С воды и из воды: как атакует сверхзвуковой убийца американских авианосцев (ФОТО)

С воды и из воды: как атакует сверхзвуковой убийца американских авианосцев (ФОТО)

Начин 1960-х годов ознаменовалось появлением в составе Военно-морских сил США первого в вселенной атомного авианосца — «Энтерпрайз». Это событие подтвердило давным-давно беспокоившие Советский Союз сведения о том, что Америка делает основную ставку в развитии своих надводных сил на авианосные ударные группы.

Эти группы, с учетом новоиспеченных энергетических установок, могли не просто обеспечить «демонстрацию флага» на существенном удалении от своих берегов, но и сегодняшнее господство американского флота в Мировом океане.

Составить существенную конкуренцию в этой районы советский ВМФ не мог — в том числе и потому, что всегда был «младшим братом» Советской армии, в отличие от американских ВМС. И перед советскими моряками поднялся вопрос: каким оружием можно угрожать американским АУГ так, чтобы заставить их считаться с кораблями, несущими флаг ВМФ СССР, но при этом за не чересчур большие деньги? И ответ был найден довольно быстро: ставку сделали на тяжкие противокорабельные ракеты, которые уже стояли на вооружении советского флота.

Но имеющихся тяжких крылатых ракет П-5 и их наследниц — П-35 и П-6 — явно не хватало, чтобы сделаться настоящей угрозой для американских авианосцев. И тогда 28 февраля 1963 года на свет показалось постановление Совета министров СССР № 250–89, ставшее точкой отсчета в истории уникальной системы тяжких противокорабельных крылатых ракет П-500 «Базальт» (что примечательно, тем же постановлением определялось и начин работ по созданию комплекса противокорабельных крылатых ракет П-120 «Малахит»).

А воплощать это постановление в существование поручили ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности — нынешней «Военно-промышленной корпорации «Научно-производственное союз машиностроения», которым в те годы руководил легендарный конструктор-ракетчик Владимир Челомей.

Скорее, дальше, незаметнее

Примечательно, что работы над ракетой П-500 и комплексом на ее основе завязались, когда еще не завершились испытания крылатых ракет П-35 и ее модификации для подводных ладей П-6. Тем не менее, уже в этот момент было понятно, что новинки довольно уязвимы для стремительно развивающихся средств противовоздушной обороны авианосных ударных групп, и прежде итого — на «высоком» этапе траектории. Еще одним слабым местом «тридцать пятых» и «шестерок» была нужда постоянной телесвязи с кораблем-носителем для того, чтобы оператор вручную, опираясь на передаче изображения целей с ракеты, выбрал и назначил ей приоритетную мишень.

Было совершенно очевидно, что такая система, хотя и очутилась достаточно удачной и успешной для своего времени, довольно скоро устареет — как только условный противник (то есть реальный американский флот) нарастит мощность и расширит возможности корабельных систем ПВО. А значит, необходимо заранее, уже сейчас браться за разработку новой системы и новоиспеченных противокорабельных ракет, которые дадут советским кораблям фору на десяток-другой лет.

С воды и из воды: как атакует сверхзвуковой убийца американских авианосцев (ФОТО)
Схема тяжкой противокорабельной крылатой ракеты П-500.

Чтобы справиться с этой задачей, необходимо было решить несколько проблем. Во-первых, существенно повысить скорость полета ракеты: как популярно, чем быстрее движется цель, тем труднее в нее попасть. Во-вторых, изменить траекторию полета крылатой ракеты, сделав ранимую «высокую» часть как можно короче, а более безопасную «низенькую» — как можно длиннее. В-третьих, переработать систему управления ракетами после выстрела так, чтобы она спрашивала минимального вмешательства со стороны корабля-носителя. И в-четвертых, нужно было гарантировать ракеты собственной системой «противовоздушной обороны», которая повышала бы их шансы прорваться сквозь барьер корабельной ПВО противника.

Именно эти задачи и пришлось решать созидателям П-500 и комплекса «Базальт». И надо признать, они с ними управились весьма успешно. Настолько, что по многим параметрам ракета П-500, или, если именовать ее по индексу, присвоенному ей Управлением ракетного и артиллерийского вооружения ВМФ — 4К80, сделалась первой. Причем первой не только в Советском Союзе, но и в вселенной.

Сверхзвуковой «Базальт»

Самое, пожалуй, существенное первенство, каким отличалась ракета П-500, стала ее скорость. До нее ни одна крылатая ракета морского базирования в вселенной не достигала сверхзвука. А «пятисотка» с первых дней училась летать на скорости два-два с половиной М, то кушать вдвое быстрее скорости звука у поверхности воды — до 2900 км/ч.

