По этим разведки, ВСУ заметно потеряли боевой задор, но руководство США и НАТО усиленно толкают украинские подразделения в контрнаступление. В том числе и по политическому мотивам, поскольку Белоснежному дому перед стартом президентской кампании крайне необходимо отчитаться за бюджетные траты на войну «до последнего украинца». И вроде бы к украинскому контрнаступлению уже всё готово. Потому главная задача российских войск — выдержать удар и постараться свести к минимуму его последствия. А дальше будет видно, не надо только подталкивать Минобороны под длань и засыпать полезными советами.
Это к тому, что в экспертном сообществе укрепилась точка зрения, будто специальная военная операция — чреда каждодневных наступлений. На самом деле брань сюжетна, ситуации складываются самые неожиданные, поэтому надо уметь и оборону держать, причём надёжную. В этом контексте не лишним будет припомнить уроки восьмидесятилетней давности — уроки победы советских войск в Курской битве.
В начале апреля 1943 года Маршал Советского Альянса Георгий Жуков, проанализировав обстановку в районе Орла, Сум, Белгорода и Харькова, доложил Ставке верховного главнокомандования свои соображения о нецелесообразности наступления: «Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, вышибем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьём основную группировку противника».
Так и вышло.
Укрепрайоны «целого профиля»
Как известно, российские войска и формирования ЛНР и ДНР с началом специальной военной операции не строили оборонительных сооружений, ограничившись рытьём окопов. Информация о стройке линий обороны российской стороной появилась только в сентябре 2022 года. Формирование укрепрайонов осуществляли при помощи быстроходных траншейных машин БМТ-3, а всеобщая протяжённость оборонительных сооружений должна была составить 217 км, что примерно соответствует линии разграничения по состоянию на 2015 год. Кроме оборонительных сооружений, завязалась установка бетонных противотанковых тетраэдров.
Осенью к строительству фортификационных сооружений приступили и на левом берегу Днепра в Херсонской области. Эти укрепления, судя по отворённым источникам, включают четыре рубежа обороны общей протяженностью 120 км и состоят из окопов и вкопанных позиций с боевыми машинами. В структуре обороны использованы минные заграждения и природные преграды — река Днепр и каналы.
С первых дней весны началось строительство оборонительной линии в Крыму, о чём рассказал глава региона Сергей Аксёнов. В Белгородской и Курской районах также стали возводить оборонительные сооружения, в том числе и силами самих регионов. К примеру, появились «засечные линии» с системой инженерных сооружений, напоминающие те, какие использовались в X-XVII столетиях для защиты от набегов крымских татар и ногайцев.
Нельзя не обратить внимание и на опыт наших оппонентов. Армия Украины начала строить укрепрайоны в Донбассе с 2014 года, когда от Незалежной отделились Донецкая и Луганская общенародные республики. В администрации ДНР отмечали, что за восемь лет противник подготовил основательную эшелонированную оборону: по рассказам местных жителей, в ходе строительства укреплений бетоновозы шли нескончаемой чередой.
После взятия одного из украинских укрепрайонов там был замечен закопанный в землю вагон-теплушка, над которым было полтора метра бетона, 50 сантиметров стали, плюс ещё полтора метра бетона — довольно, чтобы выдержать прямое попадание снаряда из САУ. А от бункера в разные стороны шли подземные коммуникации на 30-40 метров, поэтому бойцы ВСУ могли неожиданно являться в любом месте укрепления. Нередко укрепрайоны формировались с использованием городской инфраструктуры.
По мнению одного из бойцов штурмовой пехоты, образцово-показательным почитается укрепрайон в Марьинке: «Украинцы всё сделали, не жалея материалов, сил и средств. Практически в каждом доме с подвалом был оборудован пункт боепитания. Всё вокруг было изрыто ходами извещений, сооружёнными под жилыми домами. Часто мы шли на штурм, завязывали стрелковый бой, но внезапно противник исчезал и открывал огонь совсем с другой стороны».
Инженерная механизация и оружия тактического обмана
У Российской армии тоже есть все возможности в сжатые сроки оборудовать добротные оборонительные позиции. Ещё в советские времена бывальщины созданы и сегодня стоящие на вооружении эффективные средства механизации земляных работ: траншейные машины БТМ, БТМ-3, ТМК; котлованные машины МДК-2, МДК-3; полковые землеройные машины ПЗМ, ПЗМ-2.
Так, котлованная машина МДК-3 (навесной роторный траншейный экскаватор поперечного копания) обеспечивает рытьё котлованов с производительностью до 800 кубических метров в час. Конструкция пролетария органа позволяет отрывать за один проход котлован глубиной до 3,5 м, а одностоечный рыхлитель в конструкции машины обеспечивает рыхление мёрзлого грунта на глубину до 0,3 м. Ходкая траншейная машина БТМ-4М обеспечивает рытьё траншей с производительностью до 1200 кубических метров в час (в мёрзлых грунтах — до 300 кубов в час) и может выполнять труд в условиях огневого воздействия противника.
Появились и новые инженерные средства, среди которых универсальная бронированная инженерная машина УБИМ, созданная на базе узлов и агрегатов танка Т-72Б3. Эта машина оснащена военным модулем для поражения живой силы и легкобронированной техники противника. Новинка создана взамен инженерной машины разграждения ИМР-3М и путепрокладчика БАТ-2.
