Опубликовано пн, 03/07/2017 — 04:17 пользователем NEWSmuz.com
Президент и основатель «Усадьбы Джаз» Мария Семушкина сумела подвести сразу несколько посольств — США, Польши, Норвегии, Израиля, их финансовая поддержка в привозе артистов бесценна. Фуд-корт из очень известных заведений (вводя Мумий Тролль Бар и аутентичный израильский фастфуд) тянулся на километры. По полям ходили аниматоры на ходулях, на луговинах стояли фирменные шатры множества культурных производителей (вводя одну очень известную марку рояля и старейший лавка hi-fi и hi-end оборудования). Словом, развлечений и еды на любой зрительский вкус.
Подмостков было много. Четыре основных — «Партер» для размашистой публики, «Аристократ» для джазовой, «Индикатор» для инди-музыки и Jazz Kids для конкурса начинающих исполнителей. Кроме того, еще две подмостки сделали для артистов «Моспродюсера» и еще две сцены — для медитативной ориентальной музыки. Оставался большенный вопрос — придет ли в такую погоду публика, и она пришла. Людей было весьма много. И это были светлые лица с интеллигентной печатью цивилизации на лице, что привычно радует именно (и почти только) на «Усадьбе Джаз».
Ester Rada
Весьма странным в этом году выглядел лайн-ап на самой большенный сцене «Партер». Хедлайнер (и талисман фестиваля) Нино Катамадзе, впервые выступившая в России израильская афро-фанковая звезда Эстер Рада — вполне на своих пунктах. А вот появление на этой сцене Алексея Чумакова и группы Pompeya возбуждает скорее недоумение. Дело не в том, что в них мало джаза, точнее, вообще нет. Но отличный во многих отношениях Чумаков откровенно пел сладкую попсу, хоть и «с дудками». А Pompeya привычно играла модную в узких сферах депрессивную инди-электронную смурь, совершенно не подходившую этому бодрому позитивному фестивалю. И даже замечательный этно-джазовый проект Shoo выглядел на подобный большой сцене странновато, они камерные и им бы скорее на «Индикатор».
Нино Катамадзе
В этой ситуации эпицентр внимания впервые, представляется, за всю долгую историю фестиваля перетянула на себя сцена «Аристократ», где обыкновенно сидели только снобистки настроенные консерваторы джаза. Пунктов посидеть тут теперь не хватало! Люди усаживались на бетон коллонад, или попросту стояли перед сценой. И лайн-ап тут безупречен: сначала сладкоголосый ретро-джаз в исполнении Джазового оркестра Петра Востокова, затем рафинированный джаз-фьюжн Visegrad Quintet (сборная восточноевропейского джаза из польского пианиста Михала Чесельского, чешского трубача Мирослава Глоуцала, словацкого контрабасиста Роберта Рагана-младшего, венгерского саксофониста Шандора Мольнара и польского барабанщика Адама Голицкого).
Visegrad Quintet
А затем уже российский джаз-фьюжн в лике эталонного «Арсенала» Алексея Козлова, давшего жару, сознавшегося в очередной раз в любви к Джо Завинулу и собравшего невероятные овации.
Алексей Козлов
А затем и классик норвежского джаза трубач Нильс-Петтер Мольваер, любой раз непредсказуемый и восхитительный, — в Архангельском он вдруг сыграл рок-авангард, то тягучий, то взрывной, но вечно рафинированно прозрачный и изящный. И это был лучший сет фестиваля, без сомнения.
Nils Petter Molvaer
Завершил день американский незрячий певец и гитарист Рауль Мидон, когда-то певший бэки у Шакиры и Энрике Иглесиаса, а сейчас соединяющий фламенко, блюз и кантри в весьма узнаваемый фьюжн, и по-прежнему отлично поющий. Впервые в России, к слову.
Увы, расстояния между подмостками и накладки по времени не позволили увидеть очень многих на небольших сценах. Были трогательные выступления: воркующая на инвалидной коляске солистка «Обе Две», девический поток сознания под стильный трип-хоп и эмбиент питерской звезды Manizha с бархатистыми обертонами и целым отсутствием согласных. Были провокативные выступления: напоминающий Placebo накрашенный под даму солист электронной группы «Цветочный 15» в голым торсом и дамским же вокалом. Были выступления, когда жалеешь, что вроде и голос почти оперный, а «фишки» и ослепительного репертуара нет: Анжелика Маркова. Были выступления, о которых жалеешь, что не поспел на них: британский Ezra Collective, победители Yamaha Jazz Experience.
Manizha
Поспеть на всех было решительно невозможно. Но каждый зритель имел выбор, и вполне деятельно выбирал, судя по количеству курсирующих по аллеям Архангельского людей. Самая увлекательная программа случилась на «Аристократе», и очень здорово, что в этом году не было ограничений на визиты разных сцен — плати 3,5-4 т.р. за билет, и ходи на всех всемирных звезд (ну, или слушай на большом поле Чумакова с «Помпеей»). «Аристократ» был переполнен. «Арсенал», норвежский уникум Нильс-Петтер Мольваер и занятный Рауль Мидон потребовали там переаншлаг.
Нино Катамадзе
Закрывала фестиваль привычно и полновластно Нино Катамадзе, и была привычно же отлична. А затем Архангельское озарил красивый салют. Фестиваль удался.
Гуру КЕН
Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА
Дарья Антонова, солистка Джазового оркестра Петра Востокова
Оркестр Петра Востокова
Sambateria
Алексей Козлов
Цветочный 15
Nils Petter Molvaer Band