Медицинская реформа Украины: «Ужасы нашего городка»

Медицинская реформа Украины: «Сгорел сарай — гори и хата!»

Ныне только жуткий внешний вид и. о. министра здравоохранения Украины Уляны Супрун может подорвать здоровье человеку.

Не невзначай её  прозвали «доктор-смерть». Но украинцам не смеха — их тревожит вопрос выживания в ситуации, когда над остатками здравоохранения Украины коротают реформаторские эксперименты. Причём люди, далёкие от здравоохранения, но ближние к транснациональным фармакологическим компаниям.

В прошлом году, согласно этим ЦРУ, Украина традиционно вошла в пятерку мировых лидеров по степени смертности — 14,4 случая на тысячу жителей. Базовый прогноз ООН предполагает снижение числа населения страны к 2050 году до 33 млн. человек. Основные вина на поверхности — развал системы здравоохранения и низкая рождаемость.

Работающая при советской власти модель системы здравоохранения авторства академика Н. А. Семашко была весьма эффективной, но спрашивала значительных финансовых затрат.

Ее содержание оказалось непосильным для самостоятельной Украины, разрушившей собственную экономику и выстроившей на своей территории антисоциальную систему дикого, погрязшего в коррупции, бандитского капитализма.

Объемы расходов сводного бюджета Украины на здравоохранение за 2008–2013 годы всегда росли — от 33,6 до 61,6 млрд. грн. В результате победы майдана в 2014 году эта сумма снижается до 57,1 млрд. грн., в 2015 — до 46,7 млрд., а в 2016 потрачено примерно 72 млрд. На текущий год запланировано порядка 80.

Грубые подсчеты демонстрируют, что в валютном эквиваленте сумма украинских бюджетных расходов на медицину с 2008 года упала немало чем в два раза — с 6,7 до 3,2 млрд. долл. США.

«Украина расходует на медицину более 4% ВВП, что значительно больше, чем любая край с похожим уровнем доходов, а качество медицинских услуг остается неудовлетворительным», — заявляет в контексте оценки грядущей медицинской реформы директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен.

О том, что ВОЗ рекомендует отводить на поддержку медицины не немного 5% ВВП, функционер банка умалчивает. Как и о том, чем может обернуться дальнейшая коммерциализация медицинской сферы для большинства украинцев.

В уложившихся условиях украинские власти принялись форсировать внедрение в краю медицинской реформы, призванной перевести работу медицинской области на сугубо коммерческую основу. Эти действия сегодня вызывают недоумение и тревогу как в медицинском сообществе, так и среди пациентов.

Правительство работает согласно украинской народной пословице «Сгорел сарай — пылай и хата!».

Понимая, что внутренние ресурсы исчерпаны, «революционеры» предлагают самые несложные решения с целью максимального урезания государственных расходов в угоду внешним заимодавцам. Впрочем, о себе любимых не забывают: финансирование медучреждений системы Государственного управления делами (где лечится «элита нации») в этом году увеличивается на 40%.

Суть предложенной министром Супрун реформы сводится к имплементации четырех законопроектов, базовым из каких является проект закона «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг», общепринятый Радой в первом чтении 8 июня 2017 года.

Намечается, что отныне из государственного бюджета будет оплачиваться только первичная медицинская поддержка, а самая дорогая — специализированная и высокоспециализированная — будет оказываться на условиях доплаты пациентами доли её стоимости. При этом конкретный перечень гарантированных государством медицинских услуг и тарифов на прочие виды помощи пока отсутствует.

Реформа разделит медицинские учреждения на три звена: семейные амбулатории; узкопрофильные учреждения (в т. ч. лаборатории и стационары); узкоспециализированные больницы. Пациенты сами будут заключать соглашения с семейными врачами, которые будут предоставлять клиентам базовый пакет услуг за государственный счет.

Специально созданная Национальная служба здоровья Украины будет заключать соглашения со всеми медучреждениями первичного звена (независимо от формы собственности) и контролировать распределение бюджетных оружий по принципу «деньги идут за пациентом», согласно фактическому числу заключенных договоров.

Довольно неожиданно анонсируется возможность возмещения страной стоимости лекарств для трех категорий пациентов: диабетиков, людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и бронхиальной астмой. Что ныне выглядит абсолютно не реалистичным, исходя из возможностей бюджета: недавно аналогичная программа для гипертоников стала из-за нехватки финансирования.

