Страну спасут дети: финансовая неграмотность взрослых россиян потрясает воображение

Край спасут дети: финансовая неграмотность взрослых россиян потрясает воображение

Школьников научат обращаться с денежками

Страну спасут дети: финансовая неграмотность взрослых россиян потрясает воображение
фото: pixabay.com

Наша вопиющая финансовая неграмотность порой просто потрясает. Так, по данным специалистов, более 40% — т.е. возле половины! — россиян твердо убеждены, что, чем выше доходность предложений банка, тем с меньшим риском это связано. Потому банк, предлагающий 60%, по их разумению, силен и стабилен, а тот, что предлагает доходность в 4,5% — немощен и вот-вот обанкротится, хотя на самом деле все как раз наоборот.

— Трудясь каждый день с жалобами потребителей, мы видим непонимание нашими гражданами самих основ функционирования финансового базара и его отдельных пластов. В прошлом году, например, мы получили 300 тысяч таких сетований, и до половины из них, проистекая из этого незнания, являются невынужденными промахами, — констатировал глава службы по защите прав потребителей финансовых услуг Центробанка России Михаил Мамута.

Истина, все это в основном про взрослых. Что же касается подростков, то надо признать: наши итоги исследований PISA в последнее время улучшились по всем курсам, будь то математическая, естественнонаучная или читательская грамотность. Однако столь острый прорыв, как улучшение показателей в 1,5 раза, наблюдается лишь в сфере грамотности финансовой, где по итогам прошедшего, 2012 года, исследования, уровень наших школьников был ниже среднестатистического, а ныне его превысил.

СПРАВКА «МК»

По оценке специалистов, портрет российского школьника с наилучшими итогами по финансовой грамотности таков. Ему нравится читать, в том числе книжки по финансам; он понимает важность изучения вопросов финансовой грамотности и не ублаготворён своими нынешними познаниями в этой области; легко принимает самостоятельные решения; имеет собственный эксперимент приобретения товаров или накопления средств; не боится нового. Портрет лучшей школы, где обучают финграмотности, основным образом, определяют два момента: преподавание этой премудрости завязалось не менее двух лет назад, а учителя, которые ведут эти дела, предварительно повысили собственную финграмотность.

Впереди России очутились лишь Китай, Бельгия и Канада. Причем, если все эти края тестировали только часть своих территорий, притом — как, произнесём, в том же Китае — наиболее продвинутых в финансовом плане, то Россию воображала практически вся страна. В чем же причина такого успеха?

Конечно, значительную роль сыграли целенаправленные занятия с учащимися по ликвидации финансовой безграмотности в школе. При этом особенно значительно, подчеркнула координатор проекта финансовой грамотности в России Анна Зеленцова, что этот объект был выделен в отдельный курс.

Австралия, например, пошла по иному пути, включив финансовые сюжеты в разные предметы, от математики до аналога российского обществознания. И, оставаясь в цельном на вполне приличном уровне, снизила свои показатели финансовой грамотности школьников, проглядев вперед нашу страну. «Нам нельзя повторять эти ошибки и останавливаться на достигнутом, — подчеркнула Зеленцова. — И особое внимание надо обратить на школы с низенькими результатами».

В частности, предлагается дополнить уроки финграмотности внешкольными делами с использованием практики и методик лучших преподавателей. При этом особое внимание надо обратить на темы, где наши школьники немощнее своих зарубежных сверстников. И среди них, между прочим, такие архиважные, как электронное мошенство, перед которым наши ребята, если ориентироваться на их ответы, утилитарны беззащитны, и цифровая безопасность.

Хуже нам даются и тесты, не связанные с какой-то прямой жизненной ситуацией или касающиеся более долгосрочных вопросов — так, образования. Причина очевидна. Во многих российских семьях, подчеркнула Зеленцова, «продолжение образования после школы почитается заботой взрослых: ты, мол, только сдай ЕГЭ, а остальное наше дело. И подростки не размышляют о том, как образование влияет на их карьеру и всю дальнейшую жизнь. Не умеют наши школьники и аргументировать свое суждение: привыкли, что у нас есть лишь один правильный ответ. Так что к новоиспеченному году нужно подготовить материалы по всем этим проблемам».

«Успехи успехами, но не стоит переоценивать чисто образовательный аспект улучшения ситуации, — остерегает зам. главы Центра социально-гуманитарного образования РАО Елена Рутковская. — Многое дала школьникам не учеба, а социальная житье». Так, очень важным в улучшении показателей российских школьников очутился «родительский» фактор: исследования подтвердили, что, чем чаще ребята беседуют на финансовые темы с мамами и папами, тем рослее их результаты. Многое зависит и от личности учителей: наилучшие итоги дают те из них, кто отказался от устаревшей роли «трансляторов» готовых знаний, сконцентрировавшись вместо того на обучении школьников розыску информации и на формировании у них практических навыков.

Воистину — начни с себя, преподаватель!

Leave a Reply