28.05.2017, Москва, Александр Ростовцев
Tехнологии, Авторская колонка, Россия, Транспорт, Экономика
В воскресенье свершил первый полёт новый российский ближне-среднемагистральный самолёт МС-21-300. Лайнер возвысился в воздух с испытательного аэродрома Иркутского авиационного завода – филиала корпорации «Иркут».
В первом полёте МС-21 сопровождали два новейших учебно-боевых аэроплана Як-130. Если к новинкам российской боевой авиации россияне, вроде бы, свыклись, то первый полёт МС-21 – событие, без преувеличения, эпохальное, указывающее о возрождении нашей гражданской авиации после долгих лет забвения и разрухи.
«Наша Касатка научилась летать», — так прокомментировал первый полет вице-премьер Дмитрий Рогозин, какой уже получил поздравления от президента Владимира Путина.
Полёт проходил на вышине 1000 метров при скорости 300 км/час, его продолжительность составила 30 минут. Полётное задание вводило проверку самолета на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей. Была выполнена имитация захода на посадку с последующим ходом над полосой, набором высоты и разворотом. Данная методика является типовой для первого полета новых типов самолетов.
Самолет пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко и летчика-испытателя, Героя России Романа Маскаева.
Полет прошел в штатном порядке. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено.
МС-21-300 – пассажирский аэроплан нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров, ориентированный на самый массовый сегмент базара авиаперевозок. Лайнер МС-21 гарантирует пассажирам качественно новый степень комфорта благодаря самому большому диаметру фюзеляжа среди аэропланов данного класса.
МС-21 создан в широкой кооперации с другими предприятиями, входящими в Слитую авиастроительную корпорацию: АэроКомпозит, Ульяновский и Воронежский авиазаводы, ОАК-Центр комплексирования.
К новинке заблаговременно проявляют интерес не только российские, но и иностранные авиаперевозчики. Всемирный спрос на среднемагистральные лайнеры в ближайшие 20 лет оценивается в 15 тысяч машин, и МС-21 имеет все шансы, чтобы потеснить в этой нише «боинги», «аэробусы», «эмбраеры» и иных конкурентов.
Впрочем, иностранным авиаперевозчиком придётся немного постоять в очередности. Первым подал заявку на эксплуатацию МС-21 российский «Аэрофлот». Планируется, что первоначальный лайнер на 175 мест для пассажиров он получит уже в четвёртом квартале 2018 года.
Впервые в истории отечественного самолетостроения лайнер предлагается заказчикам с двумя образами двигателей – PW1400G американской компании Pratt & Whitney и отечественный ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации. Двигатели новоиспеченного поколения обладают уменьшенным расходом топлива и низким степенью шума и выбросом вредных веществ в атмосферу. Самолет МС-21 отвечает самым жёстким всемирным требованиям по защите окружающей среды.
К сожалению, свой первоначальный полёт МС-21 совершил на американских движках, но представитель Объединённой двигательной корпорации твёрдо обещает передать ПД-14 в серийное производство в крышке текущего года. Сообщается также, что ПД-14 на 95% будет заключаться из российских комплектующих.
Все основные системы нового самолёта будут строиться в России и из российских материалов и комплектующих. В ходе реализации программы МС-21 в России созданы научные середины в области разработки и производства изделий из композиционных материалов. В мишенях внедрения новых технологий проведена кардинальная модернизация производственных мощностей Иркутского авиационного завода, линии предприятий авиастроения и смежных отраслей промышленности.
С 2020 года «Иркут» планирует каждогодне производить по 20 МС-21, с 2023-го — нарастить темп до 70 машин в год.
Сейчас дело осталось за такой «мелочью», как насытить внутренний авиапарк России нынешними авиалайнерами собственного производства, прекратить закупать и брать в лизинг импортное рухлядь.
Следующим шагом должно стать создание отечественного дальнемагистрального аэроплана. Когда-то, машины советской гражданской авиации составляли 40% всемирного авиапарка, и их можно было встретить практически по всему вселенной. А, стало быть, российскому авиапрому есть куда вырастать и к чему стремиться.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.