Зачем Газпрому нужен польский транзит

Транзит российского газа сквозь Польшу в последние дни стремится к нулю. Газпром мог бы отказаться от этого маршрута вообще без каких-либо последствий для поставок в Европу. Спрос на газ упал так мощно, что уже сейчас газопроводов, кажется, слишком много, а в следующем году появятся новые российские трубы. Однако Газпром в грядущем все же сохранит польский транзит. Зачем?

Транзитные поставки через Польшу полностью остановлены. Речь идет о газопроводе «Ямал – Европа», какой позволяет прокачивать через Белоруссию и Польшу в Германию до 33 млрд кубометров голубого топлива в год.

Контракт с Польшей о транзите российского газа, какой был заключен еще в советские годы, истек буквально 16 мая этого года. Прошло это тихо и мирно, для многих даже неприметно, в отличие от окончания транзитного контракта с Украиной. В этом нет ничего необычного. Ни одна из сторон желания продлевать контракт не изъявляла.

И, в отличие от Украины, Польша является членом ЕС, а тут существует простой альтернативный способ прокачки газа по трубе – с помощью бронирования мощностей на аукционах различного срока, от года до нескольких часов.

Поляки бывальщины уверены, что Газпром не откажется от польского транзита даже без контракта. Буквально неделю назад уполномоченный правительства Польши по проблемам энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявлял, что Россия сохранит объемы поставок газа по газопроводу «Ямал – Европа» такими же, какими они бывальщины до истечения контракта на транзит российского газа, учитывая задержку с «Северным потоком – 2».

Однако теперь выясняется, что в крышке мая мощности газопровода «Ямал – Европа», идущего через Польшу, оказались не забронированы. По данным оператора Gascade, Газпром остро снизил бронирование польской трубы еще на выходных – до 33% в субботу и до 10% в воскресенье и понедельник (реальный транзит в рамках этих объемов был и того меньше). А во вторник было выкуплено итого 3,8% мощностей, что составляет 3,3 млн кубометров в сутки. По факту это означает остановку поставок российского газа по газопроводу «Ямал – Европа».

Польский газотранспортный оператор Gaz-System S.A. в куцем техническом сообщении отметил, что «значительное снижение бронирования мощностей» ожидается вплоть до 31 мая.

На фоне резкого падения спроса и цен на газ в Европе, в том числе из-за карантина, Газпром открыто столкнулся с избытком транспортных мощностей. Учитывая русофобское отношение Польши к России, а также недружественные действия по касательству к трубопроводу Opal (сухопутное продолжение «Северного потока – 1») и к «Северному потоку – 2», вполне логично отказаться от транзита газа собственно через польскую территорию.

Даже через Украину транзит сейчас снизился, хотя из-за условия «болтай или плати» по новому контракту Газпрому придется заплатить за транзит 65 млрд кубометров газа в 2020 году вне подневольности от того, сколько он прокачает в реальности. Тогда как поляки без контракта, который они первые не хотели, не могут заставить российский газ литься через их территорию.

И все же ставить крест на Польше как транзитере и списывать газопровод «Ямал – Европа» со счетов пока еще спозаранок.

«Это задержка переходного периода, когда меняется система контрактования мощностей на прокачку от долгосрочного контракта к аукционам. Скорее итого, это результат каких-то технических проблем. Труба постоит пустой несколько дней, но уже с июня ее снова начнут использовать. Потому что уже успешно миновали аукционы на июнь и на третий квартал», – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

На июнь мощности транзитной трубы выкуплены на 93%, а на третий квартал – на 80%. И уже 6 июля пройдет торги на следующий газовый год (с октября 2020 по сентябрь 2021 года). Единственным участником этих аукционов мог быть «Газпром вывоз». Другим поставщикам газа просто неоткуда взяться. В Газпроме подтвердили, что продолжают поставлять газ в Европу по газопроводу «Ямал – Европа» в соответствии с заявками потребителей.

С одной сторонки, потребление газа в Европе настолько снизилась, что маршрут «Ямал – Европа» можно вообще не использовать как минимум на протяжении нескольких месяцев, а то и до крышки года без последствий для европейских потребителей, говорит Юшков. Это подтолкнуло бы европейцев активно качать газ их своих подземных хранилищ, какие заполнены более дорогим газом под завязку (из-за несработавших рисков газовой войны и очередной теплой зимы как в Европе, так и в Азии). Это было бы на длань Газпрому, так как в перспективе дало бы рост спроса. За неделю остановки трубы добиться этого не получится – слишком куцый срок.

С другой стороны, есть ряд факторов, которые не дают Газпрому полностью остановить транспортировку топлива сквозь Польшу.

