Чиновники «профукали» почти триллион из бюджета: данные Счетной палаты ошарашивают

Чиновники «профукали» почти триллион из бюджета: эти Счетной палаты ошарашивают

Неэффективность расходов растет соразмерно кризису

Председатель Счетной палаты выступает в Госдуме перед депутатами и объявляет, сколько денежек из госбюджета было профукано, пущено на ветер или потрачено не так, как вытекало.

Итоги потерь по 2016 году председатель Счетной палаты Татьяна Голикова огласила на прошлой неделе: 965,8 млрд руб. Это на 87% больше того, что профукивалось в 2015-м и 2014 годах.

Чиновники «профукали» почти триллион из бюджета: данные Счетной палаты ошарашивают
фото: pixabay.com

В 2014-м и 2015 годах мы теряли образцово по 500 млрд бюджетных рублей. В 2016-м государственные структуры профукали почти триллион. Примерно 6% всего государственного бюджета.

Первые лица страны постоянно заявляют о необходимости повышать эффективность бюджетных расходов. Президент Путин два года назад даже выпускал специальные поручения на сей счет.

Но эта самая эффективность только упадает. Причем резко. За один год — почти вдвое.

Общая сумма потраченных с нарушениями бюджетных оружий, объявленная Голиковой, выводится на основании проверок ГРБС — основных распорядителей бюджетных средств, то есть федеральных министерств и ведомств.

Итоги этих проверок Счетная палата основы подводить в мае, часть отчетов опубликована. Из этих отчетов неплохо видно, каким образом бюджетные деньги профукиваются.

Росмолодежь неправомерно израсходовала 4,9 млн руб. на информатизацию и на 3 млн заключила соглашения на медицинское страхование для своих сотрудников по высшим категориям «Топ», «Бизнес» и «Стандарт», желая «указанные расходы не относятся к расходным обязательствам федеральных органов исполнительной воли».

Роспечать неправомерно израсходовала на информатизацию 56 млн и накупила в два раза вяще, чем было положено, лазерных принтеров, потратив на них 3,37 млн. Принтеры однако не использовались 4 месяца, стояли без дела, то кушать не очень-то были нужны. Всего за ней — 60 млн 209 тыс. неэффективно потраченных оружий.

Минкомсвязь — нарушения на 50,252 млн. Из них 1 млн неправомерно потрачен на информатизацию.

Бюджетная отчетность Минвостокразвития признана недостоверной. В бухгалтерском учете аудиторы не заметили 8 земельных участков на сумму 1,6 млрд, которые министерство передало в аренду акционерным обществам, и программное обеспечение, приобретённое министерством за 2,1 млн руб.

МВД — нарушения на 6 млрд 823 млн. Тут тоже самой неэффективной очутилась информатизация. В нарушение правил, установленных специальным постановлением правительства, почти 40 контрактов было заключено до принятия Плана информатизации МВД. Желая должно быть наоборот.

В Минюсте сверх установленной численности создано Управление транспортного обеспечения, штат — 80 человек. В 2016 году на их зарплату удалилось 59 млн. На информатизацию неправомерно потрачено 45,3 млн. Бюджетная и бухгалтерская отчетность недостоверны. Итого за 2016 год выявлено нарушений на 126 млн 469 тыс. руб.

7 из 11 объектов капстроительства, строящихся за счет оружий, выделенных Министерству культуры, не введены в эксплуатацию (Музей-заповедник на Соловках, парк «Александрия», ансамбль-памятник «Летний сад» и Домик Петра I, дом для Омского музея изобразительных искусств, комплекс «Омская твердыня», Центр культурного развития в Каргополе). Не введены в эксплуатацию два объекта, ввод каких предусматривался в 2015 г. (театрально-художественные мастерские в Москве и Курский госцирк). За 2016 год объем недостроя возрос на 22% и составил 50,3 млрд руб. Бюджетная отчетность министерства признана недостоверной. Нарушения выявлены на 473 млн. 189 тыс.

Объем недостроя Федеральной службы судебных приставов — 324 млн руб. 543,7 млн потрачено на информатизацию в отсутствие утвержденного плана информатизации. Итого нарушения на 770 млн 403 тыс. руб.

