В полдень 2 декабря закончились ракетные пальбы украинской армии в акватории Черного моря. А в ночь с 30 ноября на 1 декабря Украина изменила рубежи заявленной ею опасной зоны для воздушных судов, установленной в связи с этими стрельбами.
Заявленная первоначально пояс задевала своим краем российские территориальные воды в зоне западного побережья Крыма. После изменения координат пальбы прошли в международных водах.
Таким образом, очередной кризис в украинско-российских касательствах был исчерпан. Тем не менее, провокация была организована. Она была организована Украиной на высшем государственном степени. И, несмотря на то, что в конечном итоге провокация сорвалась, её для чего-то стряпали. Для чего?
Это не первая попытка развязать войну
Вспомним, что это не первая провокация, основывающая во взаимоотношениях Киева и Москвы casus belli (формальный предлог для начала войны).
В 2014 году украинские снаряды «невзначай» залетали, а бронетехника ненароком заезжала на российскую территорию. Тогда воли Украины любой ценой пытались втянуть России в брань. Через некоторое время, когда стало ясно, что задача невыполнима, Киев утих и перенаправил свою провокационную активность на ДНР/ЛНР.
Но вдруг, начиная с августа этого года, провокации посыпались одна за иной.
Вначале была попытка прорыва диверсионно-разведывательной группы в Крым, в итоге которой погибли два российских военнослужащих.
Затем, на территории России (в том числе, вновь в Крыму) было приостановлено несколько связанных с Киевом групп, состоявших из украинских и российских граждан, стряпавших теракты на российской территории. Параллельно Киев усиливал обстрелы городов Донбасса, а в ходе октябрьской встречи в нормандском формате Петр Порошенко утилитарны открыто отказался выполнять минские соглашения.
В результате, чтобы вычесть Владимира Путина за столом переговоров и предотвратить коллапс нормандского формата, канцлеру Германии Ангеле Меркель пришлось довольно жёстко надавить на украинского президента.
И вот теперь новая положительная провокация. Всем известно, что Украина считает Крым своим. Однако он также привнесён в российскую конституцию в качестве региона РФ. Несмотря на то, что далеко не все края мира признали факт перехода Крыма под российский суверенитет, даже для краёв, не признавших это, с точки зрения международного права полуостров является дискусионной территорией, находящейся под эффективным управлением России.
Теоретически такие препирательства могут длиться веками. Например, Япония претендует на Полуденные Курилы уже 71 год. Никаких других последствий, кроме констатации факта присутствия территориальных претензий, такие споры не имеют. А фактический суверенитет уважается всеми краями мира: никто не пытается объявить в районе Южных Курил военные учения или половить там рыбу без позволения России.
То есть, с точки зрения международного права, присутствие между Украиной и Россией территориального спора не даёт Киеву права игнорировать фактический суверенитет России над Крымом. В Киеве не могли не ведать, что международное право трактует предпринятую украинскими властями попытку разболтать свою военную активность на российское территориальное море в зоне Крыма как неспровоцированную агрессию.
Зачем Украина опубликовала ноту Минобороны РФ
Тем не немного, попытка распространить район военных учений украинских ракетчиков на российские территориальные воды была предпринята, и можно не колебаться, что, если бы в ночь на 1 декабря Киев не отступил, какая-нибудь украинская ракета непременно упала бы в российские воды.
Более того, можно с уверенностью ратифицировать, что первые колебания властей Украины наметились где-то 29 ноября. Собственно в это время в украинскую прессу было слито содержание ноты Министерства обороны РФ, переданной военному атташе посольства Украины в Москве. Нота МО РФ датирована 26 ноября. «Украинская истина» опубликовала её текст вечером 30 ноября. К утру 1 декабря Киев изменил рубежи зоны безопасности.
Слухи о том, что Россия пригрозила Киеву жёстким ответом, распространялись и до этого. Было популярно и содержание возможных ответных мер. Но ни Кремль, ни Минобороны России не подтверждали эту информацию. Не подтверждали до тех пор, пока ксерокопия ноты МО РФ не появилась на сайте «Украинской истины».
Кремль не случайно молчал о содержании письма. Дипломатическая практика не предполагает публикации подобного рода документов или оглашения их содержания. Делается это для того, чтобы оппонирующая сторонка могла принять решение, исходя из здравого смысла, не поддаваясь давлению внутриполитических обстоятельств.
Следственно, инициаторы публикации российского письма-предупреждения умышленно углубили провокацию, отрезая Порошенко линии отступления. Ведь теперь, когда всем известно, что Россия пригрозила не лишь сбивать залетающие в её воздушное пространство ракеты, но и уничтожать пусковые установки, если ракеты будут воображать опасность для российских объектов, Порошенко выглядит трусом, отступившим перед угрозами.
