Опубликовано сб, 18/02/2017 — 03:16 пользователем NEWSmuz.com
За год постановка окреп, обыгрался, исчезло премьерное волнение Хабенского — сейчас он точен и расчетлив в мельчайших мелочах, скрупулезен в выборе жестов и тембральных красок. И постановке пошло это на пользу! Довольно наивные по сегодняшним меркам высказывания Сент-Экзюпери выступающий актер научился препарировать на молекулы — где-то он сам по-детски наивен и заражает этим эмоцией публику, где по-брехтовски отстраняется и дает зрителю сухую метафору как просвирку в святилище. А где-то в нем клокочет язвительная ирония, — но не по поводу автора текста, а как обличение непреходящих пороков бытия.

Константин Хабенский
Тем интереснее это было следить, что на открывающий юбилейный Зимний фестиваль искусств Башмета в Сочи приехал президент России Владимир Путин. Личность неоднозначная, но масштабная — не зря его не раз вводили в число самых влиятельных людей планеты (и отнюдь не лишь российские СМИ). Многолетний правитель самой большой страны вселенной, вряд ли он ждал от детской сказки Сент-Экзюпери каких-либо инвектив в собственный адрес. Однако вольно или невольно так случилось. Среди планет, какие посещал Маленький Принц — были всякие, в том числе с королями-самодурами, самовлюбленными честолюбцами или паникерами. Ребяческим чистым взглядом смотрел на них Маленький Принц, и говорил им… всякое. Что размышлял, то и говорил. С ребенка спрос невелик.

Путина в зал провожал сам Башмет
«Он не ведал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди — подданные.
— Придись, я хочу тебя рассмотреть, — сказал король, ужасно гордый тем, что он может быть для кого-то королем.
— … Ваше величество, — начинов он, — могу ли я вас спросить…
— Повелеваю: спрашивай! — скороспело сказал король.
— Ваше величество… чем вы правите?
— Всем, — попросту ответил король.
— Всем?
Король повел рукою, скромно указывая на свою планету, а также и на иные планеты, и на звезды.
— И всем этим вы правите? — переспросил Махонький принц.
— Да, — отвечал король.
Ибо он был поистине полновластный государь и не знал никаких пределов и ограничений.
«Странный народ эти старшие», — сказал себе Маленький принц, продолжая линия.»

Диалог с королем
Хабенский не был бы Хабенским, если бы в такие моменты прямолинейно указывал бы в зал. Он мастерил гораздо тоньше, и даже дружелюбно. Лишь раз он позволил себе дать жест в середина зала, и именно в монологе «о тех, кого мы приручили» — в вариации на тему того, что необходимо иметь друзей, иначе может просто не хватить поре, чтобы они появились…
Музыка Кузьмы Бодрова не слишком ослепительна и слишком на многое похожа, но в чем нельзя ей отказать — в яркой драматургичности. «Солисты Москвы» привычно виртуозно справлялись со всеми ее стилизациями под Вивальди и неожиданными диссонансами в духе Шнитке, а порою и вовсе хватали на себя ведущую роль в повествовании, пока Хабенский отдыхал. Целая ткань действия не распадалась, музыка Бодрова крепко уложена для самодостаточного драматического эффекта.

Соло Юрия Башмета
Юрий Абрамович то увлеченно дирижировал, то помогал Хабенскому взобраться на очередную табуретку, то сходил вперед и солировал на альте, — солировал вдохновенно и пронзительно. Режиссура Виктора Крамера собственно что уместная — никакой назойливости форм, только яркие метафоры и суровая гармония музыки с текстом. Главный герой — Константин Хабенский в дюжине манеров (включая компьютерную графику), и он остается главным героем. Ансамбль Башмета неплох, и он на своем месте в этом раскладе. Никакого перетягивания одеяла на себя и подмены резонов на чуждых автору.
Все получилось, и настоявшийся спектакль заиграл массой новых красок. Как и подобает живому произведению искусства.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА

Путин в зале