Трагическая история облигаций в России: народные ОФЗ вызвали подозрение

Трагическая история облигаций в России: общенародные ОФЗ вызвали подозрение

Государственный заем станет новым способом обогащения базарных барыг

Трагическая история облигаций в России: народные ОФЗ вызвали подозрение
фото: Михаил Ковалев

Первый выпуск ОФЗ для физиологических лиц намечен на 1 апреля. И государство шутить не собирается. По словам Силуанова, эти ценные бумаги должны сделаться реальным инструментом заработка для самого широкого круга народонаселения. Причем, по замыслу Минфина, инвестировать свои кровные в облигации будет гораздо выгоднее, нежели хранить денежки на депозитах. Их среднегодовая доходность составит 8,5% (за первый год — 7,5%), что где-то на 1% рослее аналогичного показателя банковских вкладов. Чтобы развеять сомнения, министр финансов обещает сам прикупить такие ценные бумаги.

Впрочем, недоверие к «общенародным ОФЗ» все-таки остается. Как показывает история, выпуск облигаций для физиологических лиц в нашей стране практически никогда не наполнял карманы народонаселения дополнительными доходами. Достаточно вспомнить практику размещения «общенародных» облигационных займов в СССР. В Советском Союзе до 1957 года, когда была свернута такая программа, было выпущено образцово 65 серий таких ценных бумаг. Сначала, в 1920-е годы, таким способом страна боролось с «советскими капиталистами» — нэпманами: всех, кто смог заработать определенный финансовый капитал, в непременном порядке заставляли вкладываться в такие займы.

Потом облигации сделались доступны всему населению. Причем на первых порах это было сравнительно выгодно. Для ликвидности первых «народных» облигаций (их покупка была уже добровольным делом любого) государство обещало по ним высокую доходность — до 12%. Облигации также можно было оставлять в качестве заклада под банковские ссуды, ими разрешили рассчитываться по налогам и даже оплачивать поездки на транспорте. Но счастье продолжалось недолго. Вскоре гражданам пришлось покупать облигации на принудительной основе — за счет оружий населения советское правительство десятилетиями решало свои финансовые проблемы. А чтобы не возникало случаев уклонения от такого обязательства, бумаги выдавали вместо заработных плат. Затем последовали и иные ограничительные меры — доходность облигаций снизилась до 3–4%, конвертация в бумаги новоиспеченных займов проходила с коэффициентом 3 к 1, а их погашение было отсрочено на 20–30 лет. В итоге многие обладатели бумаг так и не дождались возможности получить обещанные денежки — после развала СССР облигации превратились в обычную макулатуру. Лишь единицам удалось получить законный доход. И не в российской инстанции, а в Европейском суде по правам человека. Обитатель нашей страны, обладавший облигациями Государственного внутреннего выигрышного займа, выпущенного в 1982 году, оттягал у российского правительства 1,2 тыс. евро.

Провалом закончился выпуск «общенародных» ОФЗ и в современной России. В 1993 году правительство выпустило государственные краткосрочные облигации, доход каких составлял разницу между ценой погашения и ценой покупки. Иными словами, ЦБ продавал облигации существенно ниже номинала, а Минфин искупал по номиналу. Доходность по ним доходила до 30–50%. Однако эти бумаги лишь носили статус «народных». На деле их можно было приобрести только на аукционе, для чего необходимо было располагать положительным капиталом. При этом многие обычные люди, даже не соображая, что такое ГКО, напрямую участвовали в этом процессе. Самым положительным источником средств для обслуживания казначейских облигаций являлся федеральный бюджет, пополняемый налогами. Народонаселение исправно платило налоги, акцизные и другие фискальные сборы, но месяцами сидело без зарплат. А страна посредством этих облигаций строило настоящую финансовую пирамиду. И итог этого процесса очутился таким же, как и у всех финансовых пирамид: через пять лет поступлений в бюджет для расчета страны по ГКО стало не хватать, по ним был объявлен дефолт, а Россия погрязла в финансовом кризисе.

Нынешний выпуск ОФЗ, разумеется, вряд ли приведет к таким трагическим последствиям. Но и заработать на них у большинства физиологических лиц, на которых рассчитаны бумаги, вряд ли получится.

Эксперты видают здесь сразу несколько рисков для граждан. Во-первых, желая номинал одной облигации составляет всего 1 тыс. рублей, приобрести их можно только лотами, минимальный порог которых составляет 30 тыс. Для министра Силуанова, вероятно, это не сделается проблемой. В отличие от рядового россиянина, средняя зарплата какого по итогам 2016 года составила, согласно Росстату, немногим немало 36 тыс.

Во-вторых, как отмечают эксперты, государство через год может принудительно выкупить эти облигации и покинуть покупателя с доходностью в 7,5%. Если отнять 4% прогнозируемой инфляции, то выигрыш выйдет чисто символическим для 12 месяцев ожидания — 3,5%. Для того, кто вложится на 30 тысяч, — чуть немало 1 тыс. рублей.

В-третьих, по словам директора аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, несмотря на то что на первых порах вторичный базар ОФЗ не предусмотрен, впоследствии перепродажу этих ценных бумаг могут разрешить. Тогда, вероятно, повторится ситуация с облигациями государственного сберегательного займа, какую мы наблюдали в 1990-е годы. Крупные банки будут экспонировать котировки одновременно на покупку и на продажу. То есть выступят фактически в роли перекупщиков: сами будут по дешевке скупать бумаги у граждан, а затем торговать их дороже заинтересованным финансовым структурам.