Трамп способен побеждать людей, но не роботов

Трамп способен побеждать людей, но не роботов

Трамп способен побеждать людей, но не роботов
фото: youtube.com

Сообщая о своих усилиях (реальных или мифических) на благо «примечательного штата Кентукки», Трамп убил сразу двух косая. Во-первых, он подбросил дров в огнедышащую печку своей популярности среди пролетария класса, оставленного на обочине глобализации без всякого приобщения к ее физическим благам. Во-вторых, он сделал шаг как бы в сторону выполнения своего предвыборного слова – вернуть в Америку деньги и рабочие места, уводимые корпорациями в немало дешевые страны.

Во время своей избирательной кампании Трамп неоднократно критиковал «Форд» за решение перетащить производство некоторых малогабаритных моделей в Мексику. Он угрожал завести пошлину на ввоз автомобилей, собранных в Мексике, в размере 35% от стоимости авто. В сентябре основной исполнительный директор «Форда» Марк Филдс дал отповедь тогда еще кандидату Трампу: он заявил, что перенос в Мексику сборки Ford Focus и гибридных C-Max никоим манером не будет означать сокращения рабочих мест в США. Филдс подчеркнул, что вступление 35-процентной таможенной пошлины на машины, собранные в Мексике (а этим занимаются не лишь «Форд», но и другие автомобилестроительные корпорации) будет серьезным ударом по американской экономике.

Сейчас, когда Трамп готовится вступить в место президента, «Форд», возможно, решил не продолжать конфронтацию с ним, а попытаться условиться по-хорошему, пойдя на какие-то уступки. Очевидно, так же рассуждает руководство корпорации Apple, какое, по сообщениям американских СМИ, рассматривает возможность переноса части производства айфонов в Америку (на ныне в США находятся только менеджмент и логистические службы «яблочной» компании, а физиологическое производство всей ее электроники осуществляется в Китае). Говорят, Apple уже попросила своих китайских партнеров поразмыслить о путях перебазирования части производства в США.

Интерес Трампа к теме пресловутого «возвращения пролетариев мест в Америку» понятен: работяги т.н. «ржавого пояса» индустриальных штатов, составившие костяк его электората, ожидают выполнения предвыборных обещаний – иначе ему не видать второго президентского срока. Ему придется заодно поразмыслить – и быстро – об ускорении роста реальной заработной платы, какая отстает от темпов роста экономики. Но что касается «возвращения пролетариев мест», многие авторитетные эксперты считают это нереальным.

Во-первых, меры образа 35% тарифа на ввоз авто противоречат правилам Всемирной торговой организации и Североамериканскому договоренности о свободной торговле (NAFTA). Во-вторых, обещанное Трампом острое снижение корпоративного налога на прибыль (чтобы компаниям было выгодно содержать свои деньги в границах страны) ухудшит платежный баланс федерального правительства, у какого и так ни на что нет денег и кругом одни долги. В-третьих, возвращать в США удалившиеся за границу рабочие места экономически нецелесообразно. В-четвертых, это не решает проблемы сокращения занятости в индустрии.

Журнал Массачусетского технологического института MIT Technology Review доходчиво разъяснил ситуацию. Сокращение числа пролетариев мест в промышленном производстве началось задолго до глобализации, эпидемии соглашений о свободной торговле, аутсорсинга и т.п. – оно происходит с 1980 года. С тех пор число рабочих мест в промышленности США уменьшилось с 18,9 млн. до 12,2 млн., т.е. на треть. И случилось это главным образом за счет технического прогресса: работу, какую выполняли люди, теперь делают роботы. Это более эффективно: ныне американская промышленность – сократившаяся на треть – производит намного вящий объем продукции, чем в 1980 году.

Издание приводит эти Boston Consulting Group: широко применяемая в автомобильном производстве точечная сварка обходится в $8 в час, когда ее выполняют роботы (как сейчас), и в $25 в час, когда ее мастерят люди (как тогда). В 1980 году для создания продукции стоимостью $1 млн. (в сегодняшних денежках) требовалось 25 рабочих, сегодня – пять человек.

Может ли грядущий президент Трамп заставит автомобилестроителей повыбрасывать всех индустриальных роботов и вернуться к ручному труду? Наверное, этого не может сделать никто. И это не спрашивает доказательств.

Нью-Йорк

Leave a Reply