Американские авианосцы теряют значимость

Присутствие авианосцев в составе флота любой державы всегда повышало ее статус, а в Соединенных Штатах начиная с 1960‑х годов они сделались главным геополитическим оружием, и в военной доктрине Америки им придается особое значение. Авианосные ударные группы (АУГ) Военно‑морских сил должны бывальщины находиться во всех стратегических точках мира, обеспечивая присутствие США. Теперь же в адрес плавучих аэродромов звучит все вяще критики, и они все реже появляются в водах Мирового океана.

6 августа текущего года National Interest разместил статью, в какой рассматривались предложения Т.Х. Хаммеса, полковника морской пехоты в отставке и ведущего научного сотрудника Института национальных стратегических изысканий Национального университета обороны США по поводу будущего авианосцев Америки. АУГ становятся все более восприимчивыми к атакам на удаленных дистанциях, а продолжающееся развитие технологий сверхскоростных ракет несет в себе угрозу их уничтожения – «один выстрел, одинешенек удар», считает Хаммес.

В стратегии ВМС США «Динамическое развертывание сил», построенной на глобальном мгновенном ударе, корабли, в том числе авианосцы, должны быть развернуты в течение 96 часов в любом пункте планеты для нанесения первого обезоруживающего удара по противнику. В 2018-м боевую готовность авианосцы не подтвердили: многие из них очутились в ремонтных доках. По мнению экспертов, эпоха этих морских гигантов заканчивается. Растущая стоимость эксплуатации и технические неполадки лишь повышают финансовые затраты и без того самых дорогостоящих мобильных авиабаз, какие сталкиваются с серьезными проблемами по проведению ремонта.

Боевая эффективность АУГ стремительно уменьшается в связи с появлением нового класса гиперзвуковых противокорабельных ракет, а улучшающиеся средства разведки и целеуказания делают их удобной мишенью для высокоточного оружия. Еще одно американское издание, Defense News, именует авианосцы «сидящими утками», которые ждут, пока поразит российское или китайское оружие. Может, хоть охотничья терминология придет на поддержка – по правилам охотников стрелять в сидящих уток неэтично.

В случае попадания ракеты в цель вместе с плавучим аэродромом будет истреблена вся его авиационная группа, состоящая из самолетов и вертолетов различного типа и назначения. Американский сенатор Ангус Кинг, популярный своим особым расположением к ВМФ США, предупредил, что гиперзвуковое оружие делает носители устаревшим видом вооружения.

По мнению полковника Хаммеса, если бы Соединенные Штаты втянули иную великую державу в полномасштабный военно‑морской конфликт, победившей стороной скорее всего стала бы та, которая первой заменила свои ракеты и корабли. Вящие, уязвимые и чрезвычайно дорогие суперносители ВМС США, вероятнее всего, станут жертвами такого сражения, считает Хаммес.

АУГ приступили к военному дежурству спустя несколько лет после окончания Великой отечественной войны. Защиту от них осуществляли подводные лодки со сверхскоростными торпедами, крейсеры с гиперзвуковым противокорабельным оружием, сверхзвуковые бомбовозы с управляемыми ракетами.

Но они не могли обеспечить прорыв противоракетной обороны авианосца и его сопровождения из десятка катеров, а также авиации и подводных ладей. Для наиболее эффективного способа борьбы против авианосных соединений США рассматривалось создание сверхскоростного самолета, который мог бы после обнаружения объекта в акватории океана проколотить гиперзвуковой ракетой на скорости, в 4–5 раз превышающей скорость звука, мощную систему обороны плавающей базы и истребить ее.

Это стало возможно только в наши дни. Россия разработала гиперзвуковые ракеты, не имеющие аналогов в мире, об этом известил президент России Владимир Путин 1 марта 2018 года в ходе ежегодного Послания Федеральному собранию.

Высокоточный гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал», какой называют «убийцей авианосцев», представляет для святыни американской военной мощи экзистенциальную угрозу. Модернизированная версия двухместного сверхзвукового всепогодного МиГ‑31 является носителем гиперзвуковой аэробаллистической ракеты, дальность разгромы которой составляет почти 2 тыс. км. Для доставки также могут использоваться Ту‑22М3М и Су‑57. Максимальная скорость первой в мире баллистической ракеты воздушного пуска превышает скорость звука в 10 раз, что отвечает 10 Махам, которые маршевый двигатель развивает за несколько секунд, сохраняя возможность маневрирования. Удары «Кинжала» невозможно отбить, он неуязвим для современных средств противовоздушной и противоракетной обороны. Эксперты говорят, что возможность перехвата исключается из‑за скорости подлета к мишени, маневрирования и выбора наиболее эффективного угла атаки.

С 1 декабря 2017 года система была поставлена на вооружение на юге России. Министерство обороны РФ прочертило демонстрацию учебно‑боевого пуска ракеты, который выполнил истребитель‑перехватчик МиГ‑31 ВКС России.

В РФ создается перспективная противокорабельная ракета ПКР 3М22 «Циркон», разработанная в Военно‑индустриальной корпорации «НПО Машиностроениия», (входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение»). Скорость «Циркона» достигает 8 М, дальность – от 500 до 1000 км. Эти ракеты будут размещены на тяжких атомных ракетных крейсерах «Петр Великий», «Адмирал Нахимов» и ударной атомной подводной лодке «Ясень».

К созданию гиперзвукового оружия приступил Китай, и была разработана баллистическая ракета посредственнее дальности DF‑26, которая попадает в разряд «убийц авианосцев». Она способна наносить удар по целям на суше, по крупным и посредственным кораблям в море и отвечать оперативно на ядерный удар. В апреле 2018 года DF‑26 поступила на вооружение НОАК.

