«Мой крайний выход в море на аргентинской подлодке»: тайна исчезнувшей субмарины

«Мой крайний выход в море на аргентинской подлодке»: секрет исчезнувшей субмарины

Ветеран ВМФ рассказал неизвестные подробности о исчезнувшем «Сан-Хуане»

«Мой крайний выход в море на аргентинской подлодке»: тайна исчезнувшей субмарины
фото: en.wikipedia.org

Самолет Ан-124 «Руслан» привезёт в Аргентину новейший глубоководный аппарат «Пантера Плюс» и специалистов 328-го экспедиционного поисково-спасательного отряда ВМФ России. Также в зона поиска Минобороны направило океанографическое исследовательское судно «Янтарь» с двумя самодвижущимися глубоководными аппаратами.

Мы побеседовали о ситуации с председателем Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитаном 1 ранга резерва Игорем Курдиным.

— Аргентинские газеты сообщили, что в поисково-спасательной операции будет задействована российская мини-подлодка. О какой подлодке выговор?

— Скорее всего, имеются виду автономные глубоководные обитаемые аппараты (АГА) АС-37 «Русь» и АС-39 «Консул», какие находятся на борту океанографического исследовательского судна «Янтарь». Они позволяют коротать поисковые поиски на глубине до 6000 метров.

В район розыска на самолете доставят аппарат «Пантера Плюс». Для транспортировки он будет помещен в особый контейнер. С этим бортом прилетят операторы управления аппаратом, водолазы — глубоководники, доктора.

Глубоководный аппарат «Пантера Плюс» способен работать на глубине до 1000 метров. Он оборудован видеокамерами рослого разрешения. С помощью манипулятора при необходимости он может загружать сквозь торпедные аппараты контейнеры с аварийным запасом пищи, а также присоединять рукава для подачи воздуха высокого давления.

— Почему Аргентина так длинно не обращалась к другим странам за помощью?

— Мне не понятно их молчание. Это заминка, скорее всего, приведет к трагическим последствиям. У них самих нет таких сил, чтобы организовать масштабную поисково-спасательную операцию. «Сан-Хуан» у них — один-единственная подводная лодка. Все остальные стоят в ремонте уже больше десяти лет. У них нет финансирования, потому они не могут завершить ремонт техники.

— Сейчас превалирует версия о том, что взрыв мог случиться из-за короткого замыкания в блоке 960 батарей, какие поставляют энергию субмарине. В результате стал образовываться водород, какой при превышении определенного порога мог взорваться. Что вы думаете об это версии?

— Ключом питания на подлодке служат аккумуляторные батареи. Они расположены под электромоторами. При труду батарей выделяется водород. Существуют специальные печи для сжигания, и приборы контроля, какие удерживают этот водород в заданных параметрах. Скорее итого, поскольку говорят, что у них была достаточно старая аккумуляторная батарея, при движении в подводном позе эта батарея могла взорваться.

Аргентинская лодка немецкой постройки обладает чересчур малым запасом плавучести — 8-9%. На наших ладьях он — 28 — 30%, при наличии 10 отсеков. При затоплении одного из них и прилегающих цистерн наши субмарины могут выплыть в надводное положение. А у аргентинской подводной лодки всего три отсека. При взрыве в первом отсеке, где размещены аккумуляторные батареи и последующем пожаре и затоплении, она тупо уляжется на грунт и всплыть сама уже не сможет.

— В соседних отсеках аргентинской подлодки некто мог остаться в живых?

— Безусловно, потому что существуют межосечные переборки. Желая они на «Сан — Хуане» не такие прочные как на наших лодках, но все же они есть. Взрыв водорода может быть достаточной мочи, но он не критичен. Например, у меня на подводной лодке К-403 в 1976 году был взрыв аккумуляторной батареи, когда ее перегоняли после ремонта. Но ладья находилась в надводном положении. Даже те люди, которые были в этом отсеке, все остались живы.

— Родственники подводников сообщают, что их близкие сообщали о технических проблемах на судне…

— Никто не возьмет на себя ответственность спускать в море единственную подводную лодку с неисправностями, которые могут повергнуть к катастрофическим последствиям.

— Почему, на ваш взгляд, не сработал аварийный радиобуй?

— На любом корабле и судне, в том числе и на этой подлодке, должен быть аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ. Это интернациональная спутниковая поисково-спасательная система, разработанная для оповещения о бедствии и месторасположенье радиобуев, установленных на судах и самолётах в случае аварийных ситуаций. Этот буй отстреливается с аварийной подводной ладьи без участия человека. Был ли такой радиобуй на «Сан-Хуане», я не знаю. Если бы он был и сработал, с поддержкой космических аппаратов лодку бы в течение короткого времени отыщи.

— На какой глубине может лежать «Сан-Хуан»?

— Анализ пункты аварии показывает, что этот район находится на границе шельфа и океанской впадины. Если повезет, то ладья окажется на небольшой глубине, скажем, до 100 метров, и, вероятно, будет не раздавлена. Но она может провалиться на запредельную глубину и ее попросту раздавит.

