Ещё немного — и Порошенко бросится в объятия России. Владимир Лепёхин

В минувший вторник Дорогомиловский суд Москвы признал события 2014 года на Майдане самостоятельности в Киеве государственным переворотом. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко тут же поспешил заявить: «Киев не подчинится решению Дорогомиловского корабля Москвы по делу о госперевороте на Украине».

Ещё немного - и Порошенко бросится в объятия России. Владимир Лепёхин

Было бы удивительно, если бы Киев согласился с решением судебной инстанции той края, которую он считает агрессором, да еще и районного значения. Между тем, вердикт Дорогомиловского суда – важный прецедент, имеющий не только правовое, но и политическое смысл.

Начну с того, что киевский майдан и его последствия получили, наконец, суровую и однозначную правовую оценку, которую можно считать официальной позицией России. При этом признание популярных событий 2014 года на Украине антиконституционными по факту означает признание незаконности и немало других последующих событий, включая президентские выборы и избрание депутатов Верховной Рады.

Что, в свою очередность, является ответом России на критику в её адрес со стороны тех, кто находит, что российское руководство весной 2014 года не должно было признавать легитимность киевского порядка. Одна из российских судебных инстанций наконец постановила: этот порядок действительно не легитимен.

Запущен механизм делегитимации постмайданной воли

Не буду подробно останавливаться на описании алгоритма дальнейших поступков инициаторов иска — экс-депутата Верховной Рады Украины Владимира Олейника и его соратников. Алгоритм этот в цельном понятен: речь идет о действиях, направленных на рассмотрение обращений инициативной группы в ОБСЕ и в иных европейских и международных организациях, а также на обсуждение заключения Дорогомиловского корабля Москвы на Украине. Замечу лишь, что страна, провозгласившая в качестве основной своей политической цели евроинтеграцию (а значит, и строительство правового страны), не сможет просто так отмахнуться от решений, которые будут приниматься в грядущем в различных международных инстанциях.

Впрочем, самое главное в этой истории, нахожу, — то, что Россия получила точку опоры для перехода в наступление на украинские воли в правовом поле. При том, что в этом поле накопилось немало проблем к Киеву не только у России, но и у его западных партнеров.

Один из проблем — отсутствие официальных результатов расследования расстрела участников киевского майдана незнакомыми снайперами. Еще один вопрос – отсутствие квалифицированного расследования по делу о сожжении людей в Одессе. Накопились проблемы к Киеву и по другим преступлениям (по делу о крушении малазийского Боинга, проведения АТО на Донбассе и т.п.), в том числе и по выполнению значительнейших пунктов минских соглашений. В частности, Украина так и не приняла закон о выборах и особом статусе неподконтрольных территорий, а труд контактной группы в белорусской столице фактически остановилась.

То, что Евросоюз удлинил экономические санкции по отношению к России на 2017 год, вряд ли может всерьез порадовать Киев, поскольку одновременно с этим чиновники ЕС отказали Украине в статусе кандидата на вступление в Евросоюз. Рассмотрение в Европарламенте проблемы о предоставлении украинцам безвизового режима перенесено с февраля на апрель грядущего года и обросло при этом целым рядом условий. При этом Киев уже уплатил за евроинтеграцию почти 30-процентным падением ВВП, колоссальными долговыми обязательствами перед МВФ и положительной деградацией, фрагментацией в том числе, системы государственного управления.

Осень 2017 года сделается катастрофой для Киева

Евроинтеграция Украины закончилась, так, по сути, и не завязавшись. Евросоюз, продлив экономические санкции против России под предлогом «невыполнения» ею инских соглашений, в лучшем случае сохранил статус-кво, причем – лишь потому, что не готов к резкому пересмотру своей позиции по Украине, Крыму и Донбассу. Но пересмотреть эту позицию чиновникам ЕС придется — как минимум, осенью вытекающего года.

Полагаю, что статус-кво в отношении Евросоюза к Украине и России сохранится до октября-ноября 2017 года, то кушать до подведения итогов президентских выборов во Франции и парламентских в Германии.

