Референдум раздора: зачем Киргизии новая Конституция

Референдум раздора: зачем Киргизии новая Конституция

Зал парламента в Киргизии

Фото: Наталья Селиверстова/РИА Новинки

В воскресенье в Киргизии пройдет референдум по изменению Конституции. Приверженцы реформы утверждают, что она позволит сделать политическую систему в краю более устойчивой, а противники подозревают президента республики в намерении сохранить воля после своего ухода

В воскресенье в Киргизии пройдет референдум по изменению Конституции республики, зачисленной после революции 2010 года. Сторонники перемен заявляют, что эти изменения позволят сделать политическую систему в краю более устойчивой, противники подозревают президента Алмазбека Атамбаева в том, что он преднамерен сохранить контроль за происходящим в политике после своего ухода.

Мишень референдума

Референдум по внесению изменений в Конституцию пройдет одновременно с выборами в здешние советы. Разработчики изменений заявляли, что всего вносятся 36 исправлений в 24 главы Конституции и в преамбулу, напоминает «Интерфакс».

Нынешняя Конституция была зачислена после революции 2010 года, одним из лидеров какой был Атамбаев. В ней была изменена политическая модель страны, и Киргизия сделалась единственной в Центральной Азии парламентской республикой.

Реформа Конституции была инициирована лидерами Социал-демократической партии Киргизии (СДПК), лидером какой до избрания президентом в 2011 году был Атамбаев. Сама СДПК в парламенте занимает 38 из 120 депутатских кресел, однако в коалиции с парламентскими фракциями «Бир-Бол» (12 пунктов) и «Кыргызстан» (18 мест) составляет правящее большинство в парламенте.

Самые значимые изменения Конституции прикасаются полномочий премьер-министра республики, которые будут существенно расширены. Реформа предполагает, что глава правительства сможет ставить и увольнять министров без одобрения президента и без участия местных рекомендаций. После принятия новой Конституции премьер-министр при задержке немало чем на пять дней с подписанием указа об увольнении членов правительства со сторонки президента получит возможность отправлять в отставку членов кабмина своим решением.

Премьер также может получить право блокировать законопроекты, какие предусматривают увеличение расходов бюджета, возвращая их обратно в парламент. Кроме того, премьер-министр и его заместители получат право хранить за собой депутатский мандат, который позволит им вернуться на свое кресло в парламенте после отставки.

Кроме того, в новоиспеченной редакции Конституции усложняется процедура выражения недоверия правительству — парламенту будет необходимо заручиться поддержкой не немного двух третей депутатов, а не простым большинством. Поправки также ужесточают правила выхода фракций из парламентской коалиции большинства.

Предлагается реформировать и судебную систему. В новоиспеченной редакции Конституции Киргизии президент страны получает право воображать кандидатов на должность судей Конституционной палаты (Конституционный суд республики) и отстранять их от места, если две трети парламента поддержат это предложение.

Предлагается также упразднить срок давности по тяжким преступлениям, связанным с экоцидом, геноцидом и злоупотреблениями при разработке крупнейшего в Киргизии золоторудного месторождения Кумтор, позволение на разработку которого при президенте Курманбеке Бакиеве получила компания Cameco Corporation. Нынешние воли Киргизии считают его заведомо невыгодным для государства и хотят пересмотреть.

Еще одна новация прикасается верховенства норм международного права. В новом тексте Конституции, с одной сторонки, подтверждается приверженность страны построению государства, «высшей ценностью» какого является «человек, его жизнь, здоровье, права и свободы», а с иной — исключается приоритет норм международных договоров по правам человека, поступок которых предлагают определять законами Киргизии. Кроме того, вносится пункт, определяющий супружество как «союз мужчины и женщины», а также поправка, которая допускает лишение гражданства.

Референдум раздора

Статьи, какие расширяют полномочия премьера, вступят в действие только с декабря 2017 года, то кушать уже после того, как закончится президентский срок Атамбаева. По закону президент Киргизии может быть избран лишь на один шестилетний срок, однако неограниченное количество раз может притязать на пост премьера. Критики нового закона опасаются, что Атамбаев — лидер одной из крупнейших партий края, ведущей политической силы в парламенте — станет премьер-министром и получит контроль над всей исполнительной волей Киргизии.

Восемь человек, которые вместе с Атамбаевым входили в состав преходящего правительства, созданного в Киргизии после революции 2010 года, в августе 2016 года написали отворённое письмо, в котором призвали президента отказаться от идеи прочертить референдум. Среди тех, кто поставил свои подписи под документом, — президент Киргизии переходного этапа Роза Отунбаева, которая управляла страной с июля 2010 года до избрания Атамбаева в декабре 2011 года.

Они указывают на то, что текст новоиспеченной Конституции существенно ограничивает права и свободы граждан, лишает суды самостоятельности от президента и правительства и подвергает страну опасности узурпации воли. Кроме того, они обратили внимание на то, что действующая Конституция прошла международную экспертизу Венецианской комиссии и ряда других признанных интернациональных организаций, а новый текст Основного закона таким экспертизам подвергнут не был.

Атамбаев в ответ на это заявил, что его «пытаются оклеветать», и наименовал обвинения в попытке узурпировать власть «гнусной ложью». По его словам, бывшими соратниками по преходящему правительству двигала «зависть» и «злоба», из-за того что он не предоставил им «особых условий» и рослых должностей, а в тексте Конституции 2010 года заложены «обстоятельства для тоталитаризма», и именно потому ее нужно менять.

Оппоненты референдума также указывали на то, что менять Конституцию невозможно до 2020 года (такая норма содержалась в законе о ее принятии).

Мишень изменений в Конституцию Киргизии — сделать систему власти немало устойчивой, сказал РБК Сергей Масаулов, руководитель киргизского Середины перспективных исследований. С 2010 года в парламенте семь раз разваливалась коалиция большинства, что не содействует политической стабильности. Для того чтобы стабилизировать систему, необходимо расширить полномочия премьера и гарантировать сохранение за ним депутатского мандата, а также ужесточить правила выхода из коалиции в парламенте. Сейчас чересчур легко разрушить коалицию большинства, что приводит к отставке правительства и замедлению труды, говорит Масаулов.

Эксперт рассказал, что, согласно исследованию, проведенному Серединой перспективных исследований, в стране сейчас нет протестного потенциала, для того чтобы недовольные референдумом обитатели вышли на улицы, однако оппозиция наверняка использует референдум, для того чтобы заявить о себе. Масаулов не исключает, что всплеск протестной активности вероятен в конце февраля — марте.

На отношения Москвы с Бишкеком итог референдума не повлияет, сказал РБК российский эксперт Аждар Куртов. Он указывает на то, что в Киргизии не раз меняли Конституцию, однако к качественным изменениям это не приводило. Киргизия, по его словам, переживает сложный этап: в экономике не удалось добиться улучшений, несмотря на вхождение в Евразийский экономический альянс, происходит смена элит.

Согласно данным соцопроса, проведенного в октябре 2016 года «Коалицией за демократию и штатское общество», среди тех, кто планирует принять участие в голосовании, 60% поддерживают изменения.

Leave a Reply