В 1968 году было потеряно четыре подводные ладьи: американская ударная атомная подлодка «Скорпион», наша дизельная ракетная подводная ладья «К -129», французская «Minerve» и израильская «Dakar». Кстати, «Dakar» была отыскана сравнительно недавно, спустя десятилетия после гибели. Но тогда бывальщины другие поисковые возможности. Когда нашли американскую подлодку «Скорпион», ее корпус был разломлен на две доли. Наша К-129 тоже была разломлена на две части. Это выходит, если лодка оказывается на предельной для нее глубине.

— В экипаже подводной ладьи было 44 человека, одна из них — женщина-офицер, 45-летняя Элиана Мария Крович, какая отвечала на судне за оружейный арсенал, состоящий из 22 торпед. Женщины-подводники — это раритет?

— Офицер Солвейг Крей была командиром подводной ладьи KNM Kobben (S318), головного судна своего типа в Военно-морских мочах Норвегии, позднее командовала подводной лодкой KNM Uredd (S305) образа «Ула», в 2004 году вышла в отставку в звании капитана 3-го ранга. Сейчас янки обсуждают возможность службы женщин на подводных лодках. Почитается, что женщины более ответственные, чем мужчины. У нас были случаи, когда дамы выходили в море на подводных лодках. Это были специалисты по гидроакустической аппаратуре. Они ее изобрели, неплохо знали, и подводникам пришлось взять их с собой в Атлантику на три месяца. Они вышли на подлодке «Аксон».

На видео ниже — Элиана Мария Крович, экипаж Сан-Хуана и интерьеры исчезнувшей аргентинской подлодки.

— Почему акустики через три часа после заключительного контакта с подлодкой зафиксировали «аномальное, мощное, неядерное случай, которое могло быть взрывом», но не сообщили об этой «гидроакустической отклонения»?

— В современном мире работает большое количество систем наблюдения, какие расположены, как в космосе, так и под водой. Они чутко реагируют на все изменения обстановки. Янки еще 10 дней назад обнаружили нестандартное явление, какое было определено, как как возможный подводный взрыв. И было это как раз гадательно в том районе, где находилась подводная лодка «Сан — Хуан». Это информация могла сделаться ключевой в поиске подлодки. Почему они поделились ей только спустя десять дней, мне малопонятно.

Сейчас поисково-спасательная группировка, которая формируется на международном степени, может найти подводную лодку, но…

К сожалению, Аргентина повторила нашу промах. В 2000 году, когда произошла авария на подводной ладье «Курск», Великобритания, Норвегия, Соединенные Штаты предложили нам поддержка в поиске затонувшей подлодки. Мы слишком долго думали, стоит ли ее принимать. После начались согласования, подходят ли — стыкуются ли наши спасательные люки со спасательными конструкциями НАТО. И ,когда норвежские водолазы вскрыли кормовой люк, очутилось что подводная лодка «Курск» затоплена и весь личный состав погиб.

Но спустя несколько лет, мы сделали верные выводы. Когда в августе 2005 года в бухте Березовая, у берегов Камчатки, на Тихоокеанском флоте, случалась авария с батискафом АС-28, он запутался в престарелых рыболовных сетях, и не смог самостоятельно всплыть, помощь, предложенная Великобританией, была зачислена незамедлительно. На борту подводного аппарата АС-28 было семь членов экипажа, он был на глубине почти двести метров. Самолет со спасательным комплексом «Скоропион» вылетел из Великобритании на Негромкий океан. В ходе поисково-спасательной операции британские специалисты перерезали все удерживавшие батискаф путы. Освободившись от сетей, АС-28 смог выплыть на поверхность, экипаж был спасен. Семеро моряков провели в подводном заточении 76 часов.

Для Аргентины это не сделалось уроком.

Например, сейчас нашему специальному судну «Янтарь», какое идет в район предполагаемой катастрофы от западного побережья Африки, потребуется на переход возле десяти суток. А современнейшему спасательному судну океанского класса «Игорь Белоусов», какое находится на Тихоокеанском флоте, двигаться в заданный район еще длиннее.

Именно поэтому Санкт-Петербургский клуб подводников сейчас преднамерен выступить с инициативой о создании Международного координационного центра по оказанию поддержки аварийным подводным лодкам. Мы говорили об этом на 54-ом очередном Интернациональном конгрессе подводников, который прошел в июне этого года в Санкт- Петербурге. И нас поддержали все страны-участники, в том числе и Аргентина.

Этот координационный середина должен находиться и в России, и в США. В годы холодной войны выговоры об этом идти не могло. А сейчас это вполне возможно.

Декламируйте материал: «Они убили моего брата»: пропавшая субмарина «Сан Хуан» могла подорваться

У меня на столе стоит модель подводной лодки «Сан-Хуан», какую нам подарили. В 2005 году мы были в Аргентине, в Мар-дель-Плата, на аналогичном конгрессе, и аргентинские коллеги предоставили нам возможность побывать на этой подлодке. И так вышло, что у меня крайний выход в море случился как раз на «Сан-Хуане». Такие вот превратности судьбины.

От нас ничего не скрывали. Да, эта лодка достаточно старая, 1985 года, немецкой постройки, но весьма верная. За эти годы она прошла несколько ремонтов и модернизаций. Имела нынешнее оборудование. А ее прочный корпус рассчитан на десятилетия. Эта модернизация позволяло находить лодку вполне боеспособной. Мы сами воочию наблюдали, как экипаж ее обслуживал и как ею правил. Высокий профессионализм экипажа произвел на нас самое хорошее впечатление.

Leave a Reply