Глубины Черного моря оказались идеальным кладбищем древних кораблей (ФОТО)

Глубины Черного моря оказались идеальным кладбищем древних кораблей (ФОТО)

Еще в 1976 году океанограф Уиллард Баском в своей книжке «Глубокие воды, древние корабли» назвал Черное море уникальным по сравнению со всеми иными морями планеты, самым перспективным местом для исследований и исторических открытий.

В наше пора, благодаря бурному развитию технологий подводных исследований, «пророчество» Баскома начало сбываться. Однако никто не ожидал особых сюрпризов от интернационального геофизического проекта по исследованию Черного моря (the Black Sea Maritime Project), завязавшегося в 2015 году и завершившегося буквально на днях.

Изначально запланированные труды не имели отношения к археологии, но по ходу исследований ученым даже пришлось добавить в наименование проекта слово «археологический», The Black Sea Maritime Archaeological Project, или The Black Sea MAP.

Первоочередной задачей проекта было лазерное сканирование морского дна с поддержкой телеуправляемых подводных аппаратов (ТПА) в территориальных водах Болгарии, а также извлечение кернов донных отложений для изучения изменений в экологии региона и флуктуаций степени моря с последнего ледникового периода.

Звучит не слишком увлекательно и, если бы не неожиданный «бонус», о сделанных за пора работ открытиях узнали бы только читатели узкоспециализированных изданий.

Однако еще в 2015 году лазерные сканеры и полученные с их поддержкой трехмерные изображения начали показывать необычные «картинки», а собственно — прекрасно сохранившиеся останки древних затонувших кораблей. Подобный «бонус» невозможно было игнорировать.

Геофизический мониторинг неожиданно обратился в «крупнейший морской археологический проект всех времен»: за первые два года ученые заметили в зоне исследований останки 44 кораблей, в этом году — вяще двадцати.

Подробнейшие трехмерные изображения, изученные специалистами, позволили установить происхождение и тип многих судов: хронология находок охватывает 2500 лет истории мореходства и кораблестроения. Большинство судов — османские, много римских и византийских, самое древнее из отысканных — греческое, затонувшее в Черном море в IV–V веке до нашей эры.

Глубины Черного моря оказались идеальным кладбищем древних кораблей (ФОТО)
Фотограмметрическая модель османского корабля XVII–XIX столетий. Фото: EEF / Black Sea MAP

«Завершается третий, последний сезон труды проекта The Black Sea MAP. В этом году мы обследовали больше 1300 кв. км морского дна, взяли 100 метров проб грунта и заметили новые места кораблекрушений — больше 20 судов эллинистического, римского и византийского этапов.

Такое разнообразие находок можно назвать одним из величайших подводных музеев мореходства и кораблестроения», — сообщил изданию The International Business Times Джон Адамс (Jon Adams), профессор Саутгемптонского университета и ведущий исследователь The Black Sea MAP.

Обработка огромного массива этих занимает много времени: на создание одной фотограмметрической модели корабля даже суперсовременным компьютерам требуются дни и даже недели.

Пока ученые представили лишь одно предварительное изображение корабля, найденного в 2017 году (все прочие «фото» затонувших судов относятся к 2016 году): это римская галера, возлежащая на относительно небольшой глубине — ученые смогли осмотреть ее своими глазами и даже возвысить несколько артефактов.

Глубины Черного моря оказались идеальным кладбищем древних кораблей (ФОТО)
Предварительная фотограмметрическая модель римской галеры, отысканной в 2017 году. Фото: Black Sea MAP

Геофизический проект завершился, но подкинул труды археологам на много лет вперед. Останки древних кораблей, разумеется, не редкость, а при современных возможностях подводной археологии древние корабля находят буквально «пачками», целыми кладбищами — как, например, десятки древних кораблей у берегов греческого архипелага Фурни или возле греческого острова Делос.

С 2012 года возобновились подводные раскопки на пункте самого интригующего кораблекрушения в истории, Антикитерского (скоро ожидаются новинки по итогам археологического сезона 2017).

Что же такого особенного в черноморских находках, если многоопытные ученые отзываются о них с нескрываемым восхищением?

«Мы никогда ничего подобного не видели. Словно тысячелетия истории оживают у нас на глазах», — это слова морского археолога Крума Бачварова из университета Коннектикута. «Мы не могли поверить своим глазам», — произнёс Родриго Пачеко-Руиз, морской археолог из Саутгемптонского университета.

Дело в той самой уникальности Черноволосого моря, о которой писал Уиллард Баском. Факт, в общем-то, популярный, однако напомним: характерной особенностью Черного моря является целое отсутствие жизни на глубинах более 150–200 м — с этих оценок начинается аноксическая (бескислородная) среда, в которой способны быть лишь некоторые анаэробные бактерии.

