Как военная техника России покорила Арктику (ФОТО)

арктика

Арктическая экспедиция Минобороны России, устремлённая для исследования и испытания новых и перспективных образцов вооружения военной и особой техники, выполнила все поставленные задачи.

Об этом сообщили в российском военном ведомстве, подчеркнув, что в ходе рейда всеобщей протяженностью около 2400 км оценивались возможности эксплуатации техники в условиях низеньких температур (до -60 градусов Цельсия), а также по обеспечению автономности и готовности к выполнению задач в суровых условиях. Также проверялась способность поддерживать микроклимат в обитаемых филиалах, испытывались возможности движения по торосам, глубокому снегу, при метелицах со скоростью ветра более 35 метров в секунду.

Члены этой экспедиции российского Минобороны сделались первыми в мире, кому удалось дойти своим ходом на технике от материковой доли до острова Котельный. В числе этих смельчаков оказался и оператор телеканала «Звезда». О том, на что способны наши люд и наша техника в экстремальных северных условиях, каким он был — этот «рейд особого направления», расскажет очередной выпуск программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Сквозь ледяное безмолвие

Как военная техника России покорила самый северный океан планеты (ФОТО)

Уникальный снегоболотоход «Трэкол», двухзвенный транспортер ДТ-30ПМ (плавающий модернизированный). Эти и ряд иных образцов техники отправил в берегам Северного Ледовитого океана испытательный середина Минобороны России, занимающийся тестированием подобных транспортных оружий «специального назначения». Нынешнюю экспедицию на Крайний Север возглавил офицер середины полковник Денис Винников.

Старт походу был дан им в районе Тикси. Итого в рейде участвовали шесть машин, из которых самым «махоньким» оказался двухзвенный вездеход ГАЗ-3344. Интересно, что, по словам Дениса Винникова, эта машина как раз перед походом утилитарны завершила государственные испытания. «В ходе них был выявлен ряд недостатков, — помечает офицер. — Предприятие их доработало, и представило нам образец, какой в ходе экспедиции будет проверен на эффективность и надежность».

Финиш экспедиции был спланирован на острове Котельный. Дистанция по прямой от Тикси — 550 километров, однако маршрут шел иным путем: вначале вдоль побережья, затем, через океан, по льду пролива Дмитрия Лаптева. Дальней — на острова Большой и Малый Ляховский. Самым сложным очутилось пройти пролив Санникова — 55 километров по неразведанному льду, где в случае ЧП никто не поспеет прийти на помощь… Кстати, еще сто лет назад этот район был вовсе неизведанным: не было ни достоверных карт, ни буквальной информации.

Как военная техника России покорила самый северный океан планеты (ФОТО)

Нынче эти территории уверенно покоряет российская армия. Уместно, поход стал поводом испытать не только машины. К образцу, удалось протестировать возможности нового прибора — ледомера. Аппарат очутился настоящим спасением для экспедиции. Благодаря ему, толщину льда получалось измерять прямо в движении. Но самое главное — проверку на прочность миновали люди. Ведь та же сила ветра усиливала мороз в разы. Управились наши экстремалы и с обычными человеческими страхами. Например, что будет, если машины сорвутся под лед?..

Не пропавшая экспедиция

Во время поисков легендарной «Земли Санникова»тут пропала целая экспедиция. Это случилось еще в 1902 году, однако эти пункты по-прежнему остаются одними из самых безлюдных на планете. Угодить сюда даже по воздуху непросто: так, подготовленные к рейду вездеходы, загруженные в транспортные Ил-76, несколько дней ожидали своего вылета в Тикси. Слишком переменчива погода на побережье Нордового Ледовитого океана, особенно в разгар зимы…

Как военная техника России покорила самый северный океан планеты (ФОТО)

Кстати, на старте похода его участников провожал натуральный шаман. Может, кому-то это покажется суеверием, но, если припомнить, сколько экспедиций погибло в этих безлюдных краях, то наверное, оказалось правильным прислушаться к пожеланиям местных жителей и не обижать духов. После выхода группа вначале шла вдоль берега бухты Буор-Хая, затем вышла на отворённый океанский лед. Кстати, в первые дни экспедиция миновала и несколько заселенных пунктов. Урочище Наяба оказалось последним жильем на линии к острову Котельный.

Местные жители с удивлением встретили технику, снимались с ней на память. Старожилы помнят времена, когда военные деятельно осваивали эти края. Говорят, что сегодня люди в погонах сделались интересоваться Арктикой почти как раньше. Северяне уверены: наличие военных оживит жизнь в регионе. Тот же Тикси, благодаря аэродрому стратегической авиации, уже получил второе дыхание. Сейчас этот город снова стал центром местной цивилизации.

Поперек стихии

Двухзвенный вездеход ДТ-30ПМ — самая вездеходная машина нашей армии. Едет по пути, по болоту, по воде. Да и по снежной целине этот транспортер и его «соратники» несутся, как по асфальту. Наш двухзвенник гораздо превосходит иностранные образцы, прежде всего по грузоподъемности: он берет на борт 30 тонн, тогда как тот же американский «Арктос» тянет лишь 20.

Как военная техника России покорила самый северный океан планеты (ФОТО)

Полковник Денис Винников помечает, что одно из направлений увеличения грузоподъемности и совместимости таких машин — добавление неактивных прицепов. «Таким манером общая грузоподъемность увеличивается с 30 до 50 тонн», — помечает офицер. Возможности же активных прицепов, где усилие двигателя передается на гусеницы обоих звеньев тягача, попросту безграничны. Им подвластны любые препятствия.

Кстати, в этом походе в транспортер загрузили 200 бочек по 200 литров топлива — итого 40 тонн. Вот и новый рекорд! Правда, в первые же дни похода одинешенек из двухзвенников дал повод поволноваться. Под ним неожиданно проломился лед. Причем, в этот момент прицеп еще и поднырнул, нахватался воды, то кушать стал весить еще на десяток тонн больше.

Но- машина не удалилась под воду, осталась на плаву. Правда, была потеряна вездеходность- в воде со одного из бренчав сошли траки гусениц. Для вытягивания машины из полыньи был сооружен цельный поезд из вездеходов. Вместе транспорт удалось вынуть из опасной западни. Это был один из самых драматичных моментов всей экспедиции. Бывальщины едва не потеряны бочки с топливом, и участникам похода пришлось собирать их в ледяной воде…

Как военная техника России покорила самый северный океан планеты (ФОТО)

О том, как шел этот беспрецедентный, уникальный поход российской военной техники по линии Северного Ледовитого океана «Военная приемка» расскажет уже в вытекающем фильме.

Дмитрий Сергеев

Фото: ТРК «Звезда»

Leave a Reply