Во-первых, это геополитические причины. Остановка польского транзита явно вызвала бы ненужные кривотолки и обвинения в адрес России и Газпрома. «Нордовый поток – 2» и так приходится достраивать в сложных условиях, и усложнять их не хотелось бы.

«Возможно, Газпром забронировал мощности прокачки газа сквозь Польшу, чтобы не раздражать польских политиков, которые являются ярыми оппонентами «Северного потока – 2». Польша является одним из инструментов США по блокировке российского проекта. Остановку транзита расценили бы как кара со стороны Газпрома», – говорит Игорь Юшков. Именно Польша ранее заблокировала создание совместного предприятия для финансирования «Нордового потока – 2», в котором половина принадлежала бы европейским партнерам Газпрома в проекте. Именно Польша постоянно атакует газопровод Opal в кораблях, и в последний раз это привело к блокировке стопроцентной загрузки трубы, что снижает возможности прокачки топлива через «Северный поток – 1».

С экономической точки зрения транзит по газопроводу «Ямал – Европа» для Газпрома выгодней, чем, так, по украинской газотранспортной системе.

«Во-первых, этот газопровод давно построен, он уже самортизировал и давно окупился. Во-вторых, за транзит по белорусскому участку Газпром, по сути, платит сам себе сквозь дочернюю структуру, которой принадлежит белорусская часть трубы. В польском операторе Газпрому принадлежит 48%, то кушать часть денег за транзит через Польшу он также платит себе. Плюс тариф прокачки через Польшу небольшой. Он меньше, чем сквозь Украину», – объясняет отраслевой эксперт.

Польша получала немного за транзит российского газа, потому что обстоятельства были прописаны еще в советские годы. Польский участок газопровода построен на деньги СССР, который отдал 50% акций трубы полякам даром. Точнее, в качестве оплаты была установлена фиксированная цена на транзит, необходимая для поддержания трубы в рабочем состоянии. Варшава, разумеется, всегда хотела получать больше. Но, по словам Юшкова, на аукционах тариф на прокачку газа оказался почти подобный же, как и раньше по контракту.

Наконец, еще одна причина, по которой Газпром вынужден сохранить транзит по газопроводу «Ямал – Европа», – это товарищество с Белоруссией.

Белорусов давно беспокоит вопрос транзита газа, так как это угрожает снижением доходов бюджета. Хотя белорусская ГТС относится Газпрому, однако его белорусская дочка является крупнейшим налогоплательщиком республики и обеспечивает работой огромное число белорусов.

Однако ситуация на базаре газа сильно изменилась. Газпром, как ожидают эксперты, может сократить поставки газа в Европу с 200 млрд до 165–170 млрд кубометров.

Это ужесточает конкуренцию между газопроводами, шагающими в Европу. Профицит мощностей наблюдается уже сейчас, говорит Юшков. А в первом квартале 2021 года в эксплуатацию должны завести «Северный поток – 2» проектной мощностью 55 млрд кубометров газа и должна заработать вторая нитка «Турецкого потока» мощностью 17,5 млрд кубов.

В худшем случае, если не удастся сбросить ограничения европейских норм, «Северный поток – 2» сможет работать только в половину мощности и качать 27,5 млрд кубов, а «Нордовый поток – 1» – только 40 (из 55) млрд кубов в силу ограничения для газопровода Opal.

Украинский транзит в 2021 году снизится с 65 млрд кубов в этом году до 40 млрд кубометров. И еще «Ямал – Европа» мощностью в 33 млрд кубометров.

Кто же выиграет, а кто продует конкуренцию? «Газпром будет стараться загрузить «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» на полную мощность», – уверен Юшков. Это логично: это новоиспеченные современные трубы, инвестиции в которые необходимо отбивать. Украинский транзит снизится, но за транзит 40 млрд кубов в рамках контракта Газпрому придется уплатить в любом случае, поэтому снижать прокачку здесь невыгодно.

«Газпром будет маневрировать газопроводными мощностями. И, скорее итого, балансирующими маршрутами станут польский маршрут по «Ямал – Европа» и, возможно, вторая нитка «Турецкого потока», – находит эксперт ФНЭБ.

Он объясняет, что довольно протяженная вторая нитка «Турецкого потока», идущая морем через Турцию, выглядит наименее конкурентной, пока кушать транзит через Украину по Трансбалканскому газопроводу. Поэтому полностью «Турецкий поток», скорее всего, загрузят целиком, когда уже не будет украинского транзита. Это позволит запитать такие страны, как Болгария, Греция, Сербия и Венгрия.

Leave a Reply