2020 — год глобализации и растущих политических рисков

2020 - год глобализации и растущих политических рисков

Бизнес-круги уже давно стремятся к глобальной экспансии, полагая, что иностранные инвестиции и свободная торговля способствуют демократии и социальному прогрессу. Экспансию в авторитарных краях или зонах конфликтов можно надежно защитить на основе того, что рост рынка оказывает фундаментально положительное воздействие.

Бизнес-круги уже давно стремятся к глобальной экспансии, полагая, что иностранные инвестиции и свободная торговля способствуют демократии и социальному прогрессу. Экспансию в авторитарных краях или зонах конфликтов можно надежно защитить на основе того, что рост рынка оказывает фундаментально положительное воздействие.

Но так как геополитическая неопределенность растет, политический риск возвращается, этот аргумент становится все менее убедительным. Политическая стабильность, какая приносит пользу инвесторам, часто становится следствием репрессий. Демократии становятся все более популистскими и менее функциональными. Граждане все пуще обращают внимание на то, что коммерческая поддержка доминирующих политических интересов укрепляет коррумпированность во власти и негативно влияет на их существование. И в эпоху усугубления неравенства, корпоративного лоббирования и уклонения от уплаты налогов становится все сложнее утверждать, что все лодки сумеют возвыситься на растущей волне.

На фоне растущего гнева по поводу корпоративного лицемерия, социальных и экологических воздействий, сотрудники отворено подвергают сомнению стратегические решения C-Suite относительно того, где и с кем компании ведут бизнес. Вопросы ценностей неотделимы от цивилизации и стратегии.

В некотором смысле это согласуется с новыми взглядами на роль компаний в обществе. От ежегодного призыва председателя BlackRock Ларри Финка к гендиректорам взвесить их цель, до отказа Business Roundtable от приоритета акционеров и новой риторики «капитализма заинтересованных сторон» в этом году в Давосе, импульсы для развития новоиспеченного типа капитализма кажутся неудержимыми.

Тем не менее, время этого разворота, совпадающее с огромным ростом политической активности во всем вселенной, крайне рискованно для бизнес-лидеров.

В 2020 году и в будущем компании должны решить, чьим интересам они должны отзывть приоритет. Будут ли это правительства, которые присуждают регулирующие лицензии, молодые потребители, участвующие в митингах на улицах, сотрудники, спрашивающие права голоса в принятии деловых решений, акционеры, которым нужен непрерывный квартальный рост и экспансия на новоиспеченные рынки?

Каждая из этих заинтересованных сторон несет важное значение. Но стремление всем угодить может повергнуть к процессу, чреватому восстанием рабочих, экспроприацией, судебным разбирательством и лишением инвестиций.

Спор о деятельности Google в Китае все пуще выглядит как предупреждающий сигнал для многонациональных корпораций во всем мире. Компании, в том числе Nike и Activision-Blizzard, подверглись скрупулезному анализу из-за попыток заставить остановить или нейтрализовать сотрудников, поддерживающих протесты в Гонконге.

Учитывая, что ни геополитическая напряженность в касательстве технологий, ни протесты в Гонконге не пойдут на спад, переговоры о компромиссах между интересами Китая и США могут затрудниться.

Где еще в вселенной компаниям будет сложнее обычного вести бизнес? Протесты в Чили привлекли профсоюзы горнодобывающих компаний, активисты в Египте следят за касательствами между компаниями и правительством. Отношение премьер-министра Нарендры Моди к мусульманам в Индии создает угрожающий репутационный риск для компаний, предпочитающих вести бизнес с центральным правительством Индии, в том числе, и из-за решения правительства в 2014 году разрешить иноземное финансирование политических партий.

Между тем, активность, связанная с мировым климатом, которая получила огромный стимул в 2019 году, сделается более спорной. В декабре правительство Филиппин завершило серьезное расследование взаимосвязи между правами человека и изменением климата. Оно разрешило, что 47 иностранных компаний, работающих на ископаемом топливе, могут нести юридическую ответственность за свои действия. Кое-каким компаниям удастся отвлечь внимание от контроля за действиями в области климата, однако другие столкнутся с существенными угрозами со сторонки политиков и инвесторов.

Прошедший год стал знаковым для общественных акций протеста против непопулярных правительств. Народные беспокойства охватили развитые и развивающиеся страны, от Гонконга до Великобритании и Испании, Боливии, Чили, Судана, Алжира и других краёв. В некоторых случаях, как, например, с ростом тарифов на метро в Чили, ростом цен на топливо во Франции или налогами в Ливане, протесты возникали прямо по экономическим причинам. В других, таких как Гонконг и Индия, доминирующими факторами оставались вопросы прав человека, независимости выражения мнений и социальной идентичности.

Конечно, факторы, толкающие людей на улицы, зависят от ситуации в стране и контекста, сами протестующие спрашивают мировой солидарности в сопротивлении безответственным политическим деятелям. Правительство Чили опубликовало документ, в котором утверждается, что внутренние протесты потребованы «международным влиянием и СМИ»… включая корейскую поп-музыку. Есть все основания полагать, что уличные протесты в 2020 году раздадутся и станут менее предсказуемыми, затронув 40% всех стран.

Между тем, корпоративная активность, часто воспринимаемая как феномен, присущий социальной и политической поляризации эпохи Трампа в США, набирает обороты и приобретает мировой характер. Активизм акционеров сделался более распространенным явлением в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, даже в странах, исторически недружелюбных к активистам. Отчет юридической фирмы Herbert Smith Freehills показал, что 95% респондентов по всему вселенной предвидят рост активности сотрудников во всех секторах в течение следующих 5 лет.

Новая эра политического активизма совпала с вырастающим скептицизмом корпоративной стратегии. В этой новой среде риска доверие заинтересованных сторон — наиболее ценный актив компании. Компании, какие стремятся стать капиталистами заинтересованных сторон, могут начать с попытки понять социальные и политические системы, в каких они работают, чтобы было четкое представление о компромиссах между различными интересами и последствиями ключевых решений.

Решающим фактором успеха сделается развитие глубокого понимания ландшафта заинтересованных сторон и разработка надежного подхода к ценностям и целостности, что выходит вдали за рамки правового соответствия.

Важны все группы заинтересованных сторон. Но не более, чем собственные сотрудники компании, которые могут оказать огромное воздействие на репутацию компании, просто выдавая внутреннюю информацию в социальных сетях. Их требования нельзя удовлетворить хорошими инициативами корпоративной социальной ответственности в отрыве от самого бизнеса. У лидеров, какие разработают четкий моральный кодекс для своих организаций с упором на устойчивость в долгосрочной перспективе, будут наибольшие шансы на успех.

Подетальнее читайте на vesti.ru

Leave a Reply