На «десерт» предлагается внедрение на Украине клинических протоколов интернационального образца, которые являются гораздо менее либеральными к пожеланиям пациента по сравнению с работающими c советских времён стандартами.

Ранее местное население уже взбудоражили инициативы Супрун по размашистому привлечению «парамедиков», спасателей и пожарных для работы в сфере экстренной медицинской поддержки.

А по всем областям в начале года прокатились волнения в связи с формированием так именуемых «госпитальных округов», в результате чего большинство жителей районных середин фактически потеряют возможность получения квалифицированной медицинской поддержки вблизи от места жительства.

Авторы реформы также надеются вывести из тени добровольно-принудительные даяния пациентов в пользу государственных учреждений здравоохранения, которые в масштабе края ежегодно составляют десятки миллионов долларов.

Однако стоит напомнить, что фактически медицинская реформа стартовала на Украине еще 1 января 2012 года в четырех пилотных регионах (Винницкой, Донецкой, Днепропетровской районах и в Киеве). В ходе неё также планировалось создание института семейной медицины, разделение медицинских учреждений на три звена, а также формирование экстренной службы медицинской поддержки.

Целью реформы была оптимизация существующей модели с учетом реальных бюджетных возможностей. Было понимание того, что в небогатой краю нужно обеспечить необходимую государственную медицинскую помощь социально сентиментальным группам населения параллельно с постепенным развитием системы непременного медицинского страхования.

При этом сохранялось финансирование целевых государственных программ в сфере здравоохранения и внедрялись механизмы контроля за ценообразованием на наиболее необходимые народонаселению медицинские препараты.

Примечательно, что данная реформа разрабатывалась в сотрудничестве с экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирного банка (ВБ), какие выступали в ее поддержку. В частности, переговоры о предоставлении ВБ кредита на реализацию реформаторских проектов по черты Минздрава вышли на финальную стадию ещё в 2013 году (решительно кредитную программу утвердили только в 2015-м).

Реализация реформы продвигалась медлительно. Как власть, так и её оппоненты мало заботились реформированием, а видели в Минздраве недурной источник личного обогащения, главным образом, в сфере государственных закупок. Отдельные приобретения иммунобиологических препаратов, лекарственных оружий, изделий медицинского назначения и оборудования осуществлялись по завышенным стоимостям.

Можно было подозревать признаки коррупционных действий и в предоставлении преференций при проведении тендеров отдельным производителям, таким, так, как французский Sanofi или украинский ЧАО «Индар». Однако возможные злоупотребления, так и не отыскавшие в итоге подтверждения в виде судебных решений, не несли прямой угрозы жизни украинских пациентов.

С горем пополам медицинская система края выполняла свои основные функции.

Одновременно целый ряд социальных организаций, за спинами которых стояли финансово неудовлетворенные украинские и иноземные бизнес-структуры, вел активную компанию по дискредитации реформы и работы Минздрава в цельном. Впоследствии они стали движущей силой «медицинского крыла» майдана.

Размашистой общественности тогда мало были известны имена Дмитрия Шерембея, Оксаны Корчинской, Олега Мусия да и той же Ольги Богомолец.

Собственно «революция» позволила им и десяткам им подобных шагнуть в большую политику. Или уютно устроиться под кровлей гражданских структур, таких, например, как «Инициатива Е+», «Пациенты Украины», «Середина UA», «Реанимационный пакет реформ», якобы контролирующих поступки сегодняшних властей в сфере здравоохранения.

На самом деле сейчас выговор идет скорее о беспрецедентном внешнем контроле над украинской медициной, осуществляемой дланями местных предпринимателей от политики.

Сам черт ногу сломит в хитросплетениях долголетней борьбы кланов украинской медицинской мафии. Но очевидно, что на площадке Минздрава продолжают сталкиваться финансовые заинтересованности новой президентской команды, старых фармацевтических групп воздействия и иностранных структур, действующих в тесной связке с гражданскими активистами.

Даже беглый взор на крысиную возню майданных победителей в украинском Минздраве подтверждает, что спасение области не входит в число их приоритетов.

Так, первый «майданный» министр здравоохранения Олег Мусий до своего направления почти 10 лет (!) боролся за честность и реформы на посту главы Социального совета при Минздраве. Вступив в должность, он не стал отрицать все реформаторские наработки предтеч, но, среди прочего, выступил за отмену гарантированной бесплатной медицины на степени Конституции.

