Выбить долг у коммунальщика

Вышибить долг у коммунальщика

Печальный личный опыт: «Управляющая компания поспела обмануть меня на сумму порядка 20 тысяч рублей»

Выбить долг у коммунальщика
фото: Роман Орлов

Спрос на услуги жилищно-коммунального хозяйства в России гигантский, поскольку утилитарны каждый житель нашей страны является клиентом коммунальщиков. Годичный оборот в этой сфере превышает 4 трлн руб. — то кушать примерно 6% годового ВВП. При этом, по данным Минстроя, коммунальные длинны в России уже перевалили за триллион. В 2016 году россияне задолжали правящим компаниям, ТСЖ и энергетикам около 270 млрд рублей. Образцово столько же сами УК должны ресурсоснабжающим организациям. Остальное — длинны перед поставщиками ресурсов. Но вряд ли где-то можно отыскать цифру, сколько было переплачено добросовестными плательщиками за жилищно-коммунальные услуги — тепло, воду, электричество и так дальше, которые для большинства из нас на самом деле являются жизненной нуждой.

Недавно я узнала, что стала жертвой мошеннических действий правящей компании, обслуживающей мой дом. Оказалось, что коммунальщики на протяжении четырех лет противозакооно начисляли плату за отопление. Схема была следующая: граждане исправно платили УК по нормативам исходя из числа принадлежащих им квадратных метров, а та в свою очередь рассчитывалась с поставщиком тепла по общедомовому счетчику. Этим линией коммунальщики насобирали с дома «лишних» 3 млн рублей. И подобный дом у УК был не один, а свыше полусотни. Не во всех домах, правда, стоят общедомовые счетчики, но там, где они бывальщины, схема работала безотказно.

Как ни странно, факт переплаты вскрылся немало позже, хотя описываемые события происходили в 2011–2014 годах. Очутилось, что даже есть предписание Госжилинспекции — вернуть незаконно начисленные денежки жильцам. Однако о его существовании управляющая компания предпочитала безмолствовать.

Игры с платежками

Почему «управляйке» (а по-другому эту организацию именовать не хочется) так долго удавалось утаивать свои махинации от обитателей? Эксперты считают, все дело в системе: в России не управляющие компании есть для жителей, а наоборот. «Это как черная дыра. Сегодня собственники жилья никак не могут отследить, платим мы за услуги ЖКХ столько, сколько они стоят, или намного вяще. Граждане не в состоянии понять, ни куда уходят их деньги, ни объем трудов, который выполняет УК для их дома. Потому что отчеты управляющих компаний — попросту филькина грамота. Мы даже не знаем, сколько раз в этом месяце подъезд помыли… Сходил ли хоть раз техник в подвал, чтобы осмотреть трубы и засовы? Сколько стоит, чтобы этот техник «пощупал и понюхал» коммуникации?» — сообщает руководитель жилищного сектора Института экономики города Ирина Генцлер.

Жилищный кодекс предписывает собственникам жилья основывать совет дома, который, по идее, и должен осуществлять контроль за деятельностью правящей компании. Одна из прямых обязанностей совета — это согласование с УК перечня трудов по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоэтажки. Без такого решения правящие компании не имеют права распоряжаться деньгами жильцов. Трудись эта норма в полную силу, выявить нерадивых коммунальщиков было бы несложнее. Увы, на деле большинство граждан не только не хотят ходить на собрания и участвовать в существования дома, но даже не знают своего соседа по подъезду. Люд привыкли: я плачу коммунальные платежи — и одного этого надлежит быть достаточно, чтобы в доме все было отремонтировано, мусор вывезен, двор подметен. Но идеал оказывается недостижим на практике.

«Во всех дискусионных вопросах разбор полетов всегда надо начинать с низшего степени: собственники — управляющая компания. Смотреть, что написано в договоре с коммунальщиками, какой там заложен принцип оплаты тепла, воды и так дальше. Но, как правило, подробно расписанных договоров, чтобы можно было оценить объем и качество жилищно-коммунальных услуг, не есть», — продолжает Ирина Генцлер.