ФСИН потратила на проектно-сметную документацию 0,9 млрд руб., но ее даже не востребовала. Не завершено стройка двух следственных изоляторов «по европейским» нормативам — в Питере и Белореченске. Доходы от труда узников переводились в коммерческие банки, а не на счета получателей бюджетных оружий. Бюджетная отчетность недостоверна. Всего обнаружено нарушений на 3 млрд 455 млн.

Центральный аппарат ФАС нарушал правила госзакупок на всех этапах. Заместителям директора ФАС бывальщины выплачены компенсации за отказ от пользования служебным автомобилем в всеобщей сумме 1,13 млн руб. за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзаказа. За счет субсидии на госзаказ антимонопольщики еще и накупили страховок КАСКО на свои машины — на 1,62 млн. Итого выявлено нарушений на 31 млн.

Общий объем финансовых нарушений в Росимуществе составил 2,5 млрд руб. Бюджетная отчетность недостоверна. «Выявлены факты непринятия мер по защите имущественных заинтересованностей РФ, занижения ставок арендной платы, неоформления аренды на аграрные участки, негативно влияющие на доходы федерального бюджета».

Обобщенной суммы нарушений у Минобрнауки Счетная палата не дает, но утраты, по всей видимости, огромные, потому что нарушений — масса, причем чистосердечно наглых. Например, с грантами.

Приказом президента установлено, что 2400 студентов с выступающими способностями должны ежегодно получать президентские гранты. Но Минобрнауки разрешило, что в 2016 году только 1172 студентов достойны грантов. На то, чтоб их выплатить, из бюджета было выделено 384 млн руб. Но даже эти денежки Минобрнауки зажало. Выдающиеся способности в итоге получили меньше трети возложенного — всего 102,8 млн.

У Россвязи нарушений на 6,1 млрд руб. Федеральное агентство взяло на себя бюджетные обязательства перед ПАО «Ростелеком», превышающие лимиты на такую образцово сумму.

Ростуризм не завершил ни одного из 16 туристическо-рекреационных кластеров, запланированных Федеральной целевой программой. Итого выявлено нарушений на 2 млрд 395 тыс.

У Росжелдора нарушений за 2016 год — на 26 млн руб. Разработанная по заказу ведомства за 4 млрд проектная документация восемь лет валяется невостребованной — на мост сквозь реку Лену в районе Якутска и на строительство железной пути Полуночное—Салехард.

Подведомственные Минэнерго предприятия сдавали государственные площади и дома в аренду частным фирмам. В здании ФГУП «Хозрасчетная автобаза» Минпромэнерго РФ, так, работает теперь коммерческий автосервис.

Достоверность бюджетной отчетности Минстроя не подтверждена в доли вложений в недостроенные объекты на сумму 3,7 млрд. Прочих нарушений выявлено на 295 млн рублей.

Минтранс в 2016 году раскатался в Крыму. Там действует программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта и электричек. Для ее реализации создана ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Выделенные на программу 4,9 млрд руб. ПАО возложила в банк. Они ей принесли доход 536 млн. Но за это время цены на базовые модели автобусов и маршруток, какие предполагалось покупать по программе, выросли на 40%. И в результате ПАО смогло приобрести только 441 единицу техники вместо 885, как было запланировано. Тех денежек, что ей были выделены из госбюджета, больше ни на что не хватило.

Минсельхоз не гарантировал половины показателей программы развития сельского хозяйства. Введена недостоверность бухгалтерской отчетности. Нарушений — на 90 млн.

У Рослесхоза выявлено нарушений на 1 млрд 211 млн. В подведомственном ему ФГБУ «Рослесинфорг» зарплата главу в 7,73 раза превышала среднюю зарплату работников — на 1,1 млн руб. (!)

Доходы Роснедр за 2016 год — 54,8 млрд руб. Потрачены эти денежки на что угодно, только не на «воспроизводство минерально-сырьевой базы и геологическое изучение недр». Из 94 показателей госпрограммы не достигнуты 68 — в частности, 15 из 16 показателей по приросту ресурсов и резервов углеводородного сырья и 48 из 53 показателей по твердым здоровым ископаемым.

