
Опубликовано пт, 05/05/2017 — 18:10 пользователем NEWSmuz.com
Стартовали с Бенджамена Бриттена. Монументальные «Вариации на тему Фрэнка Бриджа» (1937) принесли Бриттену первое размашистое признание после премьеры на Зальцбургском фестивале. Задуманные как отражение 10 различных черт характера учителя Бриттена, они требуют от исполнителя ювелирной фокусировки на стилизациях: где-то Бриттен имитирует манеру Стравинского, где-то ощущается Равель или Россини. Пропустишь это, и пропадет все очарование коннотаций. Нельзя сказать, чтобы «Солисты Тронхейма» (Trondheimsolistene) управились с этой задачей безукоризненно, где-то ощущались искусственные выравнивания под одну гребень. Но чего нельзя отнять, так это отменного звучания ансамбля в цельном. Превосходное легато, легкий порхающий звук, изящество фразировок. Во всем этом «Солисты Тронхейма» привычно на вышине.

«Солисты Тронхейма» (Trondheimsolistene)
Произведение же польского композитора Киляра — неожиданный выбор, утилитарны раритет. Войцех Киляр пишет музыку для грандов всемирного кино — Занусси, Вайды, Полански, Копполы. «Пианист» или «Шоу Трумэна» — это его. А вот академические созданья Киляра куда менее известны. Пьеса Orawa (по наименованию региона и реки в Польше и Словакии, 1986) — атмосферная, споенная горным воздухом и неторопливыми размышлениями о природе. Ансамбль так и сыграл ее — неторопливо, размашистыми мазками, любуясь красотой собственного звукоизвлечения.
Сюита Эдварда Грига «Из преходящ Хольберга» — одна из визитных карточек «Солистов Тронхейма». Ограничусь одной характеристикой: безупречно.

Новые солисты Einar Olav Larsen и Gjermund Larsen
И вот они, новоиспеченные солисты — братья Ларсен, один из которых, Гьермунд, и сочинил представленную сюиту Osa. Соединение норвежского фольклора с академическими и джазовыми традициями. В дланях — народная норвежская скрипка хардангерфеле, лаковыми туфлями солисты притоптывают по полу в такт. Хардангерфеле звучит необычно, она как 12-струнная гитара — два слоя из 4 струн любой, один из которых игровой, а нижний — для резонанса. В целом это выглядит как отличный длинный бис — много ритмичных простых мелодий, актерских гэгов, импровизаций на публику. Публике и понравилось.

Ойвин Гимсе и братья Ларсен о постановке перстов
А после концерта музыканты остались на сцене, чтобы отозваться на вопросы. Тут и прозвучал тот самый «детский вопрос» из зала: отчего вы держите пальцы неправильно, вот меня учитель за такую постановку перстов на скрипке ругает. Лидер «Солистов Тронхейма» Ойвин Гимсе нашелся и тут — мол, неважно как стоят пальцы, главное — хорошо играть! И это так.

Солист и глава ансамбль «Солисты Тронхейма» Ойвин Гимсе

Солист и композитор Gjermund Larsen
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА