Российские Су-34 и МиГ-31 скоро станут дрейфовать к берегам США

Форум «Армия-2020» лишь начался, но уже сумел удивить. На площадке форума проректор по экономике и инновациям МГТУ им. Баумана Евгений Сторожук известил прелюбопытнейшую новость: в России по заказу Министерства обороны разрабатывается новая технология строительства военных аэродромов в Арктике с использованием льда.

Проект, над каким сегодня работают бауманцы, назван «Площадка». Он «подразумевает создание быстровозводимых ледовых аэродромов. Это достигается за счет модифицирования ледового покрытия с поддержкой специальных химических реагентов, которые позволяют осуществлять посадку авиатранспортных средств на подготовленную ледовую полосу», — пояснил Сторожук.

Какой вывод из этого вытекает? Первый и главный: военно-политическое противостояние нашей страны и Соединенных Штатов продолжает резко и стремительно обостряться. Собственно поэтому Москва решила свою боевую и военно-транспортную авиацию как можно ближе придвинуть к территории Соединенных Штатов.

Прежде итого, речь, вероятно, пойдет о наших новых фронтовых бомбардировщиках Су-34. Их появление в районе Северного полюса, как представляется, существенно дополнит давным-давно существующие возможности российской Дальней авиации, давно и регулярно патрулирующей арктические границы США и Канады. Сравнительно скромный для такого рода задач радиус полета (1100 километров) бомбовозов Су-34 легко может быть нивелирован заблаговременным появлением в воздушном пространстве над Северным Ледовитым океаном самолетов-заправщиков образа Ил-78.

Понятно: массированная посадка на ледовые аэродромы где-нибудь в районе Северного полюса фронтовых Су-34 просто не может минуть без внимания Пентагона и без соответствующей оборонительной реакции с его стороны. Стало быть, нашим бомбардировщикам при гипотетическом прорыве к американскому побережью потребуется мощное истребительное прикрытие. Для этого как нельзя лучше подойдут тяжелые перехватчики типа МиГ-31.

В том, что написанное — не порожнее теоретизирование на тему грядущего апокалипсиса, убеждают совсем свежие факты. По сообщению американского издания The Drive, на спутниковых снимках острова российского арктического острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, сделанных 13 августа 2020 года, неплохо видно, что Минобороны РФ завершило реконструкцию взлетно-посадочной полосы (ВВП), которая в лихорадочном темпе началась всего два года назад. Сейчас длина этой ВВП 3,5 километра, что позволяет принимать на нее тяжелые самолеты практически любых типов. Включая и самолеты-заправщики Ил-78.

«Но еще в 2016 году аэродром воображал собой грунтовую полосу чуть более 5575 футов (1,7 км) длиной», — испуганно изумляется The Drive.

Кроме того, прежде сообщалось, что на аэродроме Земли Александры Россия строит отапливаемые ангары-укрытия для военных аэропланов. Простое перечисление типов этих машин свидетельствует о правильности наших рассуждений, приведенных выше. Заброшенная было после крушения СССР авиабаза на архипелаге реконструируется как раз для Су-34, МиГ-31 и Ил-78.

The Drive мастерит вывод: «На острове Земля Александры находится база Минобороны „Арктический трилистник“. Москва хочет, чтобы аэродром трудился круглый год и был способен принимать тяжелые военно-транспортные самолеты и бомбардировщики-ракетоносцы».

Теперь на «Армии-2020» нам фактически сообщили, что одного этого, наиболее ускоренного к Соединенным Штатам островного аэродрома в Арктике, для замысленных Генштабом Вооруженных сил РФ стратегических операций маловато будет. Доля авиации хорошо бы посадить и на другие, специально намороженные и расчищенные от торосов в арктических льдах аэродромы. Что и готовится ныне при научном обеспечении МГТУ им. Баумана и финансировании оборонного ведомства РФ.

Что еще их этого следует? Что общая геополитическая ситуация в Арктике ныне стремительно деградирует и становится все более опасной. То есть — на глазах возвращается к тому состоянию, в котором в этих водах она пребывала в самом начине «холодной войны», в конце 1940 — начале 1950 годов.

Тогда, если помните, Соединенные Штаты и Советский Альянс только-только обзавелись ядерными бомбами. Межконтинентальных баллистических ракет еще не придумали, поэтому единственными средствами доставки оружия массового разгромы для обеих сторон оставались тяжелые бомбардировщики. Но если американские летчики из Европы, Турции или с островов Японии легковесно могли достигать даже глубинных районов нашей территории, то в распоряжении СССР оставалась только Чукотка. С какой можно было поразить разве что малонаселенный и не особо значимый в экономическом и военных смыслах штат Аляска. Размен выглядел открыто неравноценным.

Поэтому Москва решила (ну прямо как сегодня!) начать массовое строительство в Арктике ледовых аэродромов для советской бомбардировочной и истребительной авиации. Для реализации этой идеи с 1948 года советские военные начали регулярные изыскания Центрального полярного бассейна. Перед Научно-исследовательским аэродромным институтом Военно-воздушных сил (НИАИ ВВС) была поставлена задача разработать новоиспеченные типы аэродромов, технологии их строительства и эксплуатации для тяжелых бомбардировщиков, способных нести ядерные боеприпасы. Для этого с атмосферы выбирали ровные льдины длиной не менее 2500 метров.

