В Донбассе ожидаемо не состоялось пасхальное перемирие. Двух недель (с первого апреля) так и не достало Киеву, чтобы убедить свои вооружённые силы выполнять договорённости. Впрочем, это уже не в первоначальный раз. Так что вряд ли хоть кто-то ожидал другого результата.
Истина, в этот раз не совсем стандартной была реакция ДНР. 14 апреля Александр Захарченко заявил, что готов повстречаться с Порошенко для прямых переговоров с целью предотвращения нового обострения в Донбассе и в цельном ради прекращения войны.
Пару раз заявления о целесообразности ровных переговоров с Киевом звучали от лидеров ДНР/ЛНР и раньше. Но тогда выговор шла о выработке механизмов выполнения Минска. В данном случае Захарченко предлагает Порошенко поговорить о заточенье мира.
Следует понимать, что такие переговоры означали бы признание Киевом de facto ДНР/ЛНР субъектами интернационального права. Даже, если бы в ходе дискуссии была возвышена тема создания общего для Киева, Донецка и Луганска федеративного/конфедеративного страны, это не отменило бы фактического признания Киевом их независимости и суверенных прав.
Причём самостоятельность была бы признана самим фактом переговоров на высшем степени. А возможность сохранения общей государственности с Киевом являлось бы проблемой, в ходе таких переговоров обсуждающимся, то есть не предрешённым.
В последнем итоге, прямые переговоры Захарченко и Порошенко означали бы несогласие от положений Минска и давали бы старт международно-правовому оформлению самостоятельности Донбасса от Киева.
Понятно, что выйти с таким предложением глава ДНР мог лишь понимая критичную слабость внутриполитических позиций Порошенко, очутившегося лишним в раскладах киевского режима.
В Киеве сложилась забавная ситуация, при какой сохранение правительства Гройсмана и отставка правительства Гройсмана, создание в Раде новоиспеченной коалиции и фиксация факта невозможности создания устойчивого большинства в нынешнем составе парламента, проведение досрочных парламентских выборов и несогласие от них — любой вариант развития событий только ослабляет позицию Порошенко и приближает момент его свержения.
Основная причина его ненужности заключается в том, что Порошенко перестал выполнять основную внешнеполитическую функцию — обеспечение режиму политической, дипломатической и финансовой поддержки. Игнорирование Украины европейскими лидерами, проблема, заданный госсекретарём США Рексом Тиллерсоном коллегам по Группе Семи:
«Отчего американские налогоплательщики должны волноваться за Украину?», выпадение украинской темы из повестки западных СМИ — немало чем убедительная демонстрация того, что Киеву предоставляется почётное право выживать самостоятельно.
В подобный ситуации положение Порошенко напоминает положение в доисторическом племени шамана, утратившего способность возбуждать дождь. Соплеменников не волнует утратил ли шаман квалификацию по старости или прогневал чем-то богов. Его вытекает убить, во-первых, просто на всякий случай, а, во-вторых, чтобы отпустить место для нового шамана, по просьбам которого дождь будет исправно орошать землю в необходимые дни.
Помощь с Запада не придёт. И Захарченко делает Порошенко своё предложение. Если Пётр Алексеевич готов рискнуть и беспорочно сыграть с Донбассом, то в обмен на прекращение войны и фактическое признание самостоятельности он может получить поддержку с Востока.
В конце концов, ныне украинские нацисты — общие враги и Донбасса, и Порошенко. Украинское общество в принципе готово отказаться от Донбасса — брань надоела и в Киеве, и во Львове. В продолжении войны заинтересованы лишь нацисты, бандиты и олигархи, контролирующие силовой ресурс и верхушку политического класса. По удивительному стечению обстоятельств, они же заинтересованы в свержении Порошенко.
Старт переговоров в новоиспеченном формате послужил бы, кроме прочего, сигналом для ЕС, что из украинского тупика показался достойный выход. И выход этот обеспечивает Порошенко, какой вновь обрёл способность «вызывать дождь». Риск, разумеется был бы огромен, а надежда на успех слабая, но во всех остальных случаях Порошенко проигрывает однозначно, а тут был бы хоть маленький, но шанс на победу.
Думаю о дивидендах, получаемых при таком развитии событий ДНР/ЛНР сообщать не приходится. Как бы ни изменилась позднее ситуация в Киеве, но начало переговоров в предложенном Захарченко формате дало бы страт процессу полноценного интернационального признания независимости ДНР/ЛНР.