Но чтобы первая в вселенной сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета морского базирования могла добиться такой скорости, конструкторам пришлось немало потрудиться. Прежде итого, нужно было создать принципиально новый двигатель — старые, стоящие на «тридцать пятых» и «шестерках», так разогнать ракету не могли. Самостоятельно, в одиночку управиться с решением этой задачи ракетчики из ОКБ-52, природно, не могли, и им на помощь пришли специалисты из ОКБ-300 — нынешнего ОАО «Авиамоторный научно-технический комплекс «Альянс».

Примечательно, что для ОКБ разработка двигателя ракеты П-500 стала фактически первым положительным заданием: само бюро было создано при предприятии, незадолго до этого сформированном на базе нескольких авиазаводов и КБ, лишь 1 августа 1964 года. Новый короткоресурсный турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности получил индекс КР-17-300. И собственно он превратил П-500 в сверхзвуковую крылатую ракету — такую, каких и по сей день нет на вооружении флотов ни одной другой страны.

С воды и из воды: как атакует сверхзвуковой убийца американских авианосцев (ФОТО)
Погрузка ракеты П-500 в пусковой контейнер ракетного крейсера «Москва».

Но немного создать двигатель, который позволяет ракете лететь с подобный сумасшедшей скоростью — нужно еще и сделать так, чтобы она от этой гонки не пострадала! Старые материалы, которые использовались на П-6 и П-35, явно не годились: они бывальщины рассчитаны на совсем иные условия полета. За дело пришлось хвататься конструкторам-прочнистам и металлургам. В итоге в конструкции новинки были — и тоже впервые в истории тяжких противокорабельных крылатых ракет — широко использованы титановые сплавы. Лишь они обеспечивали достаточную прочность при очень высоких температурах, до каких раскалялась ракета от трения о воздух на столь высокой скорости.

Существенным изменениям подверглись крылья и киль ракеты. Как и на всех предыдущих крылатых ракетах челомеевского ОКБ, на П-500 крылья оставались уложенными до тех пор, пока она не стартовала и не покидала транспортно-пусковой контейнер. Но сами крылья сделались заметно иной формы. Вместо привычных стреловидных «пятисотку» оснастили трапециевидными с негативной стреловидностью по передней кромке. За счет этого новое покрывало обладало необходимой для стабильного полета площадью при небольшом размахе, какой задавал размер контейнера.

Кроме того, новая конструкция мастерило крыло достаточно жестким и прочным, чтобы оно, во-первых, выдерживало сверхзвуковые скорости, а во-вторых, эффективно трудилось на них. А киль П-500, сохранив традиционную трапециевидную форму и подфюзеляжное благосклонность, стал заметно длиннее, что обеспечило необходимую для нормальной стабилизации и управления полетом площадь и прочность без изменения габаритов ракеты.

Волчья станица П-500

Еще одно безусловное первенство П-500 в ряду ей подобных крылатых ракет морского базирования — уникальная система управления и бортовая станция радиоэлектронного противодействия, несложнее говоря, бортовой постановщик помех.

Начать стоит, пожалуй, с системы управления, в какой впервые в истории была использована установленная бортовая цифровая вычислительная машина, выполненная на микромодулях. Сама же система управления, вводившая как оборудование, установленное на ракете П-500, так и на борту корабля-носителя, получила наименование «Аргон» и была одной из самых передовых для своего поре.

От своих предшественниц — крылатых ракет П-35 и П-6 — «пятисотка» унаследовала систему телеуправления с борта носителя. Но, так, режим работы головки самонаведения ракеты стал совсем иным. Поскольку постоянно работающий излучатель ГСН не только дает возможность ракете не терять мишень, и, но цели — «видеть», что ее ищет противник, на П-500 система самонаведения трудилась не все время. Как только ракета, шедшая на «высоком» участке траектории, по директиве оператора захватывала цель, излучатель головки самонаведения отключался, чтобы вновь включиться уже на подлете к мишени. Как считали разработчики, пары минут, в течение которых стремительно мчащаяся к пункту назначения ракета «молчала», не давая знать о себе мишени, было достаточно, чтобы обмануть систему обнаружения корабельной ПВО, но недостаточно для того, чтобы сама мишень успела далеко уйти с места, где ее «захватила» система самонаведения П-500.

С воды и из воды: как атакует сверхзвуковой убийца американских авианосцев (ФОТО)
Ракета П-500 стартует из пускового контейнера во пора испытаний.