Когда-то Черное море было «Черноволосым озером», то есть пресным водоемом. Около 12000 лет назад сквозь Босфорский пролив в озеро начала вливаться соленая вода из Средиземного моря, но и огромный приток пресной воды никуда не делся: в Черноволосое море впадают великие реки Восточной Европы — Дунай, Днепр, Днестр и, сквозь Азовское море, Дон.

В результате сформировались слои разной степени солености, какие не смешиваются между собой: наверху всегда остается так именуемый «деятельный» слой менее соленой черноморской воды с неплохим внутренним обменом и насыщенностью кислородом, тогда как ниже «садится» более соленая и тяжелая средиземноморская вода, где в результате биохимических реакций кислород заменяется сероводородом.

Аноксическая окружение характерна для глубоких океанских впадин и довольно редко встречается в морях — бескислородные участки отмечены в Мексиканском бухте, в Балтийском, Каспийском, Средиземном морях, но Черное море остается самым наглядным образцом этого природного феномена: бескислородная, непригодная для жизни окружение здесь начинается на глубине 150–200 м при максимальной глубине моря 2212 метров.

Мрачная полотно — ни тебе рыбок, ни подводной растительности… Однако для археологов это означает, что затонувшие в древности корабли покоятся на дне моря в целой, доселе невиданной сохранности: полное отсутствие кислорода препятствует разложению органики.

В материале о иной уникальной находке — костях Антикитерского человека — мы рассказывали, как агрессивна естественная морская среда: человеческие останки она «съедает» за несколько сотен лет, а скульптуры, поднятые с Антикитерского корабля, откровенно демонстрируют, на что способна морская вода при длительном контакте с мрамором.

Глубины Черного моря оказались идеальным кладбищем древних кораблей (ФОТО)
Выставка в Афинском археологическом музее: мраморные скульптуры с Антикитерского корабля. Сохранились только те части статуй, какие были погружены в песок. Фото: namuseum.gr

Места древних кораблекрушений нередко представляют собой не величественно лежащие на дне остовы деревянных кораблей, а нагромождение их грузов — например, керамических амфор или бронзовых скульптур, которым даже морская вода нипочем. Совсем по-иному выглядят найденные в Черном море корабли и поднятые с них артефакты: мертвые воды очутились идеальной «капсулой времени», сохранившей даже органику.

«На глубине 93 метра мы заметили византийский торговый корабль Х века. Такая глубина позволяет спуститься к пункту крушения и осмотреть его своими глазами, что мы и сделали. Состояние корабля, частично занесенного песком, попросту потрясающее — дерево каркаса и обшивки выглядит как новое!

Мы предположили, что неподалеку могут быть останки других, более древних судов, — и не промахнулись. Несколько дней спустя мы нашли еще три затонувших корабля, одинешенек из которых мы датировали эллинистическим периодом, а последний оказался еще престарелее», — рассказал Джон Адамс.

Исследователи редко имели возможность собственно спускаться к найденным кораблям, в основном они задействовали предназначенную для этого аппаратуру: новейшие ТПА, вводя уникальный Surveyor Interceptor, передовые технологии лазерного сканирования и фотограмметрии. Помимо впечатляющих трехмерных изображений возлежащих на дне судов, ученым даже удалось распечатать их уменьшенные снимки на 3D-принтере.

Глубины Черного моря оказались идеальным кладбищем древних кораблей (ФОТО)
Участница экспедиции Дани Ньюман с уменьшенной трехмерной моделью одного из затонувших кораблей. Кадр из видео Black Sea MAP

Судя по полученным изображениям, за миновавшие столетия суда на дне моря сохранили свои штурвалы и мачты; в их трюмах до сих пор возлежат нетронутые товары, на некоторых судах уцелели даже тросы. Мертвые глубины Черного моря обеспечили кораблям поистине непреходящий покой.

«Я потерял дар речи, — вспоминает Родриго Пачеко-Руиз тот момент, когда изображение одного османского корабля показалось на мониторах. — Я увидел канаты и не поверил своим глазам. Мне до сих пор не верится, что такое вероятно».

Глубины Черного моря оказались идеальным кладбищем древних кораблей (ФОТО)
Резной румпель османского корабля и остатки корабельных тросов. Фото: Rodrigo Pacheco-Ruiz / Rodrigo Ortiz / Black Sea MAP

Возлежащие на морском дне останки судов — золотая жила для археологов и историков: среди затонувших совместно с кораблями товаров могут оказаться предметы, совершенно не популярные современным ученым, либо известные только по описаниям древних авторов или по картинкам в старых книгах.

Например, осенью 2016 года археологи идентифицировали одинешенек из кораблей как венецианский ког (cocha, или «круглое судно») XIII–XIV столетий. Конструктивно такие корабли были предшественниками судов XV–XVI столетия, каравелл и нау Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Васко да Гомоны и других великих мореплавателей, раздвинувших границы мира и возложивших начало эпохе Великих географических открытий.