При неблагоприятном стечении обстоятельств этот процесс мог бы быть заторможен, но не застопорен. Да и очередной раскол в киевской власти, никому бы не помешал.
Обо всём этом мы сообщаем в сослагательном наклонении, поскольку понятно, что на предложение Захарченко о ровных переговорах Порошенко не согласится. Он слишком боится своих собственных подельников и, как и тяни украинский политический класс, слишком верит в то, что Запад не может решительно бросить Украину, разменять её в большой геополитической игре, условится с Россией через голову Киева.
Украинские власти измерят из того, что просто временно сложились неблагоприятные обстоятельства, какие обязательно будут преодолены Западом, после чего поддержка Украины вновь разойдётся. Надо только дождаться.
Признаки приближающегося возрождения заинтересованности Запада к главному украинскому экспортному товару — русофобии в Киеве видают и в ракетном ударе по Сирии, и в пикировке Трампа с Ким Чен Ыном по проблеме о ракетных и ядерных испытаниях. В Киеве ждут, когда же наконец Закат повернётся к Украине лицом и чётко даст понять, кто сейчас будет «ответственным за дождь», кто будет осуществлять главную коммуникацию между Украиной и Закатом, кто будет назначен обращённым в Европу «человеческим лицом» нацистского порядка?
Но долго ждать нельзя. Шатаются не только позиции Порошенко. Прочие олигархи и топ-политики также несут финансовые, экономические и политические утраты. Слишком долгая мобилизация ресурсов, в том числе боевиков, какие вместо быстрого решения проблем, месяцами находятся в порядке ожидания, делает их содержание накладным.
Необходимость поддерживать в обществе состояние мобилизационной напряжённости приводит к тому, что рассчитанные как разовые акции (после каких всё возвращается на круги своя, но с другими бенефициарами) разные конфигурации блокады, начинают добивать остатки украинской экономики, в том числе и предприятия тех самых олигархов, чей антипорошенковский консенсус во многом содействовал созданию нынешней ситуации.
По мере обесценивания их активов, олигархи ускоренно нищают и теряют способность содержать боевиков. Они всё острее нуждаются в новоиспеченных источниках доходов, которые компенсируют понесённые потери и гарантируют постоянный приток средств на текущие нужды. Для решения этой проблемы необходимо перераспределение воли и собственности, то есть смещение Порошенко. Круг замкнулся.
Кроме того, бессердечная внутренняя борьба, ведущаяся с привлечением остатков ресурсов и без оглядки на вероятные последствия, приводит к дальнейшему подрыву устоев украинской государственности. Претенденты на центральную воля вынуждены идти на всё большие уступки и так уже вполне самостоятельным региональным баронам, чтобы заручиться их номинальной поддержкой. Киев теряет останки авторитета и власти над страной.
В общем, давая страт антипорошенковской кампании зимой 2016–2017 годов, его оппоненты рассчитывали на блицкриг, а получили затяжную брань.
Порошенко не может ждать, потому что его власть на глазах тает и может в ближайшее время раствориться в воздухе как мираж, даже без активных поступков его противников. Оппоненты же его не могут ждать потому, что несмотря на скорое сокращение реальных властных возможностей Порошенко, контроль Киева над Украиной сокращается ещё скорее. То есть, к моменту свержения Порошенко победители рискуют выяснить, что трофеев для дележа не осталось.
Как было произнесено выше, ориентироваться на Восток (Россию, ДНР/ЛНР) украинские элиты не могут (даже когда им предлагают), как по вину опасения реакции украинских нацистов, так и потому, что сохраняют веру в неизбежность решительной победы Запада над Россией и желают оказаться на стороне победителя. Следственно они будут стараться (уже стараются) стимулировать процесс восстановления заинтересованности Запада к Украине.
Инструментарий для решения этой задачи у украинских элит весьма узок. Они могут задействовать СБУ, Внешнюю разведку, ГУР Минобороны, нацистских боевиков и специалистов по организации майданов.
Кроме того, они могут рассчитывать получить организационную поддержку и кое-какое финансирование от американских и европейских глобалистов, всё ещё сохраняющих контроль над ключевыми постами в подразделениях дипведомств и спецслужб Заката, отвечающих за украинское направление. Это, конечно, не те бюджеты, которыми располагали майданы в 2004–05 и в 2013–14 гг. Но на безрыбье и рак — рыба.