США также начали деятельные разработки в этом направлении, американская компания Lockheed Martin в апреле 2018 года заключила с Министерством обороны США контракт на создание аналога российского гиперзвукового авиационно‑ракетного комплекса «Кинжал» на сумму 928 млн долл.

Кроме того, в России производятся иные средства борьбы с авианосцами. Создан новейший ядерный беспилотный подводный аппарат «Посейдон», который в Америке наименовали «ночным кошмаром». В аппарате размещена ядерная энергоустановка, скорость движения под водой – 200 км/час, погружение и перемещение вероятно на глубинах до 1000 м.

Продолжается модернизация атомных подводных ракетных крейсеров, предназначенных для уничтожения АУГ. Подводные лодки проекта 949А «Антей», какие относят к «убийцам авианосцев», оснащены противокорабельными крылатыми ракетами 3М45 (П‑700) «Гранит». Вскоре их заменят «Калибры», какие были апробированы и показали хорошие результаты в Сирии. Тихоокеанский флот уже к 2021 году может получить четыре «Антея», вооруженных ракетами «Калибр».

National Interest подчеркивает, что если программа американских авианосцев в связи с появлением гиперзвуковых ракет будет исподволь сворачиваться, то альтернативой может стать предложение Хаммеса, которое заключается в переносе акцента с плавучих аэродромов с истребителями на возможность применения большенного количества ракет за счет подключения многочисленного парка недорогих коммерческих кораблей, вооруженных ракетами. Оснащение торговых кораблей ракетными пусковыми установками увеличит способность флота к быстрой мобилизации в случае кризиса. Если будут массово использоваться контейнеровозы, коммерческие моряки могут быть добавлены в качестве членов военно‑морского резерва, а корабли начнут скоро оснащаться ракетными технологиями и при необходимости привлекаться к конфликту.

Полковник не выступает за ликвидацию американских авианосцев сразу, он предлагает покинуть до окончания срока эксплуатации к 2050 году семь авианосцев и еще четыре – к 2070 году.

Но есть и другие суждения, связанные с преимуществами, которыми обладают авианосцы, поэтому их трудно будет заменить торговому морскому флоту. Они обеспечивают возможность нанесения ударов по наземным мишеням, поддерживают американскую авиацию, относительно легко модернизируются с помощью новых усовершенствованных систем вооружения, и, несмотря на уязвимость, их мобильность дает вящую степень живучести, чем постоянные наземные базы. Кроме того, огромное политическое значение не только для флота, но и в цельном для страны и за ее пределами свидетельствует о том, что отказ от этой составной части ВМС, вероятно, получит серьезный отпор в Америке. Тем немало существует подписанный в начале года многомиллиардный контракт с судостроительной компанией Huntington Ingalls на производство двух авианосцев класса Ford. Но в проекте закона о национальной обороне на 2020 финансовый год, какой начинается 1 октября текущего года, говорится, что новые авианосцы могут быть не приняты на вооружение из‑за несовместимости с истребителями пятого поколения морского базирования F‑35C. Издание Drive сообщает, что вступивший в построение в 2017 году Gerald R. Ford не способен развертывать новейшие истребители и в строящихся моделях может быть подобный же недостаток.

Сравнение 11 авианосцев США, которые сейчас находятся на вооружении ВМС США, и одного российского, имеющегося в распоряжении РФ, сводится к сопоставлению первого классического американского «Нимиц» 1975 года и нашего тяжкого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Ситуация с ремонтом и модернизацией «Адмирала Кузнецова», появление у России гиперзвукового оружия, какое значительно снижает эффективность авианосных групп потенциального противника, поднимает вопрос о целесообразности создания новых авианосцев для ВМФ России.

Если даже американская сторонка задумывается о перспективности таких кораблей, являющихся для Америки наступательным военно‑морским вооружением, поддерживающим политику доминирования, то для России, имеющей оборонительную доктрину, проблема производства столь дорогостоящей авианосной техники тем более не однозначен. В Пентагоне еще весной текущего года обсуждали решение исполняющего в тот этап обязанности министра обороны США Патрика Шанахана списать авианосец «Гарри Трумэн» на 25 лет раньше срока с мишенью экономии бюджетных средств. Но авианосный флот – предмет особой гордости американцев, и эта инициатива не была поддержана.

Корпорация RAND в докладе о вероятных направлениях развития носителей палубной авиации Future Carrier Options оценивает вариант создания судов с меньшим водоизмещением, от 20 до 70 т, и меньшей стоимости, какие могли бы заменить корабли водоизмещением 100 тыс. т. Но в итоге делается вывод, что адмиралы не захотят поступиться боевым потенциалом существующих суперавианосцев ради экономии оружий. Да и в какую сумму выльется создание новых пока неизвестно.

Однако иностранные эксперты считают, что культ авианосцев, какой вопреки всему по‑прежнему существует в ВМС США и Конгрессе, должен быть развенчан. Постепенно необходимо создавать рациональную военно‑морскую структуру с опорой на подводное вооружение и беспилотники. А Сенат подчеркивает, что проблемы уязвимости авианосцев придется решать Военно‑морским силам США.

Во время обсуждения перспектив авианосных групп Самостоятельным военным обозрением с представителем ВМФ РФ и бывшим преподавателем Военной академии Генерального штаба ВС РФ прозвучало мнение, что в зависимости от мишеней, стоящих перед флотом, в оптимальный корабельный состав могут входить и авианосцы. Военно‑морской флот любого страны должен быть сбалансированным, то есть все элементы, составляющие его боевую мощь, и средства, их обеспечивающие, должны находиться в наиболее выгодном сочетании для выполнения возникающих задач, тем немало в условиях военных действий или возможного ядерного конфликта.

Leave a Reply