Получив деньги от съемщик, управляющая компания отправляется в самостоятельное плавание. И тут начинаются игры: если в одном пункте есть перерасход, возникает соблазн сэкономить в другом, чтобы затворить дыру в коммунальном бюджете. «Существует правило, что у управляющей компании от коммунальных платежей съемщик ничего не должно оставаться. Только транзит денег до энергетиков. Это тоже не совершенно правильный подход. Не учитываются усилия УК по заключению договоров, по сбору платежей и труду с неплательщиками. Поэтому любая управляющая компания ищет способ по максимуму получить денежки с жильцов, а сделать по минимуму — ровно столько, чтобы избежать притязаний со стороны жилинспекции», — отмечает собеседница «МК».

Выбить долг у коммунальщика
фото: Геннадий Черкасов

Все в суд

Очутилось, что коммунальщики успели «обуть» меня за четыре года на сумму распорядка 20 тысяч рублей. Дальше началось хождение по беспросветным коридорам УК с заявлением о возврате переплаты. Сотрудники были готовы к визиту разобиженного жильца, они с порога объяснили, что я занимаюсь пустым делом: таких заявлений уже цельная кипа, и даже если деньги будут возвращать, то по три копейки в месяц, так как оружий на это нет и не предвидится.

Такова тактика работы большинства подобных организаций. Люд подают жалобы, а им в ответ рассказывают «страшилки», рассчитывая, что 99% адресовавшихся откажется от дальнейших действий. УК с прибылью, а жителям достается беспросветный подъезд и квартплата с лишними нулями.

«Сложность этого проблемы с юридической точки зрения обусловлена противоречиями между штатским и жилищным законодательством, законом о защите прав потребителей и правилами тарифного регулирования. Нет и целой практики применения соответствующих норм российскими судами, какая позволила бы устранить эти противоречия. Закон не наделяет жильца многоэтажки долгом установить индивидуальный счетчик тепла у себя в квартире, да и сетевая инфраструктура теплоснабжения в большинстве случаев у нас не позволяет это мастерить. В то же время закон предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг по свидетельствам приборов учета, и только при их отсутствии — по установленным тарифам», — объясняет защитник Александр Барканов.

В моем случае счетчик в доме был введён — таким образом, формально управляющая компания могла рассчитываться с поставщиком теплоэнергии по его свидетельствам. Но лишь формально. «Если будет установлено, что параметры расхода и температуры шатки и находятся вне диапазонов показаний, теплосчетчик признается неработоспособным, но, продолжая трудиться, используется не для подсчета потребляемой теплоэнергии, а для обмана потребителей. Эти факты подлежат установлению в судебном порядке. Суд в этом случае — один-единственный выход», — считает Александр Барканов.

Увы, практика демонстрирует, что жалобы в управляющую компанию и энергетикам не действуют. Малоэффективен и прокурорский надзор, в основном это отписки. По словам эксперта, если у съемщик уже есть на руках решение суда в отношении УК о денежной выплате, то выданный по нему исполнительный лист лучше итого направить прямо в банк, где открыт расчетный счет должника. Тогда денежки можно получить быстрее, нежели через судебных приставов. Решение корабля о перерасчете стоимости тепла исполнить будет сложнее, дожидаться такого перерасчета можно месяцами.

Где денежки, Зин?

Сегодня я точно знаю, что ни моя семья, ни мои соседи не смогут вернуть назад свои денежки. Наша «управляйка» готовится объявить себя банкротом. В ее офис уже заехала новоиспеченная управляющая компания, которая, естественно, отказывается отвечать по долгам престарелой.