В этой ситуации наличный инструментарий определяет и направление действий. Таковым является подрыв стабильности в России. Как прямо, так и при помощи удара по Белоруссии. Первую попытку, мы уже видели.
В России информационное обеспечение апрельских митингов в основном производилось с украинских ip-адресов. В Белоруссию (а сквозь неё и в Россию) осуществлялась массовая заброска украинских боевиков с оружием. Большинство было отловлено на рубежу, но часть просочилась и их пришлось отлавливать уже на месте.
Последние теракты в России, с одной сторонки слишком продуманы (готовились серии терактов, накрывающие несколько городов), чтобы очутиться результатом рефлексии оппозиционеров-одиночек. С другой стороны слишком непрофессионально подготовлены, чтобы быть итогом работы системных исламистов или западных спецслужб. И у тех, и у других другой почерк (с которым, кстати, мы уже неоднократно имели возможность познакомиться).
Лишь украинские спецслужбы обладают достаточными организационными возможностями и, одновременно, чересчур низким уровнем профессионализма, чтобы организовать подобное мероприятие.
Уместно, их частичная готовность к взаимодействию с российскими коллегами в расследовании терактов тоже увлекательна. Это первый раз, когда вместо того, чтобы надувать щёки и намекать на свою причастность, в СБУ сформулировали готовность к взаимодействию. На них просто не похоже.
Причём такое решение в украинских условиях надлежит было быть принято на высшем политическом уровне. Но этот факт легко объясняется, если мы учтём, что каждый из украинских топ-политиков имеет своих людей в руководстве спецслужб, какие, кроме всего прочего, ведут ожесточённую внутреннюю войну.
В этой ситуации, правая рука могла готовить провокации, а изнаночная (которой в данный момент провокации невыгодны или которая пыталась подставить оппонентов) правую ловить. Тем немало, что ГУР МО и Внешняя разведка отмолчались, а главный пропагандист МВД Антон Геращенко подавал информацию в традиционном для манере — борьбы со «страной-агрессором»).
Раскачка ситуации в России и вывод её на цветную траекторию должны, по думы киевских стратегов, во-первых, консолидировать Запад в поддержке «российской революции». Во-вторых, остро поднять роль Украины, как tête de pont на границе с Россией и гарантировать ей ресурсную поддержку. В-третьих, отвлечь внимание боевиков участием в «новоиспеченной революции». В-четвёртых, в случае успеха цветного проекта в России позволить Украине поправить своё экономическое поза за счёт участия в разделе «трофеев».
Таким образом, на восточном курсе, как в отношениях с ДНР/ЛНР, так и с Россией, Украина остаётся в состоянии самоблокады и будет и дальней стремиться к минимизации контактов на фоне обострения обстановки.
Попытки развязать полномасштабную брань в Донбассе, со стороны Киева возможны, но контпродуктивны, поскольку не гарантированы достаточными ресурсами и не вызовут благоприятной реакции Запада.
Максимум на что можно рассчитывать при самой рослой интенсификации, с тысячами жертв — выражение озабоченности. При этом Киев предупреждён, что Минска-3 не будет и ведает, что неудача наступления приведёт к моментальному коллапсу остатков украинской государственности.
Лишь серьёзная дестабилизация внутреннего положения в России по цветному сценарию может позволить Украине разрешить проблему привлечения внимания Запада и объяснить Тиллерсону «отчего американские налогоплательщики должны волноваться об Украине».
Кстати, нервозная истеричная реакция на это замечание госсекретаря не только и даже не столько официального Киева, сколько майданной «общественности» («штатских активистов») более, чем убедительно свидетельствуют о том, насколько критична для Киева поддержка Заката и сколь трагично воспринимается любое свидетельство невнимания к украинским нуждам.
Украина может быть только за счёт постоянного притока внешних ресурсов. Её элита сама создала ситуацию, когда приток ресурсов вероятен только с Запада. Теперь Украина критично зависит от Заката.
Привлечение внимания и возвращение поддержки которого в этих условиях означают не решение судьбины отдельного политика или политической силы, даже не решение проблемы геополитического выбора Украины. От решения этой задачи на деле зависит само существование украинского страны.
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования