Рекламный агент пытается разорить Холодильник.ру?

Рекламный агент пытается разорить Холодильник.ру?

Одинешенек из самых известных онлайн-ритейлеров России оказался втянут в несимпатичную и почти абсурдную историю практически в духе мастера парадоксов Льюиса Кэрролла.

Рекламный агент пытается разорить Холодильник.ру?
фото: Наталия Губернаторова

Абсурдность ситуации заключается в том, что рекламный агент потребовал компенсацию за то, что по соглашению с заказчиком и за его деньги разместил в телеэфире рекламные ролики, произведенные также на оружия Холодильник.ру. Как рассказывают представители онлайн-ритейлера, одновременно с размещением роликов агент оформил документы о том, что оплаченные заказчиком рекламные материалы относятся ему.

Описываемые события начали разворачиваться в 2011 году. Собственно тогда удача улыбнулась малоизвестному шансонье из приполярной Инты – Юрию Истомину. Приехав покорять столицу, паренек из неимущего северного городка быстро проникся духом лихих 90-х и занялся написанием и исполнением песен, создав для этого группу «Колыма». «Москва, бандитская столица /Тяни криминальный мир твой чтит авторитет/Но ты ничто без воровских традиций /Без них нет мочи и порядка нет», — лихо «заворачивал» Истомин. Через кое-какое время «воровская тема» уступила место псевдоромантике шансона, певец сделался мелькать на светских тусовках и обзавелся связями.

Причем тут успешный интернет-магазин? Автор сборников «Москва бандитская» и «Пацаны» Юрий Истомин к тому поре уже обладал широким кругом знакомых и предложил владельцу Холодильник.ру Валерию Ковалеву поддержка в поиске покупателей на его бизнес. А в 2013 году, чтобы повысить привлекательность актива, была выдвинута идея прочертить грандиозную рекламную кампанию, в том числе — создание рекламного контента и размещение его в эфире лучших телеканалов. Дело закипело. Соглашение на рекламную кампанию был заключен с одним из лидеров рынка рекламы.

За рекламную кампанию Холодильник.ру, по его утверждению, внес целую предоплату в размере 134 млн рублей, из которых 3 млн — агентское вознаграждение. Добавочно 3 млн рублей были заплачены за производство 20-секундного рекламного ролика, но в эфир сделались выходить его обрезанные варианты по 5 секунд. Встал вопрос о новоиспеченных и качественных 5-секундных роликах. Исполнитель подготовил слоганы, однако руководство Холодильник.ру, они так не впечатлили, что главе компании Владимиру Ковалеву пришлось включиться в процесс написания новоиспеченных, а заодно и в разработку концепции самих роликов. Благо, что эксперимент успешного креатива у Ковалева имелся – не зря же ему удалось с нуля создать столь успешный бизнес.

С июля 2013 года ролики, рекламирующие Холодильник.ру, демонстрировались в эфире ведущих телеканалов . Однако в ноябре 2013 года Холодильник.ру посчитал, что в эфир они вышли не в целом объеме и не покрыли предоплату в 134 млн рублей. Компания попыталась устроить вопрос с партнерами, но, не добившись успеха, была вынуждена подготовить иск в суд о возврате неизрасходованных оружий.

Тут стали всплывать поразительные вещи. Медиа-агентство заключило соглашение на размещение рекламы с другим агентством, а оно в качестве контрагента привлекло еще одно. Лишь вот об этих договоренностях заказчика в известность поставить «забыли». А дальней начались «приключения» денег в «Стране Чудес». Агентство перечислило 134 млн рублей иному агентству, последнее, оставив на своем счету 23 млн, послало 76 млн рублей контрагенту, а 32 млн рублей оплатило за рекламу.

Как сообщает ИА «Росбалт»: «Отпечатки этих 76 млн не удается найти до сих пор. Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела, они буквально разошлись во множестве переводов на счета многочисленных фирм-однодневок. В этой хитроумной схеме разбирается ОМВД по Тверскому зоне Москвы в рамках уголовного дела, по которому ООО «Эдил-Импорт» признано потерпевшим… Примечательно, что ООО , со счетов какого «испарились» 76 млн рублей …не ведет финансово-хозяйственной деятельности и не имеет каких-либо активов, а сделка с Холодильник.ру была его один-единственной сделкой».

Но не менее интересные события развивались в октябре 2013 года. «Как очутилось, Юрий Истомин уведомил Российское авторское общество о своем авторстве на сценарий и тексты роликов с рекламой Холодильника.ру, а затем передал права на них кипрской компании «Юсиэф Партнерс Лимитед» (UCF Partners Limited). UCF подала в суд и потребовала с компании Холодильник.ру 461 млн 640 тыс. рублей компенсации за якобы имеющееся нарушение своих прав. В деле наличествуют документы, что генеральным представителем UCF является все тот же Истомин (причем в отворённых источниках он даже называет себя старшим партнером этой фирмы)…

Арбитраж первой инстанции UCF продул — суд не нашел доказательств авторства Истомина. Однако апелляционная инстанция неожиданно заявки кипрского офшора удовлетворила, обязав Холодильник.ру выплатить 461 млн 640 тыс. рублей компенсации и 203 тыс. рублей госпошлины. Такая вот «деофшоризация» навыворот. Молниеносность … поражает не менее, чем решение суда:13 декабря 2016 года со счетов «Эдил Ввоз» ФССП списала 71 млн рублей, а уже 15 декабря 60 из них очутились переведены на зарубежные счета «Юсиэф Партнерс Лимитед», — строчит Росбалт.

«Безусловно, данное решение является для нас неприемлемым, — озвучил суждение адвокат ООО «Эдил-Импорт» Сергей Зуйков. — Доказательств создания роликов Юрием Истоминым не представлено, ряд графических изображений, права на какие он передал истцу, широко распространены в сети Интернет. Кроме того, так, при производстве одного из роликов использован видеоряд из ролика «Литеры», права на который принадлежат «Эдил-Импорт». Содержание рекламных слоганов относится необыкновенно к деятельности Холодильник.ру, поясняя его конкурентные преимущества, давно обрисованные и использовавшиеся им в рекламных кампаниях и на интернет-сайте. Но самое удивительное то, что сумма компенсации, назначенная судом, немало чем в сто раз выше стоимости изготовления и передачи прав на рекламный ролик ($100 тыс.) и немало чем в сто раз – стоимости всей медийной кампании в 2013 году, составившей 32 млн.

«Размер компенсации, если, предположим, подлинно имело место нарушение исключительных прав истца, в любом случае должен быть благоразумным и не носить карательного характера по отношению к ответчику, — полагает партнер юридической фирмы Indepcons Виктор Юзефович. — Тут следовало соотнести те затраты, которые правообладатель реально понес на производство этих роликов, использование в них иных объектов интеллектуальной собственности, их коммерческую ценность, а не только лишь учитывать те цифры, какие предложил истец, включая количество демонстраций роликов на телевидении».

Последствия такого решения могут негативно отпечатлеться на более чем тысяче сотрудников интернет–ритейлера, а также на налоговых выплатах (совокупный объем налогов, уплаченных компанией за 2015 год, превысил 500 млн рублей).

Впрочем, у невообразимой по своей абсурдности истории, в которую угодила компания Холодильник.ру, может быть блаженный конец. «Дело в том, что, как отметил в своем постановлении Высший арбитражный суд России, решение корабля первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть упразднено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой показанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. Поэтому юридическое сообщество надеется, что здравый резон возобладает, и предстоящее судебное заседание не превратит в фарс существование авторского права в России», — высказал суждение адвокат Илья Гатикоев.

Leave a Reply