По данным Генпрокуратуры РФ, ЖКХ входит в число самых криминализированных секторов экономики, где число нарушений ежегодно растет. В прошлом году в Генпрокуратуру устроилось более 120 тыс. жалоб на работу предприятий этой области, что на 15% больше, чем было в 2014 году. Размер ущерба от правонарушений в сфере ЖКХ по итогам 2015 года составил 6,5 млрд рублей. Традиционно наиболее разболтаны хищения денег, которые вносит население в качестве платы за оказанные услуги, а также посягательства на оружия, выделенные на нужды коммунальщиков из бюджетов различных уровней и инвестиции банков. Также участились случаи преднамеренных банкротств УК, когда денежки граждан исчезают в неизвестном направлении. Моя управляющая компания лишь подтверждает печальную статистику.

В последнее время у мошенников из жилкомхоза раздалось поле для махинаций за счет программы капитального ремонта. Ее старт с точки зрения соблюдения законов очутился не совсем таким, как планировалось. Многие россияне до сих пор не понимают, отчего они должны платить взносы, если могут не дожить до обещанного ремонта. Пуще всего нарушения в этой сфере связаны с порядком формирования фондов капремонта, целевого использования денежек из них, а также с выполнением подрядными организациями своих обязательств. В 2016 году тут уже выявлено свыше 20 тысяч нарушений закона. Представляются подложные акты о выполненных трудах, есть и факты прямого хищения средств. Однако самая болевая точка — соблюдение сроков капремонта. Так, в Свердловской области в 2015 году должны были отремонтировать возле тысячи домов, а реально обновили лишь 134 дома. В Ставропольском кромке в текущем году в планах на этот год значился ремонт 400 домов, а отремонтировали реально… один-единственный дом. К капремонту прочих многоэтажек даже не приступили. И этот список можно длинно продолжать.

Вывод из всей истории неутешительный: за четверть столетия непрерывного реформирования жилищно-коммунальной отрасли собственники «квадратных метров» обратились в абсолютно бесправную прослойку, которую может пинать кто угодно. И как изменить это поза, ясного представления ни у кого нет.

Эксперт «МК»

Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ:

— Не вечно виноваты бывают только управляющие компании. Даже с самой добросовестной УК ресурсоснабжающие организации спрашивают полной оплаты поставляемых ими услуг. Однако ни в одном доме собираемость коммунальных платежей никогда не достигает 100% — ныне она находится примерно на уровне 95%. Где взять коммунальщикам недостающие оружия? Все источники наперечет: либо достать эти деньги из прибыли УК, либо убавить издержки, сократив перечень предоставляемых жителям услуг. Если ни то, ни иное не помогает — остается признать себя банкротом.

Единственный выход в уложившейся ситуации — перевести население на прямые платежи за поставленные ресурсы. Это когда денежки за тепло, воду и электричество перечисляются напрямую ресурсоснабжающим организациям, минуя правящие компании. Меньше будет посредников, а значит, и банкротств — как реальных, так и фиктивных. Кроме того, это выгодно добросовестным плательщикам, какие станут платить только за себя.

Возможность напрямую знаться с ресурсоснабжающей организацией у нас уже есть, когда мы получаем электричество и газ. За них мы платим по счетчику. Сколько набежало, столько уплатили — нет проблем. У электроснабжающих и газоснабжающих организаций своя абонентская база. Они сами разбираются с неплательщиками, так могут отключить электричество должнику. А вот оплата теплоснабжения идет лишь через управляющую организацию. Противниками введения прямых платежей поначалу бывальщины сами ресурсоснабжающие организации. Они говорили: нам надо наши сто процентов, мы же предоставили услугу и должны получить свое. Но когда они постигли, что в итоге они не получают эти деньги, потому что идут банкротства правящих организаций, с которых уже ничего возьмешь, позиция смягчилась. Причем, подчеркиваю, у потребителей надлежит быть право выбора. Возможно, кто-то захочет остаться на престарелой схеме.

Leave a Reply