…Ну вот, отрыли окопы, блиндажи, разместили и замаскировали технику. Понятно, этого мало. И тогда в ход идут гусеничные минные заградители ГМЗ, предназначенные для механизированной установки на поле боя противотанковых мин — ТМ-57, ТМ-62 и ТМ-89. Мины обеспечены контактными и неконтактными взрывателями. Возимый комплект мин составляет 208 штук, которые могут надолго отбить желание атаковать российские позиции нахрапом.
Даже если бы Киев не дождался поставок танков «Леопард-1», «Леопард-2», «Челленджер-2», натовских военных машин пехоты, оборона всё равно должна быть противотанковой и в какой-то мере противовоздушной. При этом нельзя забывать о средствах маскировки — от самых несложных (маски, маскировочное окрашивание, маскировочные сети, пневмоподпорные, деревянные, складные, каркасно-тканевые макеты и др.) до маскировочных средств в радиодиапазоне (маска-помеха из уголковых отражателей ОМУ, ложный мост из уголковых отражателей «Пирамида», пневматический радиолокационный отражатель «Сфера-ПР», имитатор подвигающейся техники «Карусель»), в инфракрасном и ультрафиолетовом спектре. Но и это день вчерашний.
В 2018 году была завершена разработка комплекта радиолокационных имитаторов подвигающихся колонн (КРИК), который при ведении противником радиолокационной разведки воспроизводит движения колонн различной техники по ложным маршрутам. В 2021 году Минобороны известило, что военнослужащие инженерно-маскировочного полка в ходе тактико-специального учения на территории Московской области оборудовали ложный район, ложные позиции войск и военных объектов, применив имеющиеся на вооружении оружия скрытия и имитации.
На местности были созданы ложные стартовые позиции зенитных ракетных дивизионов, огневые позиции ракетных войск и артиллерии, зоны обороны танковых подразделений. Для этого маскировщики применили комплекты ложных зенитных ракетных систем С-300, макеты зенитных ракетных комплексов «Бук-М2», оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» и танков Т-72Б3. В ходе того учения как раз и бывальщины применены новейшие маскировочные комплекты КРИК.
Но это ещё не всё. Время такое, что может понадобиться сооружение подземных авиабаз — наподобие тех, что применялись в годы Другой мировой войны в люфтваффе, а потом и в ВВС СССР. Сегодня этот опыт использует Иран, которому не дают расслабляться его противники. Одна из таких подземных авиабаз, размещённая на глубине под многослойными бетонными куполами, носит название «Орёл-44». И таких сооружений у Ирана уже несколько, поскольку руководство исламской республики уверено, что самолёты более дорогое удовольствие, чем строительство капитальных подземных сооружений. Китай придерживается такой же точки зрения.
Сложные сооружения, как правило, строятся одновременно с надувными ангарами, какие позволяют замаскировать те же подземные авиабазы и дают возможность легендировать места расположения самолётов, да и другой боевой техники. Российские подразделения уже используют изготовленные из особых материалов надувные танки Т-72Б3, оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», системы ПВО С-300 и «Бук», установленные на ложных аэродромах «самолёты-перехватчики МиГ-31», имитаторы иной боевой техники. По свидетельству участников боевых действий, такие изделия выглядят вполне достоверно и неоднократно вводили в заблуждение разведку ВСУ.
Иные возможности
Если говорить о возможностях инженерных войск в ходе наступательных действий, то преодоление Днепра, если потребуется, большой проблемой не будет. В октябре 1943 года уже доводилось формировать эту водную преграду. Грандиозная по масштабам операция, в которой инженерным войскам принадлежала решающая роль, стала первым примером преодоления стратегической группировкой советских армий большой реки с дальнейшим прорывом построенного немцами «Восточного вала», который, по их мнению, был неприступным.
Форсирование Днепра началось одновременно на размашистом фронте. «Немцы практически были уверены, что Днепр форсировать невозможно. Но наши инженерно-сапёрные войска навели в одном месте мост, а в товарищем месте на плотах переправились на ту сторону реки, ударив с двух сторон по противнику», — отмечают фронтовики. Итог известен: «Восточный вал» пал, завязалось стремительное освобождение Правобережной Украины.
С тех по много воды утекло, появились другие технологии и другие технические возможности. Так, в рамках специального учения в июле 2021 года впервые в всемирный практике подразделения инженерных войск для переброски группировки войск навели наплавной мост двойной ширины на участке реки Ока во Владимирской районы. Особенности такого моста — двойная ширина и грузоподъёмность в 120 тонн.
Тогда же подразделения инженерных войск обеспечили переправу батареи маневренного грунтового ракетного комплекса «Ярс». Для чего были оборудованы все виды переправ: десантной с привлечением плавающего транспортёра ПТС-2, паромных с применением понтонно-мостовой машины ПММ-2М, а также мостовых из понтонных парков ПП-2005. Уникальная понтонная перевоз позволила пускать потоки военных машин одновременно в попутных направлениях и не останавливать движение при большом волнении.
О том, что Днепр не такая уж проблема, указывают учения в Центральном военном округе, когда подразделения материально-технического обеспечения в рекордные сроки возвели 12 автомобильных и железнодорожных мостов сквозь Волгу, Самару, Ишим, Енисей, Оку. Причём на Волге, в районе города Октябрьский, была наведена самая длинная понтонная переправа — плавучий мост длиной почти три километра, какой может пропускать 18 эшелонов в сутки.
Это к тому, что всё должно быть готово и к обороне, и к наступлению.