«Есть шансы найти живыми»: поиски пропавшего судна «Восток» оценил эксперт

«Кушать шансы найти живыми»: поиски пропавшего судна «Восход» оценил эксперт

Пока краб не грянет

«Есть шансы найти живыми»: поиски пропавшего судна «Восток» оценил эксперт

Один из матросов, какой списался с «Востока» перед самым Новым годом, рассказал «МК», что тральщик в декабре уже попадал в обледенение. О том, что могло стать причиной трагедии, а также остается ли шанс отыскать моряков живыми, мы поговорили с президентом Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петром ОСИЧАНСКИМ.

— Как велико судно «Восток» и где оно вело промысел?

— Это судно-краболов. Подобные корабля небольшие, длина «Востока» — 53 метра. Многие компании покупают, как правило, престарелые пароходы. Берут их либо у японцев, либо у корейцев. И усердствуют заработать на ловле крабов хорошие деньги. Я знаю компании, какие имеют свыше десяти таких судов, но у большинства компаний есть 1–2 судна-краболова.

— На какой срок обычно подобные корабля уходят в море?

— На несколько месяцев. Все зависит от того, куда они сдают краба. В Японии усердствуют соблюдать правила и законы, борются с браконьерством. Корейцы же частенько нарушают законодательство по легальному вылову краба. И случается, находят в этом плане общий язык с российскими моряками. Подчеркиваю, это всеобщие рассуждения. Я ничего не могу сказать конкретно, чем занималось корабль «Восток». Скорее всего, компания имела квоты и вела промысел легитимно.

Тут важен сам факт, что судно шло в штормовую погоду, при низкой температуре. Шло с юга на норд, принимая ветер в лоб. Краболов постоянно заливало водой. А биться при минус 16 градусах с обледенением крайне тяжело. Так, в январе 1965 года в Беринговом море при потере устойчивости, потребованной интенсивным обледенением в условиях жестокого шторма, произошло крушение тральщиков «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань». Погибли 106 рыболовов. Спасти удалось только старшего мастера добычи Анатолия Охрименко. В Невельске в память об этой трагедии был введён мемориал, а в Находке, на сопке Лебединая, — 7-метровый монумент «Скорбящая мама».

— Перегруз мог повлиять на ЧП?

— Тут мог повлиять не перегруз, поскольку трюмы небольшие, немало краба не возьмешь, а нечто другое. В 2003 году в Японском море бесследно исчезло судно-краболов «Аронт-103». Там был международный экипаж, россиян лишь четверо. Нам удалось выяснить, что на его борту находилась часть продукции, и это был свежевыловленный краб. А краба, как правило, транспортируют и сдают покупателю живым. И транспортируют его в трюме, в котором находится забортная вода. Во время шторма это может спровоцировать опрокидывание шхуны.

— Сейчас эксперты изливают предположение, что рыболовное судно «Восток» могло затонуть из-за крабовых западней, которые занимали всю палубу и не давали в полной мере скалывать лед.

— Вряд ли крабовые западни могли оказать какое-то влияние на устойчивость судна. Но они на самом деле могли помешивать экипажу бороться с обледенением. Да и сами могли обледеневать. Чтобы успешно биться с обледенением, команда должна быть обеспечена пешнями, ломами, заступами, а также водяными и паровыми шлангами для смывания льда. У экипажа должны быть комплекты теплой, водонепроницаемой платья, рукавицы, монтажные пояса с карабинами. Это очень опасная труд. И очень сложно выйти победителем с обледенением.

«Есть шансы найти живыми»: поиски пропавшего судна «Восток» оценил эксперт

— Как при ЧП с судна выбрасывается спасательный плот?

— Спасательные плоты крепятся на верхней палубе с поддержкой специальной судовой снасти — найтовов. От них можно освободиться вручную, скинув с глаголь-гака фиксирующее звено. Плот остается связанным с кораблём и надувается автоматически. Также сброс плота осуществляется самодействующи при погружении судна под воду.

— Сколько времени можно продержаться в теплых гидрокостюмах в морозной воде?

— В ноябре 2004 года моряк при крушении грузового теплохода «Вест» продержался в воде 41 час. Это было на норде Японского моря. Он обморозил лицо, но выжил.

Нам также удалось снестись с матросом Владиславом Метасевым, который ходил в рейсы на «Восходе» и списался перед самым Новым годом, 28 декабря.

— Экипаж на «Восходе» очень квалифицированный, судно было в хорошем состоянии, все системы трудились исправно. Обеспечение тоже было хорошее. Имелись в целом объеме и сухие гидрокостюмы, и спасательные жилеты, и плоты. Зарплату нам платили вовремя, никогда не задерживали. В декабре мы уже попадали в обледенение, но со всем управились. Скалывали лед и шли. Когда я был на «Востоке», никаких крабовых ловушек на палубе не было.

На тральщике был интернациональный экипаж. 33-летний капитан Антон Ленский почитается очень опытным, знающим специалистом. В 2005 году он закончил Сахалинский морской колледж, в 2011-м — филиал Тихоокеанского государственного экономического университета. У него в семейству подрастает дочка.

— Я работал с Антоном, когда он был еще третьим помощником капитана, — повествует Виталий Жуховцов. — Запомнил его как очень целеустремленного человека.

Старший механик на «Восходе» — 47-летний Юрий Пашко.

— Юра очень общительный, деятельный человек, у него очень много друзей, — повествует о своем однокласснике Ирина Колодяжная. — Он родом с Украины, с Мелитополя. После восьмого класса ушел в мореходное училище, а после уехал работать на Сахалин. Плавал на судах, ловил крабов. Объездил полмира. У него в Мелитополе остались существовать мама и старшая сестра — учительница. А Юра «бросил якорь» на Сахалине, в небольшом городке Долинске. Недавно женился во другой раз. Все заработанные деньги тратил на строительство дома в Мелитополе. Сообщал, что хочет жить возле теплого моря. Это, мол, лучше, чем суровые, морозные моря. Каждое лето он приезжал на родину, в Мелитополь, собирал всех нас за всеобщим столом.

Второй помощник капитана, 57-летний Евгений Расчектаев, родом с Полуденного Урала. 56-летний повар Геннадий Пирогов — из Екатеринбурга. 46-летнего матроса Мубариза Гусейнова родимые ждут в Азербайджане, селе Чанган Сальянского района. Он имел российское гражданство, но семейство его жила в азербайджанской деревушке. У него в семье два сына и дочь. Родимые рассказывают, что через два месяца у сына Мубазира должна состояться свадьба. Он планировал приехать к родимым с подарками.

На борту «Востока» был еще один уроженец Азербайджана — 27-летний матрос Руслан Ализаде. Костяк же команды составляли обитатели сахалинского Невельска.

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Спешные новости» в Telegram.

Leave a Reply