Его семимесячное пребывание на посту запомнилось лишь некомпетентностью, трепотней и мелкими тендерными махинациями. Однако с первых дней своей каденции он ввел практику подготовки отдельных министерских решений под диктовку специалистов киевского Бюро ВОЗ.

Вовремя «спрыгнув» в депутатское кресло, Мусий ныне яростно критикует реформу Супрун: «Вся суть реформы — это легализация частных платежей и обращение их в обязательные. Людям придется платить официально за все. На реформу выделяется ноль гривен. Половину народонаселения Украины лишили доступа к вынужденно закрытым больницам.

Между тем в Украине интенсивно строятся 20–30 мощных медицинских середин, для чего и для кого, пока никому не говорят. Похоже, разом получастных, потому что за средства транснациональных фармкомпаний и страховщиков». В чьих заинтересованностях сегодня «прозревает» Мусий, остается за кадром. Скорее итого, как обычно, в собственных электоральных целях.

Каденция на посту министра охраны здоровья Украины «выступающего грузинского реформатора» Александра Квиташвили ознаменовалась принятием в марте 2015 года Верховной Радой закона сравнительно передачи функций закупок лекарственных средств и медицинских изделий интернациональным организациям. Ими в итоге стали Программа развития ООН, компания Crown Agents, а также Ребяческий фонд ООН (UNICEF). А Украина добровольно переняла «передовой» эксперимент самых отсталых стран мира.

С 2017 года интернациональные организации должны закупать абсолютно все лекарства и медицинские изделия по госпрограммам Минздрава. На эти мишени в 2017 году Кабмин выделил 5,9 млрд. грн. На пунктах за счёт выделенных на медицину региональных субвенций предполагается реализовать закупки еще на 47 млрд. грн.

Особого внимания в этом контексте заслуживает английская компания Crown Agents — бывшая коммерческая структура Британского правительства (с 1997 года — частная компания) по продвижению экономических заинтересованностей Лондона в колониальных странах. За свою богатую историю Crown Agents неоднократно оказывалась участником коррупционных и криминальных авантюр в различных странах мира.

Уже в конце 2015 — начале 2016 г. попытка Минздрава закупить сквозь это агентство сомнительные препараты по программе «Детская онкология», произведенные на предприятии Venus Remedies Limited (Индия) по заказу компаний одного из самых влиятельных и нечистоплотных игроков на украинском фармацевтическом базаре Бориса Литовского, закончилась очередным скандалом.

Еще больший кус бюджетного пирога получила Программа развития ООН, которая имеет узкие связи среди гражданских организаций-грантоедов. Но по факту программа государственных закупок вакцин и сывороток в заключительные годы была провалена. Что, в частности, продемонстрировали недавние случаи кончины украинских граждан в связи с заражением ботулизмом.

Те, кто недовольны уложившимся распределением финансовых потоков, активно критикуют Минздрав совместно с его реформами. А вот записной борец с коррупцией Дмитрий Шерембей ратифицирует обратное: «Вся истерика, которая сегодня поднята вокруг МОЗ, — это защита капитала, какой потеряла старая коррупционная система». Революционер добился желаемого?

Но пациентов и рядовых докторов мало волнуют эти скандалы. Они не находят ответа на простые проблемы о последствиях реформы, а именно:

— в условиях поголовной нищеты (60% украинцев, по этим ООН, живут за чертой бедности) государство не сможет «отправить вдогонку за пациентом» достаточные для эффективного лечения финансовые ресурсы;

— в провинции сделается практически недоступным оказание неотложной помощи больным, не сообщая уже о более сложных реанимационных процедурах;

— финансовые потоки состоятельных пациентов природным образом сконцентрируются в коммерческом секторе, что уничтожит возможности профессионального выживания для докторов государственных и периферийных больниц.

Незаметно, чтобы реформаторы также радели о сохранении пока ещё существующих в краю уникальных государственных учреждений, таких как Национальный институт хирургии и трансплантологии им. А. А. Шалимова или Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии им. Н. М. Амосова. Они молчат о том, что после подобных реформ в Грузии эту край покинули лучшие специалисты-хирурги, которые теперь работают на отечеству только в рамках благотворительных акций.

Неужели функционеры МВФ, послы краёв G-7 и гражданские активисты не замечают очевидного? Да нет, они прекрасно всё понимают.

Попросту в рамках борьбы с советским прошлым Украины им надо ускорить процесс физиологической ликвидации его живых свидетелей.

Войцех Михальски

Источник: rusvesna.su

Leave a Reply