Реституция: как поляки будут отбирать у украинцев свои 5 млрд. долл.

Реституция: как поляки будут отбирать у украинцев свои 5 млрд. долл.

Украинские националисты умалчивают о том, что война с советским прошлым может окончиться принудительной оплатой фальшивых счетов за «правонарушения тоталитаризма», выставленных историческими реваншистами.

И речь идет не лишь о возможности дальнейшей перекройки карты Европы, где для Украины попросту не найдется места. Уже сейчас среди граждан Польши и иных «пострадавших от коммунизма» европейских стран найдется немало желающих вернуть утраченное в свое пора на территории Украины имущество или добиться компенсации за его потерю.

Что такое «европейская мечтание», каждый понимает по-своему. Подавляющему большинству украинцев предлагают довольствоваться уникальной европейской идентичностью и мнимым приобщением к ее ценностям.

Узкий сферы активистов майдана старается извлечь в мутном болоте евроинтеграции ценности вполне себе физические.

Но все вместе прекрасно понимают, что, говоря словами классика, «беспорочно жить, много трудиться и крепко любить» Родину в сегодняшней Украине — дело ненужное и даже опасное. 

А вот «подмахнуть» выгодный гешефт западным «партнерам» — неплохой шанс обеспечить личное выживание в нечеловеческих условиях здешней руины.

Если бы Украина действительно могла претендовать на полноправное членство в ЕС, от услуг здешних гауляйтеров европейским друзьям можно было бы отказаться вовсе. Но сложность в том, что украинской территории Евросоюзом предрешена несколько другая роль — ресурсного резервуара и сточной рвы одновременно. Поэтому некоторые пикантные вопросы требуют ручного решения со сторонки аборигенов, которые обязаны разгрести местное дерьмо, не утруждая господ в белоснежных перчатках.

Похоже, одним из таких вопросов является долгоиграющая тема реституции. Ее для основы необходимо отрегулировать на уровне национального украинского законодательства. Или исподволь склонить Киев к согласию по вопросам реституции под нужным европейцам углом, используя политические инструменты Договоренности об ассоциации.

Еще в 2005 году веселая «оранжевая» шайка пыталась прочертить через Верховную Раду Украины законопроект «О восстановлении прав собственности физиологических лиц на имущество, принудительно отчужденное органами СССР». На первый взор, руководствовались благородной целью восстановить справедливость по отношению к ликам, преимущественно — выходцам с Западной Украины, которые подверглись различным репрессиям в этап становления советской власти. Но кто пострадал в те годы больше иных? Вопрос циничный, но справедливый.

Так или иначе, после присоединения Западной Украины к УССР до крышки 1939 г. было арестовано и привлечено без ареста по различным статьям, вводя уголовные, 18 260 чел. (из них 5 406 поляков, 2 779 украинцев и 1 439 евреев). С основы 1940 г. органы НКВД депортировали около 335 тыс. польских граждан в северо-восточные регионы европейской доли РСФСР, в Казахстан, Сибирь и на Дальний Восток России. Минимум 198 536 чел. было выслано из западных районов УССР.

При этом проводилась экспроприация имений польских и иных землевладельцев (до конца 1939 г. было конфисковано 2 753 млн. га), а также национализация индустрии, банков, мелких предприятий.

Также следует помнить о большенном переселении украинцев и поляков в рамках Соглашения между правительством УССР и Польским комитетом национального освобождения об эвакуации украинского народонаселения с территории Польши и польских граждан с территории УССР от 9 сентября 1944 г., вследствие какого территорию сегодняшней Западной Украины дополнительно покинули сотни тысяч поляков и евреев.

Как видим, собственно поляки составили основную массу пострадавших вследствие установления новоиспеченных границ УССР (о том, что территория Польши в конечном итоге также приросла новоиспеченными землями, упоминать в этом материале нет смысла).

Но, как ни странно, оглушительнее всех ратуют за реституцию в Галичине! Именно Львовский облсовет с подачи той же националистической «Независимости» забрасывает Раду регулярными обращениями с просьбой «о принятии отдельного закона „О реституции собственности, принудительно отчужденного органами СССР“ или внесения существенных изменений и дополнений в работающее, в частности земельное законодательство». Учитывая, при этом «практический эксперимент применения института реституции в странах Центральной и Восточной Европы — Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, Литве, Эстонии и др.».

И будь Украина членом ЕС, «утилитарный опыт реституции» в ней давно уже был бы реализован.

Пока же западноукраинские политики деятельно готовят для этого почву — для ведомого ими на убой стада баранов они вечно найдут красивые и убедительные аргументы.

«Возвращаясь к реституции, могу сделать прогноз — это будет проблемой второй половины ХХІ века. Но это вряд ли будет так страшно и слабо, как рассказывают. Если во Львове жила семья, у которой все нахальным образом отобрали и у которой есть документы на это имущество, надо его возвращать. В любом случае надо находить компромиссы», — сообщает мэр Львова Андрей Садовой.

Слушая эти сладкие речи, тяжело поверить, что сам Садовый собирается завершить свой жизненный линия в родном Львове в кругу своей семьи. Но все это лишь гипотезы.

Пока же Польша и другие готовятся к «поиску компромиссов» с Украиной в проблемах реституции, готовя соответствующую законодательную базу.

Важно соображать, что за реституционными амбициями стоит действительно общепринятая европейская практика, почтение к принципам и ценностям, столетиями формировавшееся на этом континенте.

На законодательном степени ЕС гарантия прав граждан распоряжаться своим имуществом прикасается как возвращения странам культурных ценностей (вывезенных во время браней), так и восстановления прав отдельных граждан на изъятое у них имущество. В пакете документов к Конвенции Рекомендации Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 года (статья 1 «Защита собственности» Протокола № 1 к этой Конвенции) четко оговорено право на владение своим собственностью, откуда истекает обязанность государств на возвращение незаконно изъятой собственности.