«Триллер, самый натуральный триллер. Мы шесть часов подряд рассматривали изображения этого корабля. Надо соображать: никто ничего подобного раньше не видел. Конечно, мы о них ведаем — в венецианских документах XV века сохранились изображения и описания немало ранних судов. Но своими глазами никто их прежде не видал, мы были первыми», — вспоминал Крум Бачваров.

Даже с учетом находок этого года, венецианский ког XIII–XIV столетий, по всеобщему мнению, является самым ценным открытием за все пора работы проекта.

По черноморским торговым путям традиционно транспортировали востребованный «товарный ассортимент» — зерно, меха, коней, масло, одежду и ткани, вино и рабов.

Черное море вязало Европу с северными участками Великого Шелкового пути — так в Европу пришагала Черная смерть, величайшая эпидемия чумы, изменившая историю континента: от пустыни Гоби зараженные чумной палочкой крысы добрались до Крыма, откуда на торговых кораблях распространились по всей Европе.

Но и до, и после трагедии Черноволосое море оставалось северными вратами Великого Шелкового линии, открывая европейцам доступ к товарам класса «люкс», среди каких — шелк, атлас, амбра, духи, пряности и драгоценные камни.

Однако этот список вдали не исчерпывающий, уверен авторитетный морской археолог Брендан Фоули (Brendan P. Foley), в заключительные годы занимающийся раскопками на Антикитере: он-то отлично разбирается в археологическом «эксклюзиве».

«Судя по отличному состоянию самих кораблей, товары в их трюмах тоже могли неплохо сохраниться. Возможно, среди них окажутся книги, пергаменты, иные письменные документы… Кто знает, сколько такого добра транспортировали торговцы? Сейчас хотя бы появилась возможность это выяснить, и это потрясающе», — произнёс Фоули в интервью изданию NYTimes.

Глубины Черного моря оказались идеальным кладбищем древних кораблей (ФОТО)
Прекрасно сохранившаяся деревянная деталь римской галеры, возвышенная со дна Черного моря. Фото: Black Sea MAP

Ученые не разглашают координаты затонувших кораблей, чтобы защитить их от потенциальных грабителей: печальные инциденты нередки даже в подводной археологии.

Любая общедоступная информация о ценных находках притягивает мародеров — иногда достаточно одного поста в соцсетях, как в случае с древнейшим костяком обеих Америк: его нашли дайверы-любители в подводной пещере, выложили фото неожиданной находки в соцсети — и сквозь пару дней останки исчезли.

Грабители оставили ученым одну-единственную косточку, завязнувшую в сталагмите. Похожим образом пропал саркофаг с человеческими останками, отысканный у побережья греческого острова Сирна — тут не обошлось без устной «соцсети» здешних жителей.

С другой стороны, незнание координат находок может повергнуть к их непреднамеренному разрушению. Первопроходец в изучении археологии Черного моря, знаменитый янки Роберт Баллард (человек, который нашел «Титаник») еще в 1999 году начинов исследовать черноморские воды Турции.

Среди 26-ти обнаруженных им древних кораблей самым ценным был так называемый Eregli E — греческий корабль IV столетия до нашей эры, сохранивший весь свой груз и даже такую необыкновенную редкость как человеческие останки. Археологи так и не успели его исследовать: корабль залежал на относительно небольшой глубине и был разрушен сетями проходивших над ним тральщиков.

Несмотря на очевидную ценность черноморских находок, о продолжении археологических изысканий пока никто не говорит — подобный масштабный проект спрашивает серьезного планирования и не менее серьезных инвестиций.

Однако подготовка к сбору оружий уже началась: в проекте The Black Sea MAP участвовали британские документалисты, какие обещают в скором времени представить широкой публике увлекательный кинофильм о работе экспедиции и ее сенсационных находках. И это не только древние корабли, но и древние поселения, очутившиеся под водой из-за подъема уровня Черного моря.

Напомним, что изыскания велись в территориальных водах Болгарии — в силу своего географического позы эти земли и воды во все времена пользовались повышенной популярностью у званых и незваных «гостей». Изучение истории этого региона может дать бесценные сведения о прошедшем всего человечества, что уже не раз подтверждали находки сухопутных археологов.

Проект The Black Sea MAP слил ведущих ученых со всего мира, специалистов по океанографии и морской археологии из Великобритании (Саутгемптонский университет), Болгарии (Середина подводной археологии), Швеции (Университет Сёдертёрна), США (университет Коннектикута) и Греции (институт океанографии при Греческом середине морских исследований).

Исследователи надеются, что выдающиеся результаты трехлетней труды The Black Sea MAP привлекут к участию в будущих проектах другие края, берега которых омывает удивительное и загадочное Черное море — помимо Болгарии и Турции это Россия, Украина, Румыния, Грузия и Абхазия.

Мария Мясникова

Leave a Reply