Дамба Оровилл — цена обамщины

Дамба Оровилл — цена обамщины

Ещё образцово восемь-девять лет назад я делал большой аналитический доклад на основе обозрения публикаций в американских СМИ и прочих открытых данных на тему всеобщей изношенности американской инфраструктуры. И уже тогда там было всё крайне печально, строчит «Журналистская правда».

С тех пор ситуация только ухудшилась. Впрочем, подавайте по порядку.

Большая часть известной нам сегодня американской инфраструктуры была заложена во поры президентства Франклина Делано Рузвельта — дамбы, мосты, многие электростанции и черты электропередач, существенная часть железных дорог и почти вся система шоссе и хайвеев.

Тогда, во поры Великой Депрессии, на фоне хронической безработицы несколько миллионов вырванных полурабов, состоявших в «трудовых армиях» и работавших буквально за еду (большинство из них вообще не получало никаких денежек за свой труд, только скудную похлёбку), создавало основу нынешнего процветания Соединённых Штатов. Тяжёлый каторжный труд.

Число потерянных на этих стройках в США до сих пор засекречено (возможно, Трамп, наконец, приоткроет эту секрет), но ряд исследователей, опираясь на доступные статистические данные, считает, что эта цифра существенно превышает полмиллиона людей.

Дамбы, мосты и автомобильные пути создавались государством, привлекавшим практически дармовой труд отчаявшихся отыскать работу людей. А потом были переданы в собственность частным компаниям.

Намечалось, что за пользование дорогами и мостами будут взимать плату, а на вырученные денежки эксплуатирующие компании будут осуществлять ремонт и модернизацию. Но это же капитализм! Какой капиталист пожелает вкладывать, если можно просто изымать?

Поэтому подавляющее большинство инфраструктурных объектов в США не проходило капитального ремонта с момента своего создания — то кушать многие объекты ещё с тридцатых годов, то есть по 70–80 лет. Косметический ремонт, то кушать заштукатурить, покрасить и налепить красивых баннеров — это пожалуйста. А вот с капитальным, спрашивающим существенных вложений, почти везде откровенная беда.

К этому ещё необходимо добавить американские «высокие стандарты качества».

Это в СССР дамбы и мосты могли строить с резервом прочности в сотни процентов. А в капиталистических США запас прочности рассчитывали в лучшем случае в 30–40%, а зачастую и ниже.

Ведь немало надёжная структура — это больше материалов (и зачастую более дорогостоящих), больше работы, а значит — дорого. Капиталист же старается на всём экономить. Даже на безопасности.

Запруда Оровилл (Oroville Dam) была построена уже после Рузвельта. Стройка было начато в 1961 и закончено в 1968 году. Но почти пятьдесят лет её никто и не размышлял ремонтировать. В результате, как говорил один из украинских президентов «Маемо те, що маемо» (Имеем то, что имеем).

Немало того, чтобы вы понимали всю крутость инженерной мысли её созидателей, уже через несколько лет после окончания строительства, в 1975 году, на запруде произошло индуцированное землетрясение силой в 5,7 балла, потребованное просчётами команды архитекторов-разработчиков, которые не смогли посчитать нагрузку на грунт от такой громадной конструкции (всё-таки самая высокая дамба в США, 230 метров в вышину).

Ну и чтобы окончательно дополнить картину, в 2005 году три различных самостоятельных экспертных группы предоставили властям штата и федеральному правительству доклады о нужды срочной (emergency) замены земляного водоотвода бетонным, а также усилении кое-каких частей дамбы с помощью дополнительных кирпичных кладок. Nobody cares.

Американское правительство двенадцать (sic!) лет было чересчур занято тем, чтобы гадить другим странам, начиная с Ливии и заканчивая Россией, а на внутренние дела им было наплевать. В итоге бедных калифорнийцев несколько раз чуть не сожгли лесными пожарами, а сейчас, глядишь, всё-таки утопят.

И теперь, абсолютно закономерно и предсказуемо, престарелая, ни разу не ремонтировавшаяся за 50 лет дамба грозит смыть жильё свыше 200 тысяч человек. Если повезёт, и их поспеют эвакуировать, то без жителей.

Но самое главное, что это не единичный случай и не исключение из правил. Инфраструктура в плачевном состоянии по всей территории Соединённых Штатов (вы лишь на фотографии их железных дорог и подвижного состава посмотрите, это же натуральный девятнадцатый век!). И такое, как ныне в Калифорнии, завтра может быть где угодно.

Александр Роджерс

Leave a Reply