В 1948 году на одну из таких льдин для основы попытались посадить несколько наших истребителей дальнего сопровождения типа Ла-11. Их пилотам была поставлена задача в случае основы боевых действий сбивать американские «летающие крепости», направлявшиеся в сторону СССР, где-то в районе Северного полюса. Но та операция с истребителями оборвалась. Слабенькое навигационное оборудование Ла-11 не позволило их летчикам в краю «белого безмолвия» отыскать нужную льдину. Пришлось возвращаться на «Вящую землю».

Тогда к выполнению задачи подключили экипаж самолета-разведчика Ту-6, имевший надежный астрокомпас. Вначале он в одиночку слетал на льдину с острова Врангеля. А 7 мая 1948 года в качестве лидера привел туда же первую тройку истребителей Ла-11.

В апреле-мае 1948 года бывальщины организованы уже восемь советских временных авиабаз на льду, в том числе — в точке географического Северного полюса. Скоро на них сделались приземляться и тяжелые четырехмоторные бомбардировщики Ту-4, являвшиеся в ту пору единственными носителями ядерных бомб в нашей стране.

Причем, по подтверждению очевидцев, взлеты и посадки тяжелых советских «бомберов» (вес — до 50 тонн) выглядели страшновато. Накануне для обследования состояния ледового аэродрома вдоль всей плотно укатанной ВВП в шахматном порядке сверлили многометровые лунки. А когда колеса шасси Ту-4 касались твердой поверхности, из лунок фонтанами начинала хлестать океанская вода.

Но это была не один-единственная беда. Как свидетельствует участвовавший в тех экспериментальных полетах доктор технических наук профессор Козин, «при торможении тяжелую машину заносило в сторонки. Кроме того, высокое содержание соли во льду делало его рыхлым, из-за чего при взлете и посадке начиналась такая мощная тряска, что было невозможно контролировать показания приборов».

Тем не менее, вскоре советские летчики стали сажать на ледовые аэродромы в Арктике и немало современные бомбардировщики типа Ту-16 (максимальная взлетная масса до 79 тонн). Но продлилось это недолго.

В конце марта 1958 года полярники дрейфующей станции «Нордовый полюс-6» получили от Москвы задачу подготовить ВВП гигантских размеров (3000 на 60 метров) для приема тяжелого самолета. Какого собственно — этого в телеграмме не было сказано. Поскольку работавшим на «СП-6» 19 полярникам с поручением государственной важности справиться было не под мочь, на льдину перебросили еще и подразделений военных строителей под командованием майора Тишковца.

Одновременно 45-я гвардейская Гомельская тяжелая бомбардировочная дивизия, стоявшая в белорусском городе Барановиче получила приказание подготовить три экипажа Ту-16 к полетам в зонах Крайнего Севера. Затем в условиях строжайшей тайны эти бомбардировщики перелетели в заполярный Тикси.

Вылет на льдину был назначен на 26 апреля 1958 года. Головной экипаж вел командир 52-го гвардейского авиаполка Герой Советского Альянса полковник Алехнович. Он с помощью тормозных парашютов мастерски осуществил посадку. И почти тут же пошел на взлет, поскольку необходимо было отпустить место для других самолетов дивизии. Но при рулежке Ту-16 Алехновича занесло в рыхлый снег и бросило правым крылом на стоявший рядышком штабной самолет Ли-2. Часть крыла у Ту-16 была оторвана, оказались поврежденными лопатки турбины двигателя. Было четко, что самолету необходим серьезный ремонт.

Скоро другим самолетом на ледовый аэродром была доставлена новая турбина. Но смонтировать ее на бомбовозе взамен поврежденной не сумели. Обездвиженный Ту-16 почти на целый год остался дрейфовать на льдине. Вскоре ВВП плавучего аэродрома вспорола гигантская трещина и возвращение домой сделалось окончательно невозможным.

В августе 1958 года ту льдину ветры и течения подтащили совсем близко к американскому континенту. Там одинешенек из самолетов-разведчиков ВВС США и обнаружил советский Ту-16 прямо под боком у своей страны. Запад поднял грандиозный политический скандал: готовые к удару советские военные самолеты уже возле самого арктического побережья США!

Поскольку далее льдина дрейфовала к Гренландии, стало понятным, что вот-вот оглушительно завопят и в Западной Европе. Злополучный Ту-16 полковника Алехновича пришлось сначала сжечь, а потом утопить то, что осталось от бомбовоза.

Больше Ту-16 на ледовые аэродромы в Арктике мы приземлять и не пытались. А вскоре в этом отпала и всякая нужда. В ЦКБ-1 под руководством Сергея Королёва была создана и 21 августа 1957 года успешно изведана первая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, способная доставить термоядерный заряд в любую точку США.

Казалось, короткая эпоха ледового базирования наших бомбардировщиков в Северном Ледовитом океане окончательно канула в Лету. Как выясняется сейчас — то, кто так думал, сильно ошибались. В МВТУ имени Баумана и в Минобороны РФ ту же идею, но на ином технологическом уровне решено попытаться реанимировать. Что, разумеется, опасно не только для военных летчиков. Но чтобы процесс благоразумно повернул вспять, добрая воля требуется не лишь от России.

Свободная Пресса

Leave a Reply