Бегущие от цивилизации. Почему люди возвращаются из городов в деревни?

Бегущие от цивилизации. Почему люди возвращаются из городов в деревни?

фото показано с aif.ru

«Сейчас миграционный поток из сёл в город преобладает. Но уже появился встречный: с каждым годом всё больше людей стремится укатить из города поближе к земле. И эта тенденция будет только нарастать».

Учёные из Высшей ш­колы экономики и Института географии посчитали: каждогодне из сельской местно­сти в города уезжают 200 тыс. человек. С 2002 г. в­ымерли 36 тыс. деревень. «Сейчас миграционный поток из сёл в город преобладает. Но уже показался встречный: с каждым годом всё больше людей стремится уехать из города поближе к земле. И эта тенденция будет лишь нарастать», – считает преподаватель НИУ ВШЭ, исследователь изолированных сельских территорий фонда «Хамовники» Евгений Позаненко.Страна не помогает, но и не мешаетТатьяна Богданова, «АиФ»: Евгений, во время научных экспедиций вы посетили много о­трезанных от мира деревень. Как там люд выживают и почему не уезжают?Евгений Позаненко: В России пространство о­рганизовано центростремительно. Все основные дороги ведут к Москве, а в регионах они лучами сходятся к областному цент­ру. В итоге горизонтальные связи плохо развиты, на стыках границ регионов есть такие слепые зоны, куда пути почти не доходят. В совет­ское время многие удалённые д­еревни, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, бывальщины связаны с Большой землёй малой авиацией или водным транспортом. Но когда СССР рухнул, люди оказались предоставлены сами себе. Но вот что характерно: чем мощнее изоляция, тем устойчивее населённый пункт. Люди научились выживать там своими силами. Они сообща расчищают просеки под ЛЭП, мастерят ледовые переправы, ж­ивут охотой, собирательством, рыбалкой. Руки властей до таких уголков не всегда доходят, и здешним это даже нравится. Государство им не помогает, но и не мешает. Чем меньше степень изоляции деревни, тем больше бежит оттуда народонаселение. Особенно когда закрываются школы, дома культуры, ФАПы. Люди горюют по советскому времени и сетуют на то, что молодёжь уезжает. И при этом мастерят всё возможное, чтобы их дети тоже уехали и обустроились в городе.«Анастасийцы», «грачи» и др.– Но вы утверждаете, что в последние годы показался обратный миграционный поток.– Да, люди, пожившие в городе, возвращаются обратно в деревни. И со временем этот миграционный поток может сделаться даже более масштабным, чем нынешний из сёл в города. В деревню поехали дачники (в одной из деревень их назвали «грачами» – прилетают на лето). Сейчас в родные сельские дома возвращаются пенсионеры и даже те, кому осталось несколько лет до пенсии, это активные и работоспособные люд. Кто-то заводит хозяйство, кто-то включается в неформальную занятость.– Почему люди едут из комфортного города в умирающую порой деревню?– Наши опросы демонстрируют, что люди устали от цивилизации, бешеного ритма, пробок, вечного цейтнота. Они вроде бы всего добились, имеют труд и зарплату, но счастливыми себя не чувствуют. Некоторые бегут из города, движимые философскими идеями. Одно из самых крупных подобных движений – «анастасийцы» (наименованы по имени главной героини серии книг «Звенящие кедры России»). В России их, по разным данным, от 14 до 50 тыс. человек. Вяще всего на Кубани, где тепло и хорошие урожаи. Также «анастасийцев» можно найти в большинстве регионов европейской доли России и Западной Сибири, особенно в пределах 200 км от городов, из которых они и переезжают. Москвичи, например, едут в соседние Калужскую, Смолен­скую, Владимирскую районы. И там на заброшенных полях создают свои поселения, которые называют поселениями родовых поместий. Поместье должно быть не меньше 1 га, с огородом, лесом, прудом и родовым деревом. Существовать в поместье предполагается всей с­емьёй, причём постоянно, хотя бывают случаи, когда в поселения приезжают лишь на лето. «Анастасийцы» создают артели из нескольких семей, производят какую-нибудь экопродукцию. Но основным заработком для большинства из них остаётся сдача в аренду городской квартиры. Детей возят в обыкновенную школу или обучают на дому, благо у большинства есть высшее образование. – Отказываются ли они от благ цивилизации?– Телевизорами обыкновенно не пользуются, а от интернета не отказываются. Некоторые стараются не использовать современные стройматериалы – ставят глиняные дома или соломенные мазанки – и пытаются мастерить свои дома автономными: топят их печами-буржуйками. К газу подключаются реже. В­одопровод тоже редкость – воду получают из автономных скважин. Но основная проблема – ЛЭП. Некоторые «анастасийцы» считают, что подключение к сети – это подключение к «системе», что недопустимо. ЛЭП можно провести только коллективно, и на всеобщих голосованиях жители очень часто ссорятся из-за этого. Противники подключения используют автономные генераторы или солнечные батареи.Но ещё вяще бежит от цивилизации другое движение – беспаспортисты. Так называют людей, которые по религиозным причинам отказываются от паспортов, ИНН, СНИЛС и иных документов и очень враждебно относятся к технологиям: не признают банковские карты, интернет, смартфоны. Если пользуются телефоном, то кнопочным, е­сли телевизором – то ламповым. Многие из них сознательно не подключают электриче­ство, а если кушать – отключают. Беспаспортисты могут придерживаться разных мировоззрений, но наиболее заметные из них – православные. Часто они селятся в православных «пунктах силы», особенно близ толерантно относящихся к ним крупных монастырей. В некоторых подобных местах живёт до 300–400 беспаспортистов. – Как же они существуют без паспортов? Без документа ни на работу не устроиться, ни пенсию получить.– Вместо паспортов они получают так называемые справки о тождественности. Но устроиться на официальную труд по ним нельзя. Поэтому живут своим хозяйством или подрабатывают на стройках, при монастырях, занимаются извозом. Люди постарше, особенно одинокие старцы, живут на подаяния. При этом от пенсий многие отказываются. Многие беспаспортисты, хотя и далеко не все, живут очень неимуще.Отшельники XXI века– Их дети в школу ходят? – Как правило, беспаспортисты многодетные. Одних обучают на дому, иных (видимо, не совсем официально) принимают в школы. Но вот сдавать ЕГЭ родители запрещают. Поэтому в школе дети учатся, но остаются без аттестата. Впрочем, кушать немало случаев, когда дети втайне от родителей получают паспорта, сдают ЕГЭ и даже сбегают из дома. – Если они не глядят телевизор, не читают газеты и интернет, знают ли они, что происходит в стране? – Интернет не любят, но основные сведения о внешнем вселенной черпают именно оттуда. Как правило, это делает один человек – духовник, который печатает брошюры с новостями и затем разносит их среди остальных. – А сколько в России таких отшельников, как знаменитая Агафья Лыкова? – Отшельников немало, но никто их не считал. Кстати, во время одной из экспедиций мы наткнулись ещё на одно поселение, недалеко от заимки Лыковых. Там в тугоухий тайге абсолютно изолированно живут 3 семьи. Добраться до них можно только на «Урале», да и то не всегда, надо идти вброд по горной реке. И таких людей, спрятавшихся от цивилизации, будет много на просторах России. Не всем для счастья н­ужны новый айфон, автомобиль или квартира на 25-м э­таже «­человейника».

Подетальнее читайте на aif.ru

Leave a Reply