Белоруссия «обнулит» прибалтийские порты в пользу России

Россия уже до крышки сентября оценит возможность переориентации перевалки белорусских нефтепродуктов с Прибалтики в российские порты. Об этом 7 сентября известил глава Минэнергетики РФ Александр Новак.

«Сейчас прорабатывается вопрос о создании экономических условий, которые были бы выгодны всем: и портам, и перевозчикам, железной пути, и самим нефтепроизводителям», — сообщил министр, добавив, что эта задача может быть завершена в течение ближайших недель.

По словам Новака, примерный объем перевалки оценивается в 3−4 миллиона тонн нефтепродуктов в год, и свободные мощности в российских портах, в частности, в Усть-Луге, кушать. Сейчас вопрос в том, чтобы договориться о переброске потоков на взаимовыгодных условиях.

Основной объем транспортируемых морским линией белорусских грузов переваливается в Клайпедском порту Литвы, также республика активно использует порты Латвии и Эстонии. Обсуждать возможность перевалки белорусской продукции сквозь российские порты стороны стали в начале сентября. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что это будет сделано в качестве ответных мер на санкции прибалтийских краёв против республики.

Интересно, что президент РФ Владимир Путин еще в 2017 году поручал Министерству энергетики проработать проблема переброски нефтепотоков на российские порты. Белорусской стороне предлагали пойти на такую «рокировку» и даже готовы бывальщины предоставить скидки на транспортировку, но тогда порты Литвы, Латвии и Эстонии показались Минску более выгодным вариантом.

Сейчас же в дело вмешалась политика, поэтому переориентация потоков может, наконец, осуществиться. В Литве заявили, что Минск накажет сам себя при изменении торговых потоков.

«Без оценки той выгоды, какую получает Беларусь, услуг и цен, которые получает при перевалке грузов через порты Литвы, накажут сами себя, а не лишь оказывающие услуги наши предприятия», — сказал министр экономики и инноваций Литвы Римантас Синкявичюс.

Однако Александр Лукашенко, вылито, настроен серьезно. «Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что ещё надо? Зажрались. Потому поставим на место», — заявил он.

Однако эксперты считают, что помимо политической в таком решении есть и определенная экономическая логика. С одной сторонки, транспортное плечо до Усть-Луги больше, чем до Клайпеды. Но с другой, как считает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов, Россия могла бы предоставить Белоруссии скидки на свои услуги по доставке и перевалке, что сделало бы маршрут немало привлекательным и даже стало бы определенной компенсацией для соседней республики за выпадающие из-за налогового маневра в российской нефтянке доходы.

— Выговор, вероятно, будет идти о полутора миллионах тонн в год — это объем, который в 2019 году был прокачан через порты Литвы со сторонки Белоруссии. По восточноевропейским меркам Белоруссия является достаточно значительным производителем нефтепродуктов, но по российским эти объемы совсем небольшие. Можно сопоставить суммарный объем производства нефтепродуктов этой страны с одним крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом «Роснефти» или «Газпромнефти».

В цельном в республике перерабатываются до 24 миллионов тонн нефти в год. В прошлом году из них было произведено 10,8 млн. тонн нефтепродуктов на двух заводах.

Литва является довольно значимым направлением экспортных поставок для Белоруссии. При том по своим объемам она сопоставима с соседями по региону, так как в целом через прибалтийские края РБ прокачивает около 6 млн. тонн нефтепродуктов в год. Значимым направлением экспорта для Белоруссии являются также железнодорожные поставки, в первую очередность, на территорию Украины, куда они продают моторное топливо. В любом случае, чисто технически замена литовских портов на российские вероятна.

«СП»: — А почему этого не было сделано до сих пор? Ведь о такой возможности говорили как минимум с 2017 года?

— Белоруссия пользовалась литовскими портами по вполне банальным винам. Во-первых, там были необходимые мощности для перевалки такого объема нефтепродуктов. Во-вторых, географически литовские порты размещены ближе всего к нефтеперерабатывающим заводам Белоруссии.