Но этим новшества в системе управления не исчерпывались. Тактика применения системы «Базальт» предусматривала необыкновенно залповое использование крылатых ракет П-500. Идея была несложна: при совершенствовании корабельных средств противовоздушной и противоракетной защиты немало высокие шансы прорваться к цели имеет не одиночная ракета, а ракета из цельной стаи, запущенной носителем. Но как заставить эту стаю не просто лететь в одном курсе, а еще и действовать сообща, решая, кто какую цель поражает и выбирая среди них самые значительные?

Такую возможность комплексу «Базальт» как раз и давала система управления «Аргон» и введённые на ракетах бортовые цифровые вычислительные машины. Теперь — впервые в вселенной! — из восьми ракет, выпущенных залпом (а именно столько составлял максимальный залп) одна, какая шла выше всех — на высоте 5 км, чтобы не терять цель из облику, становилась своего рода «целеуказателем».

Она поддерживала связь с носителем и сама вела розыск целей в пассивном режиме, а если надо и если позволяли обстоятельства, то и в активном. Именно эта ведущая ракета выбирала для себя самую крупную мишень в ордере, полагая, что это и есть авианосец (для чего, по идее, собственно эта ракета оснащалась ядерной боеголовкой), после чего распределяла оставшиеся мишени между идущими на высоте 40–50 м над поверхностью моря прочими семью П-500, помогая им не целиться всем вместе в одинешенек корабль.

Затем ведущая ракета резко снижалась, все восемь вводили головки самонаведения и шли к своим целям. Причем противник не мог освободиться от угрозы, сбив высоко идущую ракету-«командира»: как лишь она гибла, ее роль брала на себя другая ракета, а предсказать, какая, корабль-цель не мог.

Ракета со своей ПВО

А еще противник не мог вяще рассчитывать на то, что достаточно просто запустить зенитную ракету в курсе атакующей П-500 и ждать, пока она уничтожит угрозу. На П-500 — и опять впервые в вселенной! — установили бортовую систему радиотехнической защиты, какая обеспечивала отвод зенитных ракет и ракет класса «воздух-воздух», какими оснащались базирующиеся на авианосцах истребители. Так что даже после того, как в 1975 году П-500 и система «Базальт» бывальщины приняты на вооружение, оснащенные самыми современными ракетами Phoenix истребители F-14 Tomcat не могли гарантировать, что не допустят опасных гостей к своим авианосцам и иным кораблям ударных авианосных групп.

С воды и из воды: как атакует сверхзвуковой убийца американских авианосцев (ФОТО)
Вид на пусковые установки комплекса «Базальт» на крейсере проекта 1164.

Уместно, именно появление и активное развитие тактики применения ударных авианосных групп ВМС США вырвали советский Военно-морской флот создать одну из самых нынешних на тот момент информационно-разведывательных систем СССР — Морской космической системы рекогносцировки и целеуказания (МКРЦ). Причем впервые эта система была использована в целом объеме именно в связке с системой «Базальт». Так что можно находить, что в какой-то мере появление П-500 послужило одним из предлогов для разработки МКРЦ: именно она обеспечивала системе «Базальт» возможность буквального и своевременного обнаружения целей, распределения их по классам, отслеживания и выдачи оперативного целеуказания.

Об истории и тонкостях труды МКРЦ подробно написано тут, и углубляться в них мы лишний раз не будем. Стоит лишь отметить, что первая доля комплекса, основу которой составляли спутники радиолокационной рекогносцировки, приняли на вооружение в тот же год, когда ракеты П-500 встали на вооружение советских подводных ладей — в 1975-м. А три года спустя, вскоре после того, как «Базальт» зачислили на вооружение надводных кораблей — авианесущих крейсеров типа «Киев», МКРЦ заработала в целом объеме, включив в свой состав спутники радиотехнической рекогносцировки.

12 лет от кульмана до палубы

Впрочем, все это было еще впереди, когда в декабре 1963 года в челомеевском ОКБ-52 заканчивали труд над эскизным макетом будущей П-500. И далеко впереди: поскольку перед разработчиками стояла задача создать ракету и комплекс на ее основе, каких не было никогда, работа над новинкой растянулась надолго. Лишь шесть лет спустя, в 1969 году на военно-морском испытательном стрельбище «Нёнокса» (нынешний 45-й Государственный центральный морской испытательный стрельбище ВМФ) начались первые наземные испытания.

Сначала велись так именуемые бросковые испытания, старт которым был дан в мае 1969-го. Затем настал черед автономных полетов, в которых использовали ракеты, не оснащенные радиотехнической аппаратурой. На этом этапе значительнее всего было понять, как ведут себя прототипы П-500 в атмосфере на разных режимах, насколько они стабильны в полете и так далее.