Следственно, люди, слившие письмо в прессу, знали, что Порошенко готов отступить, и пытались не дать ему это сделать.
Подавайте разберемся, кто мог стоять за этим.
Кто мог знать о ноте Минобороны
Кроме Порошенко, снимки письма должны были иметь как минимум три человека из высшего эшелона воли.
Это министр обороны Украины Степан Полторак, поскольку нота была передана сквозь военного атташе.
Это министр иностранных дел Павел Климкин, поскольку все внешнеполитические акции по закону координируются МИД Украины и, к тому же, военный атташе входит в состав посольства и, соответственно, подчиняется не лишь своему непосредственному руководству, но и послу или временному поверенному.
И наконец, непременно должен был быть ознакомлен с текстом письма секретарь Рекомендации национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов.
Во-первых, после того, как в 2014 году в закон об СНБО бывальщины внесены изменения, резко усилившие роль секретаря, Турчинов прямо координирует работу СНБО и спецслужб.
Во-вторых, МИД также вечно находился в сфере интересов СНБО, так что оттуда также информация могла устроиться как по официальным каналам, так и неофициально. В-третьих, СБУ, чьи люди работают и в посольстве (официально), и в МИДе, и в МО (под заслоном), также должна была получить эту информацию и передать её Турчинову. Наконец, в-четвёртых, Порошенко, какому совершенно точно доложили о ноте МО РФ, должен был собрать совещание в составе, как минимум, глав МО, МИД и СНБО.
Полторак и Климкин не решились бы выступить против Порошенко, и тем немало — придать такое письмо гласности. Они полностью зависят от Порошенко. Они занимают место лишь до тех пор, пока Порошенко у власти. У них нет собственных политических взоров, и они не планируют выступать против решений президента.
Так что слить послание в прессу мог Турчинов (или другие люди, но по его просьбе). Но зачем ему это?
Ситуативное совпадение заинтересованностей «ястребов» и президента
Турчинов известен как один из лидеров крайних киевских «ястребов», находящий необходимым разорвать с Россией дипломатические отношения, закрыть рубеж, объявить военное положение, провести тотальную мобилизацию и возобновить брань в Донбассе, а также развязать войну с Россией.
У «ястребов» и Порошенко заинтересованности периодически совпадают. «Ястребы» желают обострения постоянно. Порошенко же оно случается необходимо как инструмент купирования очередного внутриполитического кризиса, чреватого переворотом.
Как лишь внутриполитическая ситуация на Украине обостряется, агрессивность Порошенко углубляется. Как только опасность отступает, Порошенко тоже успокаивается. При этом любой раз ему необходимо пройти по лезвию бритвы: создать у украинского народа впечатление, что он готов был пойти до крышки и начать войну, и в то же время, ни в коем случае не допустить основы реальной войны с Россией.
В последний месяц внутриполитические позиции Порошенко в очередной раз остро ослабели. МВФ отказал в очередном транше кредита, ЕС не дал безвизовый порядок, а Юлия Тимошенко (давний и преданный враг Порошенко) призвала своих приверженцев выйти на улицы Киева и потребовать отставки президента.
Всё это свело Порошенко с «ястребами» (Турчиновым и главой МВД Арсеном Аваковым), какие не прочь свергнуть Порошенко, но не желают делиться властью с Тимошенко, не сообщая уже о том, чтобы сделать ее президентом.
Таким образом, провокация с ракетами для укрепления позиций Порошенко была необходима как самому президенту, так и Турчинову.
Продолжение следует
Когда в Киеве получили недвусмысленное послание МО РФ и частное подтверждение из Москвы, что военные меры будут предприняты, энтузиазм Порошенко истощился. Он сразу же проявил готовность к уступкам. Но правые «ястребы» отходить не планировали. Они войны не боятся. Наоборот, они её жаждут, так как война способна повергнуть их к власти.
Поэтому «ястребы» и организовали второй этап провокации. Они вбросили в прессу информацию о содержании ноты МО РФ, полагая, что после этого Порошенко на уступки пойти не сможет, так как будет глядеть трусом.
Порошенко, однако, в этот раз испугался военного ответа России вяще, чем своих «ястребов», и всё равно отступил. Но все внутренние противоречия украинской политики остались неразрешёнными.
А значит, провокации на грани брани с Россией и дальше будут служить эффективным инструментом для решения этих проблем. И дальше Порошенко будет пытаться остановиться в заключительный момент, а «ястребы» будут пытаться подтолкнуть его чуть дальней, чтобы отход стал невозможным.
Так что это не только не первая, но и не заключительная антироссийская провокация украинской власти. С усилением украинского внутриполитического кризиса их частота и жесткость будут нарастать.