Опубликовано пн, 01/05/2017 — 16:52 пользователем NEWSmuz.com
Дирижер Александр Рудин
Трудясь над оперой, композитор тщательно изучил особенности французского стихосложения и принципы построения жанра. Дело в том, что французская комическая опера выделяется от итальянской буффа тем, что в ней пение чередуется с разговорными диалогами. Премьера оперы «Дочь полка состоялась 11 февраля 1840 г., имела шумный успех и продержалась в репертуаре арены очень долго: к 1914 году было дано свыше 1000 понятий.
Сразу же после премьеры в Комической опере Доницетти, неизменный своей Италии, с помощью Калисто Басса, который несколько переделал либретто, подарил ее итальянской публике. Уже 30 октября «Дочь полка» прозвучала в арене «Ла Скала» на итальянском языке. Опера сразу же была причислена к всемирным шедеврам и обошла все лучшие оперные театры мира, продолжая и ныне активную сценическую жизнь.
К сожалению, «Дочь полка» — негустая гостья в Москве как в прошлые времена, так и сегодня. Есть подтверждения, что впервые опера прозвучала в Московском Большом театре 10 октября 1847 г. в бенефис артистки Петербургской оперы Лилеевой на русском стиле. Вспоминаются гастроли в Москве театра «Эстония» в 1981 г. На сцене Большенного театра была показана «Дочь полка» с замечательными солистами: Ану Кааль, Маргаритой Войтес (Мари), Хендриком Круммом (Утопай), Мати Пальмом (Сюльпис). Успешной была постановка оперы в Красноярском арене оперы и балета. Спектакль был показан в Москве на фестивале «Золотая личина» сезона 1998-1999 г. Исполнительница роли Мари Светлана Кольянова получила «Личину» за лучшую женскую роль. В 2011 опера прозвучала в Концертном зале им. Чайковского с участием Патриции Чофи (Мари), Сергея Романовского (Утопай). Провел концертное исполнение дирижер Лучано Акочелла. Вот и вся немало чем скромная московская сценическая история оперы Доницетти.
В эти скромные цифры вмешался Фонд Елены Образцовой, какой очень любит дарить москвичам музыкально-театральные подарки. Вот таким роскошным музыкальным даром стало концертное исполнение оперы «Дочь полка». «Когда от Московской консерватории устроилось предложение в рамках абонемента «Примадонны оперы» сделать вечер, посвященный Елене Васильевне Образцовой, выбор пал на эту оперу по двум винам, — рассказывает президент Фонда Наталья Игнатенко. — Роль маркизы де Беркенфильд была заключительнее работой Елены Васильевны на оперной сцене. По счастливому стечению обстоятельств ею очутилась именно комическая роль, о которых всегда мечтала певица».
В июне 2006 года на сцене токийского Orchard Hall прошла премьера оперы Доницетти «Дочь полка» в постановке Болонского арены «Коммунале». Режиссер Эмилио Саги, дирижер Бруно Кампанелла. Партнерами Елены Образцовой в роли Маркизы де Беркенфильд бывальщины всеобщий любимец Хуан Диего Флорес (Тонио), сопрано Стефания Бонфаделли (Мари) и блистательный комедийный актер-певец Бруно Пратико (Сюльпис).
А вот и отзыв о дебюте оперной примадонны Елены Образцовой, одной из величайших драматических меццо-сопрано, в комедийной роли. «Грандиозно выступила приглашенная на роль маркизы де Беркенфильд Елена Образцова. Наружно ее маркиза — голливудская звезда без определенного возраста, а внутренне — не желающая утихомириться femme fatale в годах. Она оказывалась серединой вращения всего происходящего… С большим задором прозвучала ее вводная ария, каждая шутка вызывала хохот и гром рукоплесканий… Эта роль дала Образцовой возможность показать зрителю свои «скрытые» качества комедийной актрисы — ювелирное чувство юмора, способность к самоиронии, умение заразительно хохотать и озорничать, выстреливая одну шутку за другой… К примеру, чего стоило начин второго действия! Маркиза дает урок пения Мари, разучивающей романс. Образцова-маркиза трунит над собой, — профессоршей, преподававшей в московской консерватории и преподающей в токийской академии Мусашино: салонная подмостки превращается в мастер-класс. Маркиза ничего не объясняет, а только демонстрирует голосом, как нужно правильно петь. Комизм этой подмостки заключается еще и в том, что Образцова учит петь Стефанию Бонфаделли, какая принадлежит сейчас к лучшим голосам на международной оперной сцене…» (из статьи Сергея Зайцева «Новоиспеченная роль Елены Образцовой», журн. «Филармоник», № 4, 2006).
Действие оперы выходит в Тироле (Австрия) в 1805 г. Возвращаясь в свой замок, маркиза де Беркенфильд из-за наступления наполеоновских армий вынуждена была укрыться в тирольской деревушке, где происходит немало событий, а одно из них коренным образом меняет жизнь маркизы. Тут она встречает французский гренадерский полк во главе с сержантом Сюльписом и маркитанку Мари — гордость гренадерского полка. 18 лет назад бойцы нашли ее ребенком на поле сражения и воспитали в полковой семейству. Она стала дочерью полка. Было решено, что когда Мари вытянется, она выйдет замуж только за гренадера этого полка. Тут же показался и будущий жених, тиролец Тони. Молодые люди полюбили товарищ друга. В довершении всего, когда маркиза попросила дать ей провожатого, чтобы благополучно добраться до дома, и наименовала свой замок, Сюльпис показал ей записку, которую бойцы нашли вместе с ребенком. В ней указан этот же замок. Маркиза сражена: Мари ее внебрачная дочь, которая пропала 18 лет назад в горах. Но пока она разрешила выдать Мари за свою племянницу и потребовала , чтобы полк вернул ей найденную родственницу. Сюльпис вынужден согласиться. Появляется ликующий Тонио. Он уже записался в полк и получил согласие на брак с Мари. Девица рассказала ему об изменениях в ее судьбе и вместе с маркизой покинула полк.