Эти запуски, в ходе каких в воздух поднялись шесть ракет, продолжались до июня 1970 года, после чего в испытаниях настала небольшая пауза: к следующему этапу готовили уже полноценные П-500 с целой радиотехнической начинкой. Запуски этих ракет начались в июле 1971 года — но, увы, закончились не чересчур удачно. Система управления сбоила, ракеты летели не так и не туда, куда и как необходимо было испытателям. В итоге пуски прекратили, взяв тайм-аут для доработки систем, и возобновили почти сквозь год.

Этот этап испытаний тоже нельзя было наименовать легким. Но тем не менее ракеты постепенно «учились» выполнять поставленные перед ними задачи, увязывать между собой свои действия и атаковать противника так, как им надеялось. К ноябрю 1973 года этот этап испытаний завершился; итого было запущено 14 ракет. А через пять месяцев завязался очередной, финальный этап испытаний.

Он состоял из запуска 14 тяжких противокорабельных крылатых ракет П-500, в том числе залпами по две и три ракеты, в Белоснежном море с борта подводной лодки К-28 проекта 675. Заключительная из них была выпущена 9 октября 1974 года, а 11 августа 1975-го комплекс «Базальт» и ракета П-500 совместным постановлением ЦК КПСС и Рекомендации министров СССР приняли на вооружение Военно-морского флота.

Подлодки получают П-500

Первыми новоиспеченные крылатые ракеты получили на вооружение подводники. Поскольку ракеты П-500 разрабатывались с таким расчетом, чтобы для них можно было после небольшого удлинения использовать транспортно-пусковые контейнеры от ракет П-6, под применение комплекса «Базальт» сделались переделывать атомные подлодки проекта 675. Ведь они с самого основы проектировались под комплекс крылатых ракет П-6, а значит, их проще итого было адаптировать под применение новинки.

С воды и из воды: как атакует сверхзвуковой убийца американских авианосцев (ФОТО)
Подлодка проекта 675 МК, вооруженная крылатыми ракетами П-500 комплекса «Базальт».

В всеобщей сложности по проекту 675 МК, который предусматривал установку на подлодках восьми транспортно-пусковых контейнеров для ракет П-500, модернизировали девять субмарин. Еще одна ладья — та самая К-28 — прошла модернизацию по проекту 675 МУ: на ней ввели систему целеуказания «Успех». И это были последние советские субмарины, какие имели на вооружении противокорабельные крылатые ракеты с надводным стартом.

Увы, излишней время, которое лодки тратили на всплытие и подготовку к залпу и нужда оставаться в надводном положении до тех пор, пока все восемь ракет не потрясут цели, делали субмарины проекта 675 МК слишком ранимыми. А самое главное, надводный старт крылатых ракет лишал подлодки их самого основного преимущества — скрытности, откровенно демаскируя положение подводной ладьи в момент старта ракет.

Намного более удачной была судьбина П-500 на надводных кораблях. Как уже говорилось вначале, П-500 сделалась первой крылатой ракетой ОКБ-52, разработанной как универсальное оружие для подводных ладей и надводных кораблей. Но если носители-подлодки к моменту принятия комплекса «Базальт» на вооружение уже бывальщины готовы, то первые корабли под него — авианесущие крейсера образа «Киев» — только достаивались и закладывались. Так что у разработчиков, какие отвечали за создание системы запуска ракет П-500 комплекса «Базальт» в варианте надводного базирования было пора и возможности, чтобы справиться с одной неприятной особенностью новоиспеченных ракет, выявившейся в процессе испытаний.

С воды и из воды: как атакует сверхзвуковой убийца американских авианосцев (ФОТО)
Пусковые установки комплекса «Базальт» на полубаке авианесущего крейсера «Баку».

Регламент запуска ракет П-500 предусматривал почти полуминутный разгон маршевого двигателя в отворённом контейнере, после чего ракета стартовала к цели. При залповой пальбе полагалось одновременно начинать разгонять маршевые двигатели всех восьми ракет. Но во пора первых испытательных залпов выяснилось, что пороховые газы от стартовых двигателей первой ракеты попадают в воздухозаборники прочих — и глушат их маршевые движки! Происходило это из-за недостатка кислорода и рослой температуры газов. На подводных лодках справиться с этой проблемой удалось лишь после того, как разработчики пусковой установки для надводных кораблей разрешили ее с помощью программных методов. В результате был найден оптимальный распорядок запуска ракет в залпе, позволявший избегать глушения маршевых двигателей: в последовательности 4-7-3-8-1-6-2-5.

