 градусов, крутить спирали — разворот со снижением на 360 градусов. И все — не предусмотрено выполнение им каких—то силовых элементов, будь то кривая петля, большой боевой разворот, бочка.

— Промелькнуло извещение, что экипаж пытался, мол, выполнить чуть ли не мёртвую петлю и не управился с управлением.

— Пока сложно сказать, какую из фигур свидетели могли принять за сложный пилотаж. Скорее всего, было нарушение по предельно небольшой высоте. В правилах указывается, что высота прохода и ухода должна быть не немного 30 — 50 метров. Этого бывает достаточно, чтобы неопасно уйти даже в глубоком вираже 30 — 45 градусов. Видимо у Ан — 2 ход был ниже. При интенсивном развороте подъемная сила значительно уменьшается и аэроплан может немножечко проседать. Мы ее не замечаем, когда пилотируем на вящих высотах. На малых и предельно малых высотах должен быть резерв высоты, чтобы безопасно выйти из маневра. Летчики желали, вероятно, зрелищно показать маневр, но допустили принижение вышины. Что касается мертвой петли, то она и Ан — 2 — несовместимы.

— Могли у пилотов возникнуть проблемы с управлением, в частности, отказать руль вышины?

— Маловероятно. На Ан — 2 — тросовая проводка, жесткое управление. Там нет системы электронного управления. В любом случае, надо проверить, проводился ли техрегламент и тестирование. Если на самолете бывальщины барографы, их изымут и опечатают. (Барограф — самопишущий прибор, назначенный для непрерывной записи величины атмосферного давления. Применяется на небольших аэропланах, не имеющих герметичной кабины, для регистрации высоты полета — по изменению давления. — Авт.) Будет создана комиссия, сквозь день — два они уже будут иметь предварительную информацию.

— Кто утверждает программу пилотажа на авиашоу?

— Когда выполняются демонстрационные полеты, все пункты программы тщательно разбираются, при этом прописываются меры безопасности. Иное дело, если разбившийся Ан — 2 был частным самолетом, могли не не всю программу подготовки отработать документально. Потому летчик мог допустить некоторую вольность, что, конечно, категорически запрещено. Есть нормы и правила выполнения показательных полетов. В частности, невозможно проходить над трибунами или над личным составом, который присутствует на аэродроме. Такие полеты выполняются на минимальном удалении от зрителей, в пределах 200 — 300 метров. Чтобы, в случае ЧП, разлет осколков и каких- то деталей не коснулся людей. Меры безопасности должны быть утверждены старшим авиационным начальником. Как правило, это глава ремонтного предприятия или Летно — испытательного комплекса. Ну и, конечно, глава полетов должен был знать, какие элементы летчики будет выполнять на авиашоу.

— На форумах пользователи выливают предположение, что наследников погибших пилотов могут обязать расплачиваться за расшибленный частный самолет.

-Только суд может назначить порядок компенсации. Аэроплан должен быть застрахован также, как автомобиль. Страховая компания, разумеется, может инициировать какие — то выплаты или компенсации, исходя из того, что им необходимо будет покрывать свои расходы. Но будет ли это сделано — большенный вопрос.

Leave a Reply