Прошел год. Сержант Сюльпис вышел в отставку и служит дворецким в замке. Маркиза надеется на обращение маркитанки Мари в благовоспитанную девушку, которую ждет достойная партия — сын герцогини де Кракенторп. Они вот-вот должны пожаловать в замок для подписания супружеского контракта. Мари же тоскует по полковым друзьям и Тони. Разучивая сентиментальный романс, она все пора сбивается на солдатскую песню «Rataplan». Оставшись наедине с Сюльписом, маркиза сознается ему, что Мари не племянница, а ее родная дочь от капитана Робера, за каким она тайно последовав в Швейцарию. Их разлучила война. Найдя утерянную дочь, она не в силах с ней расстаться и просит сержанта уговорить Мари выйти замуж за сына герцогини. Разузнав от Сюльписа, что тетушка оказывается ее матерью, Мари так счастлива, что готова исполнить ее волю. Ездит герцогиня с сыном и знатными гостями. В это же время в комнату врывается гренадерский полк совместно с Тони, которого за заслуги произвели в офицеры. Они объявляют, что нареченная герцога полковая маркитанка. Тронутая благородством дочери, маркиза меняет свое решение и заявляет, что она отдает дочь тому, кого избрало ее сердце. Оскорбленные герцогиня и ее гости покидают замок. Маркиза благословляет влюбленных.
Сейчас вернемся в наши дни в Большой зал Московской консерватории. В концертном исполнении оперы участвовали Московский камерный оркестр «Musica Viva» (худрук Александр Рудин), Большенный хор «Мастера хорового пения» (худрук Лев Конторович), дирижер Денис Власенко. Солистов пригласили из Москвы, Петербурга и из-за рубежа. Из Мариинского арены участвовала Ольга Пудова — Мари. В роли Тони выступил Дмитрий Корчак, российский певец, трудящийся за рубежом, но часто приезжающий в Россию и участвующий в самых различных проектах. Герцогиню сыграла и спела актриса МХТ Ирина Мирошниченко. В роли Сюльписа был партнер Елены Образцовой по японскому постановке Бруно Пратико. Сначала на роль маркизы пригласили знаменитую польскую певицу Эву Подлесь, распевающую эту партию по всему миру. Но она только перенесла операцию и весьма сожалела, что не сможет выступить в Москве. Ее заменила Анна Кикнадзе, тоже из Мариинки. Махонькие партии управляющего замком маркизы и капрала исполнил москвич Константин Бржинский. Опера исполнялась, природно, на французском языке. В связи с концертным исполнением разговорные диалоги бывальщины сокращены. Приоритет был отдан музыке.
Константин Бржинский
Оркестр, хор и солисты сумели передать все обеспеченность пленительных мелодий и ритма оперы Доницетти «Дочь полка», виртуозность певческих партий и ансамблей, задор и юмор характеров и ситуаций. Утопай в исполнении Дмитрия Корчака — простой тирольский парень, но сколько же в нем решимости и житейских сил. Если и полюбил девушку, то на всю жизнь, а если вступил в гренадерский полк, то разом становится офицером. Голос певца яркий и полетный разом захватывает эмоциональностью и красотой тембра. Знаменитая ария Утопай с девятью «до» была исполнена Корчаком блистательно. Каждое последующее «до» становилось все ослепительнее и уверенней, а финальное — победное на крепкой ферматной основе потребовало заслуженные овации.
Дмитрий Корчак
На первый взгляд, голос у Ольги Пудовой небольшой, но он звучный и выразительный. Для каждого состояния своей героини певица находит массу многообразных и точных тембральных красок, поэтому его было слышно в любой точке большенного зала. Ей одинаково хорошо удались и задорные песни и арии, и печальные. Как она моментально переходит от занудного исполнения сентиментально романса к излюбленной полковой песне «Rataplan». Оба исполнителя главных партий достоверно созданы для Мари и Тони. Они обаятельны и сразу становятся любимчиками зрителей, органичны и естественны в каждом звуке и движении, в том числе и в слиянии прекрасных голосов.
Ольга Пудова и Дмитрий Корчак
Подлинный искусник комических ролей Бруно Пратико виртуозно отыгрывал все забавные ситуации. В то же время сержант Сюльпис у артиста получился добросердечным и трогательным. Органично вписалась драматическая актриса Ирина Мирошниченко в оперную компанию. Она привнесла некую гротесковую краску в появление и особенно уход своей церемонной герцогини. При этом актриса еще пела по-французски Песенку Гретри Графини из оперы Чайковского «Пиковая дама». Это уже бывальщины уважение и любовь к Елене Васильевне Образцовой. Очень трогательно. Достойно выступили Анна Кикнадзе — маркиза де Беркенфильд и Константин Бржинский — двор дворецкий и капрал.
Анна Кикнадзе
Это был отличный вечер, которым могли насладиться не только посетители Большенного зала консерватории, но и любители Facebook. Шла прямая online передача на Facebook live.
Сразу захотелось, чтобы в Москве показалась своя «Дочь полка», которая была бы не одноразовой, а репертуарной. А вдруг такая мечтание станет явью?
Елизавета ДЮКИНА