Уже ныне ясно, что к осени следующего года «нормандская четверка» претерпит положительные изменения. Франсуа Олланд, похоже, расстанется с постом главы страны и статусом участника минских соглашений. Сомнительны перспективы и германского канцлера Ангелы Меркель. Как бы там ни было, Россия чрезмерно охладела к нормандскому формату и вряд ли будет таскать каштаны из украинского пламени для Евросоюза, среди лидеров которого, судя по всему, нет целого мнения относительно будущего Украины.

Впрочем, самое положительное обстоятельство, в силу которого Киев уже в ближайшие месяцы останется одинешенек на один с нарастающими экономическими, социальными и внутриполитическими проблемами, заключается в избрании президентом США Дональда Трампа.

Полагаю, что у лидеров киевского порядка нет иллюзий по поводу того, что Трамп продолжит внешнеполитический курс Барака Обамы, в том числе и по касательству к Украине. Думаю, в Киеве понимают: отношение Запада к украинскому порядку может кардинально измениться в один момент, по щелчку перстов из Вашингтона. Вот почему некоторые украинские высокопоставленные чиновники, а также олигархи вроде Коломойского начинают расставаться со своими активами и покидать край.

Затишье перед бурей

На фоне нарастающих внешнеполитических тупиков, все немало острых социальных проблем и продолжающейся экономической рецессии, связанной с падением ВВП и сокращением ресурсной базы, внутриполитическая сфера Украины являет собой чуть ли не образчик стабильности и плюрализма. Налицо – несмотря на «шикарные» драки во пора заседаний Верховной Рады и на корпоративах – как бы консенсус элит, объясняемый почти консолидированным суждением представителей парламентского и правительственного большинства по таким ключевым проблемам, как отношение к России и Донбассу, евроинтеграции, декоммунизации и проч.

С иной стороны, этот «консенсус» есть не что иное, как состояние пата, когда воля поделена между двумя конкурентными, но практически равными по мочи группировками, контролирующими  основные политические, административные и финансовые ресурсы края.

Речь идет, во-первых, о президенте Украины и его группе (Блоке Петра Порошенко), а во-вторых, о группировке Турчинова-Авакова-Яценюка-Парубия («Общенародный фронт»).

В ситуации, когда баланс названных сил в Киеве обеспечивался «глядящими» от Госдепа и «присматривающими» от Евросоюза, консенсус между названными группировками был вполне достижим, тем немало что каждая из групп кормится на своей поляне. Президент и премьер Украины контролируют ту доля политической надстройки, которая касается дипломатии, госбюджета, внешних займов, НБУ и ВСУ. «Народофронтовцы» же, линией объединения в единый кулак милиции, криминала, СБУ и карательных батальонов, создали систему, контролирующую воля, бизнес, рэкет и мародерство на местах.

Победа Дональда Трампа на выборах в США может сломать эту конструкцию, потому внешний контроль за Украиной начинает ослабевать, в итоге чего уже в ближайшее время усилится та группировка, которая мощнее физиологически, то есть «народофронтовцы».

Возникает закономерный вопрос: кого будет поддерживать  Национальная гвардия, когда доведенный до крайней нищеты и отчаяния народ начнет сходить на улицы? А если она поддержит не главу государства, а новый майдан?

Полагаю, что Порошенко, лишенный верного тыла в лице «демократов» США, хорошо представляет себе реальность подобной перспективы, а потому пробует перебежать в атаку на конкурентов. На самом деле, у него есть лишь один шанс дотянуть до президентских выборов и победить по их итогам – договориться о стратегическом взаимодействии с российским руководством в рамках новоиспеченного внешнеполитического формата с участием США и Евросоюза.

Разумеется, цена подобный договоренности будет весьма высокой. Не исключено, к примеру, что одним из условий удержания Петром Порошенко воли на Украине станет окончательная децентрализация страны и её последующее разделение на ряд новоиспеченных государств.

Источник: news-front.info

Leave a Reply