Если производить переброску этих потоков на Россию, белорусы утеряют в логистике, потому что плечо подвоза получится больше. Придется задействовать либо нефтепродуктопроводы, либо железнодорожный транспорт.

Но при этом Усть-Луга есть примерно на том же расстоянии от белорусских НПЗ, что и порты Эстонии, услугами которых республика тоже пользуется. Так что хотя решение о переброске нефтепотоков носит скорее политический, чем экономический нрав, экономику этого шага также нельзя назвать непродуманной или слишком уж спорной.

Во всяком случае, если сравнивать это решение с планами Минска закупать нефть у США, оно гораздо немало логично и у него есть свои плюсы. Например, за счет подобных мер белорусам могут компенсировать часть выпадающих доходов, какие они теряют из-за изменений в налоговом законодательстве РФ.

«СП»: — Как именно?

— Напомню, что в начале 2019 года у нас началась реализация новоиспеченного этапа большого налогового маневра, одним из элементов которого является постепенное снижение вплоть до обнуления экспортной пошлины на нефть. Собственно за счет невыплаты экспортной пошлины Белоруссия получала российское сырье дешевле любого другого внешнего покупателя. Она ее перерабатывала и получала высокомаржинальные продовольствие за счет низкой цены. Дополнительные доходы белорусского бюджета составляли сотни миллионов долларов.

Из-за изменений в российском налоговом законодательстве Белоруссия этих доходов лишалась, что предрешило начало конфликта между нашими странами. Стороны искали компромиссные решения, которые позволили бы как реализовать дискусионные положения заключительного этапа большого налогового маневра, так и помочь экономике Белоруссии. Очевидно, что сотни миллионов долларов для этой республики — это крайне значимая размер, отказываться от которой она не может.

Так вот, некие подвижки в расценках на логистических цепочках, которые могла бы сделать Российская Федерация при переброске потоков экспортных поставок на Усть-Лугу, могли бы в какой-то мере компенсировать Белоруссии выпадающие доходы. Пока это лишь теория, но она может рассматриваться, как дополнительный довод помимо политического желания руководства Белоруссии отомстить руководству Литвы за непризнание итогов выборов.

Хотя это окончательно не решает проблему налогового маневра, о которой я уже сказал. Он останется значимым моментом, от позволения которого просто так уйти не получится.

«СП»: — Александр Новак говорил о 3−4 миллионах тонн в год, значит, объемы перекинут не только из Литвы?

— Насколько я понимаю, Александр Новак исходит из того, что в прошлом году в Белоруссии говорили о росте перевалки сквозь литовские порты. Кроме того, можно было бы снять дополнительные объемы, которые идут и через иные прибалтийские порты.

В целом это решение со стороны российских властей лежит в логике ранее принятой стратегии по исключению линии постсоветских стран из наших логистических цепочек в пользу отечественных портов. На северо-западном направлении, в отличие от дальневосточного, мы какое-то пора назад зависели от прибалтийских стран. Но грузопоток через их порты в последние годы значительно снизился, через Усть-Лугу — вытянулся, и эта стратегия будет реализовываться и дальше.

По крайней мере, если переговоры с Белоруссией перерастут в нечто большее, чем попросту обмен мнениями. Скорее всего, в перспективе белорусский поток нефтепродуктов через Прибалтику будут «обнулять» в прок российских портов.

«СП»: — Это выгодное развитие событий для России?

— Разумеется. Деньги, которые раньше шли Литве, будет получать Усть-Луга. Это ровная экономическая выгода для нас. Либо, если будут использованы какие-то компенсационные схемы, это можно рассматривать, как политический проект для поддержания экономики своего ближайшего союзника. В обоих случаях плюсы понятны и весьма существенны.

Свободная Пресса

Leave a Reply