Опубликовано ср, 22/02/2017 — 03:46 пользователем NEWSmuz.com
На сцене «Солисты Москвы» — слева, Китайский оркестр Гонконга — справа
На сцене «Солисты Москвы» — слева, Китайский оркестр Гонконга — справа. Концерт завязался с воздушной прелюдии из «Времен Хольберга» Грига. Затем «Солисты» уступили право музицирования китайскому оркестру, тот исполнил вариации на тему общенародной «Песни генерала» в аранжировке Пенга Ксиувена. Характерное начин — в аранжировке причудливо меняются самые разные стилистики, словно охота сразу в одном произведении продемонстрировать всю широту звучания оркестра. Визитка. А вот традиционная кантонская пьеса в аранжировке Киу Йонджи немало компактна и куда более камерна. Арт-директор гонконгского оркестра Ян Хуичанг дирижирует прижимисто и пластично.
Арт-директор гонконгского оркестра Ян Хуичанг дирижирует прижимисто и пластично
Тут следует сделать отступление и пояснить, в чем заключается отличие Китайского оркестра Гонконга от обилия других китайских ансамблей, наезжающих изредка в Россию. Он — академический. Трудится при финансовой поддержке правительства Гонконга, в его составе только профи, а самое основное — на традиционных китайских инструментах он исполняет самые сложные, вплоть до авангарда, созданья. Чтобы добиться слаженного оркестрового звучания на инструментах, изначально не назначенных для этого, некоторые инструменты модифицируют, добиваясь абсолютной чистоты звука. Специально для этого оркестра строчат музыку самые известные композиторы Китая, оркестр нередко звучит в саундтреках кинофильмов, и имеет статус «Лидер китайской этнической музыки» и «Цивилизованный посол Гонконга».
Еще один реверанс европейской культуре — «Элегия памяти Самарина» Петра Ильича Чайковского, в безупречном исполнении «Солистов Москвы».
Юрий Башмет дирижирует
И вот — премьера. Заказанный специально для фестиваля Концерт для пипы и струнных в четырех долях живого классика китайской музыки Тан Дуня. Пипа — 4-струнный щипковый инструмент образа лютни. Солирует Бель Шу. Играют оба оркестра. Новое создание Тан Дуня ошеломляет размахом изобразительных средств: рычит электрогитара, колотят китайские барабаны, и мигом все меняется на журчащие ручейки изнеженной пипы, затем и пипа становится железистой и позвякивающей обертонами… Тан Дун будто пишет акварели. Находится место и привязчивой мелодии, и просодии как живому течению стиля, то бормочущему, то повизгивающему. Невероятной красоты произведение. А что касается опасений по совместимости звучания двух столь различных оркестром, они оказались небеспочвенными. Порою бесконечные глиссандо китайских инструментов приходили в кое-какой раздрай с суховато-классическим европейским звучанием «Солистов Москвы». Но в цельном эксперимент можно считать удачным: инструменты строили между собой, сливались в целый экзотический организм.
Концерт для пипы и струнных
И еще одна премьера. Александр Чайковский написал Сюиту для двух оркестров в пяти долях. Как рассказал сам композитор (присутствовавший на концерте), он взял пять старых китайских гравюр, и попытался передать в музыке впечатления от любой из них. Главной сложностью стало прописывание в партитуре партии для любого из китайских народных инструментов, — довольно непривычная труд для европейского композитора. Получилось пять довольно коротких пейзажных зарисовок, любая со своим настроением.
Вторая часть концерта началась с небесной красивости Дивертисмента ре мажор Моцарта (ей-Богу, «Солисты Москвы» тут затмили самих себя). Китайский оркестр Гонконга ответил энергичным созданием Райдмонда Мока Cycle of Destiny и поистине авангардным миксом фрагментов из Пекинской оперы In the Deep of the Night. Для объятия пространства доля музыкантов даже вышли в зал, отчего случился эффект «триофонии» (ну как еще наименовать три источника звука, то перекликающихся, то звучащих воедино?). Смена темпоритмов, моментальные переходы из форте к пианиссимо и наоборот, смелые гармонии… Это был натуральный симфонический оркестр, на удивление звучащий весьма непривычными для нашего уха тембрами.
Игра на эрху
С виолой на сцену вышел Юрий Башмет, и прозвучал коронный номер — «Русская песня» Стравинского. Эффектно и мудро. Китайский оркестр же словно решился доказать, что может звучать столь же академично, как европейский, — «Отражение месяцы в воде» Хау Янджуна с солирующей эрху, двухструнной скрипкой. Ее звучание в умелых дланях очень напоминает альт. И это стало, пожалуй, самым «европейским» номером в программе оркестра Гонконга.
«Отражение месяцы в воде» Хау Янджуна с солирующей эрху
Завершился концерт совместным исполнением музыки Тан Дуня к кинофильму «Крадущийся тигр, ускользающий дракон». Произведение уже знакомое для «Солистов Москвы», они не раз играли его, в том числе в наличье самого Тан Дуня. Солировал сам Юрий Башмет, и уж тут никаких нестыковок между оркестрами не было в помине. Глянцевитое исполнение. На бис дирижер гонконгцев устроил настоящее шоу со зрителями Зимнего арены Сочи, заставив их петь, хлопать и перекликаться друг с товарищем.
Европа и Китай, кажется, действительно стали ближе в этот вечер.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА
Завершился концерт совместным исполнением музыки Тан Дуня к кинофильму «Крадущийся тигр, ускользающий дракон»
Юрий Башмет и Ян Хуичанг рукоплещут друг другу