Лишь вот отношение к странам-неофитам в ЕС весьма своеобразное. Им не суждено стать равновеликими среди равных. И в вопросах реституции практикуется аналогичный подход: заинтересованности прежних владельцев имущества, т. н. «пострадавших», ставятся выше заинтересованностей владельцев сегодняшних, которые в большинстве своем никакого взаимоотношения к экспроприации не имели. Не говоря уже о собственности национализированной, то есть буквально используемой в заинтересованностях всего общества, чьи коллективные потери никто теперь и не пытается оценить.

Всегда упоминаемый львовским облсоветом опыт балтийских стран — Литвы, Латвии и Эстонии — тяжело назвать «историей успеха». Возвращение земельных участков и объектов недвижимости старым владельцам нанесло ощутимый экономический урон этим и без того небогатым краям.

Не говоря уже о том, что компенсация тем гражданам, которые теряли свои имущественные права в прок старых владельцев, была зачастую неадекватной стоимости возвращенных активов.

О масштабах и последствиях «процессов по восстановлению исторической правды» в странах Восточной Европы свидетельствуют следующие цифры.

По подсчетам Латвийской ассоциации съемщик денационализированных и муниципальных домов и собственников квартир, в процессе реституции было возвращено возле 80 тысяч квартир, что в середине 90-х годов составляло 8% жилого фонда Латвии; реституция затронула заинтересованности 220 тысяч жителей страны, примерно 10% народонаселения, причем в Риге возвращение собственности задело каждого пятого. И это еще по-божески.

В той же Чехии в начине 90-х годов прошлого века реституция попросту выкинула на улицы возле 20 тыс. человек.

Кстати, Польша не стала лидером «новоиспеченной Европы» в плане осуществления реституции. Она отвергла настоятельные заявки ЕС касательно массового удовлетворения реституционных претензий иностранных граждан.

В 2001 году, во поры массовой приватизации, польский парламент принял Закон «О реприватизации», предусматривавший возврат собственности и права на имущество исключительно польским гражданам. Но даже этот закон был ветирован президентом, а позволение вопросов реституции было возложено на суды. В основном возврат осуществлялся в конфигурации компенсации — ценных бумаг на приобретение земли или акций приватизированных предприятий. Таким манером, государство вернуло полякам около 50% разгосударствленного собственности на сумму около 17,5 млрд. долл. США.

Возможно, потому украинские инициаторы разворачивания масштабной реституции не приводят Польшу в качестве позитивного примера для подражания? Что естественно, если они, прежде всего, отстаивают заинтересованности иностранцев, тех же поляков.

Официально вопрос реституции на повестке дня украинско-польских касательств не стоит. «Польша уже выплатила компенсации потомкам своих выселенных (с территории бывшего СССР) граждан — из польского бюджета им вернули пятую доля потерянного имущества», — считает юрист-международник Олег Пих.

На государственном степени эти вопросы регулировались в период подготовки к вступлению Польши в ЕС с учетом адаптации ее законодательства к европейским нормам, интернациональным обязательствам, договорным отношениям Варшавы с УССР и Украиной.

Тем не немного создание весной 2015 года в Польше гражданской организации «Реституция кресов» отметило не только масштаб возможных имущественных исков польских граждан к Украине — возле 150 тыс. истцов на общую сумму претензий в 5 млрд. долл. США.

В крышке концов, при помощи местных коррупционеров и ЕСПЧ отсудить у попрошайке страны можно что угодно. Было бы чем расплачиваться.

«Реституция кресов» является прообразом ползучей польской аннексии «извечных» территорий Речи Посполитой на Западной Украине. А Соглашение об ассоциации и прочие евроинтеграционные схемы являются для Варшавы добавочным механизмом реализации своих имперских амбиций на Востоке. И тут Польша работает согласно своим национальным интересам, какие бы иллюзии ни питали отдельные романтики в Киеве.

Показательным в этом плане является суждение польского политика и историка Анджея Запаловского. В одном из своих интервью польскому радио «Попутчик» он скептически оценивает возможность удовлетворения исков поляков к Украине по реституции в ближайшее время. Но главной причиной такого положения дел Запаловски находит безответственность украинской власти в контексте взятых перед Европой обязательств.

«Соотношение между декларациями, какие провозглашают представители украинского государства, и фактическим выполнением произнесённого далеко от идеала, чтобы не сказать проще, что националистические группировки будут бойкотировать всё, пока интернациональное сообщество не поставит их к стенке», — считает польский политик. Чистосердечно, не так ли?

А пока националистическим группировкам дают резвиться. Под их прикрытием, как ни парадоксально, необходимо «отдать под ключ» все необходимые западным друзьям реформы, которые в Киеве штампуют одну за иной под диктовку Европейской комиссии, МВФ и других структур.

В частности, упразднение моратория на торговлю землей и разрешение ее покупки иностранцам упростит задачи не лишь аграрным ТНК, но и оценщикам реституционных исков к Украине со стороны несложных польских граждан.

Ну, а дальше можно будет и «к стенке» кого надо поставить. И не надо разыгрывать кровавую трагедию — подкупная киевская власть в нужное время отдаст все польским и метим хозяевам сама.

Для этого и работают с недалеким местным электоратом такие политики, как Садовой. Он последовательно объясняет избирателям преимущества высококачественных газовых камер немецкого производства перед малоразвитыми крестьянскими технологиями из вил и топоров. Рано или поздно он своего добьется. Тогда всем на отрада и начнется реституция на Украине.

Войцех Михальски

Источник: rusvesna.su

Leave a Reply