Страховщики уходят в онлайн
Заключительные новинки на рынке автострахования
фото: Геннадий Черкасов
Революционные изменения на базаре ОСАГО (электронные полисы и единый агент) станут для всех страховщиков положительным стимулом для перехода в онлайн: оформление полисов на сайтах, собственные кабинеты и мобильные приложения будут появляться все чаще, а работающие — становятся более совершенными.
Сокращение объемов продаж новоиспеченных автомобилей вынудило страховщиков активнее разрабатывать предложения для сегментов подержанных машин и трейд-ин, а также предлагать клиентам различные способы экономии: КАСКО с франшизой, «угон + тоталь», ущерб в итоге ДТП с участием двух и более лиц и при невиновности водителя в ДТП. «Ряд компаний начали торговать полноценное КАСКО с ежемесячной оплатой, страховая премия в этом случае списывается с банковской карты клиента», — отметил основной исполнительный директор компании «Европлан» Александр Михайлов.
Как известил Юрий Нехайчук из «АльфаСтрахования», результаты продаж е-ОСАГО затмили ожидания в несколько раз. По словам эксперта, преимущества е-ОСАГО многообразны. Главный плюс — прямой контакт с клиентом. Это позволяет эффективно ублаготворить его потребности и предоставить ему удобный сервис, доставляя при этом минимум хлопот с доступом к услуге, ее оплате, а также использованию. «Мы находим, что доля онлайна в ближайшее время будет находиться в коридоре от 15 до 20% от совокупных торговель», — заметил Нехайчук.
Как полагают эксперты, особенно растет спрос на электронное ОСАГО в тех регионах, где бывальщины проблемы из-за т.н. «автоюристов». «Сбалансировать рынок, «отодвинуть» от базара пресловутых «автоюристов» и в целом привести его к более прозрачному состоянию призван закон о натуральном возмещении по ОСАГО», — находит зампредправления ФГ БКС Станислав Новиков. Напомним, законопроект в конце февраля во втором чтении одобрила Госдума.
Натуральное возмещение уронов предполагает замену денежных выплат на ремонт пострадавшего автомашины в автосервисе. Такой подход выгоден как страховщикам, которые сожмут издержки на судебные разбирательства с «автоюристами», так и самим добросовестным клиентам, какие смогут отремонтировать свое авто в лицензированном центре. Минимальная гарантия на итог восстановительного ремонта составит 6 месяцев, а для кузовных и покрасочных трудов — 1 год.
Нововведения помимо плюсов имеют и минусы. Основной риск — приобретение фальшивого е-ОСАГО. Приобрести полис в электронном виде можно только на официальных сайтах страховых компаний, список каких приведен на официальном сайте РСА. Мошенники, зная это, научились искусно клонировать сайты страховых компаний, в особенности лидеров базара, и продавать на них доверчивым гражданам фальшивые полисы е-ОСАГО. Заметить различия в электронных адресах «клонов» и страховщиков можно лишь при скрупулезном сравнении. Чтобы не попасть на удочку мошенников, надо обратить особое внимание на метод платежа — на сайтах натуральных страховщиков это оплата банковской картой, в то время как злоумышленники обыкновенно предлагают оплатить полис посредством электронных кошельков.
Обладатели полисов ОСАГО часто обращаются в офисы страховщиков по различным проблемам: вписать дополнительного водителя, оформить полис на бланке, привнести корректировку в полис. Хотя большинство таких операций они могут сделать самостоятельно в своем собственном кабинете.
В компании «Югории» советуют для оформления электронного полиса выбирать все-таки тех страховщиков, офисы каких работают в их городе или регионе. Понятно, что всегда лучше адресоваться лично, если есть вопросы, особенно в нашей краю, где многим людям в силу возраста сложно привыкнуть к электронным сервисам. Но прогресс не застопорить. И мы все больше будем покупать коробочные решения через Интернет. Разумеется, главным критерием при оформлении страховки для нас является цена.
Рост цен на автомашины и запасные части сказался и на стоимости полисов по страхованию автоКАСКО — эта услуга приметно подорожала. Вместе с тем не теряет актуальности запрос автовладельцев на защиту своих рисков. Потому особую актуальность сейчас приобретают предложения, позволяющие, с одной сторонки, снизить стоимость полиса, а с другой — защитить автомобилистов от крупных расходований. «При заключении договора КАСКО своим клиентам мы рекомендуем применять франшизу. Это когда, к образцу, ущерб в 10–20 тысяч рублей автовладелец берется урегулировать за собственный счет (например, за несколько царапин, сколов или небольшую вмятину на кузове). А если ущерб очутится больше, то сверх суммы франшизы его урегулирует страховая компания», — сообщает Юрий Стрекалов, начальник управления андеррайтинга и сопровождения автострахования СОГАЗ.
Применение франшизы существенно экономит затраты. На сегодняшний день это очень востребованный вариант. Если для вас значительно застраховать себя лишь от крупных финансовых потерь, т.е. лишь на случай угона или повреждений, при которых автомобиль не подлежит восстановлению, можно избрать полис с ограниченным набором именно этих рисков. Он обойдется образцово на 40–50% дешевле обычного КАСКО.
Конечно, дешевизна не должна представлять самым главным критерием выбора компании. Важно обращать внимание на все обстоятельства, которые компания предлагает. Наиболее передовые страховщики выдают курс в автосервис в день обращения, тогда как более отсталые могут принудить ждать тебя больше двух недель. Понятно, что лучше получить качественный сервис и уплатить немного побольше, чем сэкономить и потом тратить время и нервы на то, чтобы отремонтировать машину.
Но все возможности и последствия сделки необходимо узнавать в момент покупки полиса, чтобы потом цельный год не мучиться. Очень полезно почитать отзывы на профильных сайтах, чтобы после понять, с чем предстоит столкнуться.
Большие перспективы имеет телематика. Так, КАСКО с телематикой на обычные ТС уже есть у 30–40% крупных страховщиков. Максимальный охват имеют те из них, кто использует мобильное приложение (вместо подключения конструкции через OBD-порт или «под капот»). «Пока страховщики не накопили достаточного объема статистики, позволяющего использовать тематику повсеместно. Интеграция баз этих лизинговых и страховых компаний позволит активнее использовать инструменты Big Data», — уверен Михайлов.
Ремонт вместо выплат заведут только для новых страховок
Депутаты снова изменили конструкцию реформы ОСАГО, отказавшись заменять выплаты ремонтом задним числом даже в рискованных для страховщиков регионах. Натуральное возмещение по ОСАГО будет работать только по новым договорам, решил комитет Госдумы по финансовому базару, законопроект не будет иметь обратной силы. Поправкам предстоит минуть еще второе чтение 15 марта. Таким образом, натуральное возмещение по ОСАГО, т. е. ремонт вместо выплат, для всех автовладельцев заработает лишь через год.