Опубликовано ср, 14/06/2017 — 00:07 пользователем NEWSmuz.com
Столь же обширна и многообразна и московская афиша. В нее вошли недавние и ближайшие премьеры ведущих столичных арен. Она закончится в первой половине июля двумя балетными премьерами. Музыкальный арена им. Станиславского и Немировича-Данченко покажет три одноактных балета: «Сюита в белоснежном» на муз. Э. Лало в постановке Сержа Лифаря, «Маленькая смерть» на муз. Моцарта в хореографии Иржи Килиана и «Вторая деталь» на муз. Т. Виллемса в постановке Уильяма Форсайта. Большенный театр предложит мировую премьеру оригинальной постановки «Нуреев» Ильи Демуцкого. Либретто К. Серебренникова и Ю. Посохова. Хореограф Ю. Посохов, режиссер и сценограф К. Серебренников.
Отворился Чеховский фестиваль тоже оригинальным спектаклем. Берлинская Комише опер привезла моцартовский шедевр — его оперу «Колдовская флейта». Надо отметить, что оперный жанр очень негустой гость фестиваля, и, естественно, вызвал особый ажиотаж. Авторы постановки: режиссер уроженец Австралии Барри Коски, одинешенек из самых ярких и талантливых режиссеров своего поколения, и Компания 1927. Музыкальный глава — Габриэль Фельц, сценография и костюмы — Эстер Биалас, хормейстер Давид Кавелиус, свет Диего Литц.
Компания 1927 была создана в 2005 году писательницей, актрисой и режиссером Сьюзан Андрейд и аниматором, иллюстратором и кинорежиссером Пустотелом Биллом Бэрриттом. В 2006 к ним присоединились актриса и художник по костюмам Эсме Эпплтон и актриса, композитор и пианистка Лилиан Хенли, в 2007 продюсер Джоанна Кроули. Основная цель деятельности Компании — стремление исследовать соединение и взаимодействие живой музыки актерской игры с анимацией и видео. Первые выступления Компании проходили в лондонских кабаре и на сценических вечерах. В 2007 она сыграла свой первый спектакль «Между дьяволом и бездонным синим морем» на Эдинбургском Фриндже. Он имел огромный успех, за каким последовали аншлаги и премии. Компания за четыре года объездила всю Великобританию, выступала в крупнейших аренах мира и на престижных фестивалях. Следующий спектакль «Животные и ребята занимают улицы» появился в 2010 году сначала в Сиднее и Мельбурне, а затем в Середине искусств Баттерси (ВАС) в Лондоне. Ему тоже был уготован успех и бесчисленные фестивальные награды, в том числе и Эдинбургского фестиваля.
Если первые постановки были целиком созданы Компанией, то в 2012 она обратилась к оперной классике и совместно с Берлинской Комише опер осуществила постановку «Волшебной флейты» Моцарта, какую мы увидели на Чеховском фестивале.
Так что же такое «Волшебная флейта» Моцарта с анимацией и видео? Первое поступок вызвало прежде всего любопытство: как будут выглядеть в новоиспеченных условиях любимые герои «Волшебной флейты», что придумали постановщики, как будет дальней развиваться действие, а главное — будет ли «удобно» музыке Моцарта? Второе поступок оказалось точной копией первого, только количество мультяшных персонажей все увеличивалось. Кого лишь не было на сцене: большой роскошный белый слон с утончённым черным рисунком, на котором появился Зарастро, темно-коричневые обезьяны, рвущиеся на поводках злобные черноволосые то ли волки, то ли собаки, черный кот у Папагено, масса летающих птиц от небольших до великих. Очень скоро они начали отвлекать от музыки. К тому же поступок не развивалось, герои не общались между собой. Постановщики прибрали речитативы, их заменили титры, в которых сообщалось , о том, что происходит на сцене. Арии и дуэты сделались напоминать концертные номера.
Герои появлялись то сцене, то на особых подставках на возвышении, пели свои красивые арии или дуэты, но невыразительно и бездейственно. На сцене в основном было беспросветно, но когда исполнялись арии и дуэты, их специально высвечивали, а массовые подмостки так и проходили в полутьме. Иногда, чтобы нарушить статичность и придать хоть какую-то подвижность работающим лицам, создатели спектакля очень ловко заменяли ноги певцов на кукольные, какие лихо отплясывали под музыку Моцарта. Но все это никакого отношения к музыке композитора не имело. Потому, к сожалению, ослепительных и выразительных образов, которые создал Моцарт, не случилось.
Они все походили товарищ на друга. Зарастро и его окружение были одеты в черные долгие пальто, черные брюки и черные шляпы-котелки, Томино в черноволосый концертный костюм, а Папагено почему-то в бежевый костюм с галстуком. Этот персонаж вяще всех пострадал, потеряв свою индивидуальность и своеобразие. Дам одели в черно -белые платья, у Памины— больше черноволосого, у Царицы ночи — больше белого.
Оркестр под управлением Габриэля Фельца звучал в основном оглушительно, особенно в сценах испытанием огнем и водой. Какие слышались раскаты грома и электрических разрядов! Стало очень печально. Послушать музыку все никак не удавалось. Бесконечные придумки режиссера и аниматоров помешивали этому. Захотелось поскорей покинуть зрительный зал, прийти домой, поставить неплохую запись «Волшебной флейты», и наконец-то насладиться гениальной музыкой Моцарта без всяких «изысков» постановщиков.
Елизавета ДЮКИНА