Росприроднадзор купил за 1,8 млн беспилотный летательный комплекс самолетного образа для «контрольно-надзорной деятельности на Байкальской территории». Его отвезли в Москву, в центральный аппарат ведомства, по направлению он не используется.

Нарушения в расходовании бюджетных средств у Росреестра — на 1 млрд. 469 тыс.

У Минприроды нарушений на 75,1 млн руб.

У Росводресурсов — на 503 млн.

У Росрыболовства — на 97,4 млн.

Список этот можно продолжать и продолжать.

Но тяни он — про одно и то же. Про то, как государственные люди безответственно обращались с нашими денежками в 2016 году и пускали их на ветер.

* * *

Счетная палата испытывает финансовые документы: сколько пришло денег и сколько удалилось. Если в документах не сходятся цифры или не соблюдены правила, регламентирующие те или другие бюджетные расходы, она фиксирует нарушения. Целесообразность самих этих расходов и последний результат, в который они воплотились, не проверяются.

Пример — информатизация. Счетная палата чуть ли не во всех ведомствах помечает неправомерные миллионные расходы. Потому что сначала нужно было утвердить План информатизации ведомства, а после тратить на нее деньги. А делалось все наоборот. Поэтому Счетная палата усматривает нарушение в расходовании бюджетных оружий.

Аудиторы, однако, не проверяют, да и не могут проверить, что конкретно было сделано на эти неправомерные затраты. Стоило оно таких денег? Или не стоило, и на деле информатизация вышла самая примитивная — трудится через пень-колоду, претензий масса, и если поговорить со специалистами, выяснится, что подобный же объем работ выполняется втрое дешевле?

Другой образец — объекты капстроительства. Счетная палата не проверяет, какие стройматериалы бывальщины для них куплены — те, что указаны в документах ведомства, или какие-то другие? И толщину стен этого объекта она не измеряет. И площадь. А там все может быть совершенно не так, на этих объектах, как указано в финансовых документах, где формально все цифры сходятся. Даже не может быть, а скорее итого — не так.

Или еще пример — НИОКР.

Министерство, скажем, спорта заказывает научные изыскания каких-то супер-пупер-тренировочных стратегий. Откуда аудитору знать, необходимы такие исследования или это полная лажа, никаких супер-пупер-стратегий не есть? Если такое исследование заказано по всем правилам госзакупок и оплачено по бюджетной статье на НИОКР, он никаких нарушений не помечает.

В реальности неэффективные траты бюджета гораздо выше цифр Счетной палаты. «Умножай на пять», — посоветовали «МК» сотрудники одного из федеральных ведомств, отметив, что это шутка, разумеется, но в каждой шутке есть чья-то доля, да.

Неэффективные затраты — мутная вода, в которой чиновники ловят рыбу.

Они ее для того и баламутят, чтоб той или иной схемой часть бюджетных денег перенаправить себе в карман.

Тот факт, что в 2016 году неэффективные затраты бюджета выросли почти вдвое, скорее всего объясняется тем, что государственные люд наконец ощутили на собственном кармане рост курса доллара.

В 2014 году доллар стоил 32–33 рублевки, осенью стал расти, в декабре подошел к 57–60 рублям и с тех пор там и остается. То кушать с конца 2014 года он вырос примерно на 87%.

Соответственно, и чиновникам, какие отщипывают от бюджета средства, приходится отщипывать на 87% вяще, чтоб поддерживать привычный свой уровень благосостояния.

Они ведь денежки свои не в России тратят. Да и в России цены тоже вытянулись пропорционально падению рубля. Так что хочешь не хочешь, а неэффективность пришлось наращивать.

В 2015 году еще работала сила инерции. Государственные люди держались на старых резервах, оставалась надежда, что рубль отыграет позиции. Но в 2016-м отходить уже было некогда. Чиновникам стало ясно, что рубль упал надолго, и старые 500 млрд неэффективных бюджетных расходов эффективно подтянулись к триллиону.

Неплохая новость — в том, что они не стали забирать из госбюджета больше той суммы в твердой валюте, какую брали прежде.

Берут ровно столько же. По-честному. Им излишнего не надо.

Leave a Reply