Крейсера-ракетоносцы

Первым надводным кораблем, какой получил спаренные пусковые установки П-500 комплекса «Базальт», сделался авианесущий крейсер «Киев» проекта 1143. Он вступил в построение в 1975 году, а в 1976-м перешел к месту своей службы — на Нордовый флот. Именно там крейсер во второй половине года провел испытания своей новоиспеченной ракетной системы, по итогам которых в 1977 году «Базальт» был зачислен на вооружение надводных кораблей. Спустя два года после «Киева» вступил в построение второй крейсер проекта 1143 — «Минск», а в 1982 году — третий, «Новороссийск».

На всех трех кораблях было по четыре спаренных пусковых установки комплекса «Базальт», в каких располагались восемь ракет П-500. Еще восемь таких же ракет хранились в арсенале крейсера, чтобы при нужды можно было перезарядить пусковые установки после залпа. Но этот процесс очутился настолько сложным, что на последнем корабле проекта — крейсере «Баку» (запоздалее был переименован в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков») от резервных ракет отказались, вместо этого увеличив число пусковых установок до шести, а контейнеров с ракетами — до двенадцати.

С воды и из воды: как атакует сверхзвуковой убийца американских авианосцев (ФОТО)
Спаренные пусковые установки с контейнерами для ракет П-500 на палубе авианесущего крейсера «Киев».

Когда тяжкий авианесущий крейсер «Киев» в 1972 году только-только стряпали к спуску на воду, Северному проектно-конструкторскому бюро в Ленинграде возложили создать крейсеры нового проекта — 1164, получившие шифр «Атлант», а на Закате названные «Слава-класс». Такое имя корабли получили по первому крейсеру проекта, вступившему в построение в 1983 году. Первоначально эти корабли должны были тащить столько же пусковых установок «Базальта», сколько и «Баку» — двенадцать, но располагать их намечалось иначе: по три пары по каждому борту, неподвижно, под углом к долевой оси судна. Но уже на этапе работы над эскизным проектом стало удобопонятно, что корабль может нести и больше ракет, так что в итоге их число довели до 16. Зато на этих крейсерах не было никаких проблем с загазованностью пусковых установок в момент залпа: любой контейнер получил собственный забортный газоотвод.

Первым в построение в 1983 году вступил ракетный крейсер «Слава», какой в 1996 году унаследовал имя «Москва» от ушедшего в запас противолодочного крейсера проекта 1123. Вытекающим стал ракетный крейсер «Маршал Устинов», вступивший в построение в 1986 году, а последним, третьим — ракетный крейсер «Червона Украина», в 1996 году переименованный в «Варяг».

Устарел ли «Базальт»?

Комплекс «Базальт» в момент принятия на вооружение превосходил по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам все существующие советские и разрабатываемые зарубежные комплексы такого же направления. И до сих пор он, пусть и в модифицированном варианте П-1000 «Вулкан», но остается на морской службе. В частности, собственно «Вулканами» с крылатыми ракетами П-1000, представляющими собой чуть облегченную, получившую вящую дальность и новую систему управления ракету П-500, вооружен работающий флагман Черноморского флота — ракетный крейсер «Москва». Подобный же комплекс несет на борту ракетный крейсер «Варяг», флагман Тихоокеанского флота России. А ракетный крейсер «Маршал Устинов», по-прежнему тащащий службу на Северном флоте, как и раньше, имеет на вооружении престарелый добрый «Базальт».

С воды и из воды: как атакует сверхзвуковой убийца американских авианосцев (ФОТО)
Ракетный крейсер «Маршал Устинов», вооруженный системой «Базальт» с крылатыми ракетами П-500.

В заключительнее время и российские, и западные конструкторы-ракетчики постепенно отказываются от создания тяжких противокорабельных крылатых ракет. Ставка сделана на создание плотного «роя» легких противокорабельных крылатых ракет, любая из которых в одиночку не способна пустить на дно достаточно большой корабль, но попадание нескольких разом наверняка будет для него смертельным. При этом плотный рой обеспечивает перегрузку систем наведения корабельной ПВО, и за счет этого атакующая «станица» получает более высокие шансы добраться до цели.

Но все эти соображения не указывают, что пора списывать со счетов надежный «Базальт» и его наследников — «Вулкан» и «Гранит». По суждению экспертов, сочетание тяжелых противокорабельных крылатых ракет с их немало легкими «сестрами» может быть гораздо более эффективным, чем применение любого вида в отдельности.

Антон Трофимов

Источник: rusvesna.su

Leave a Reply