Загадочный русский истребитель напугал Запад: МиГ-41 натравят на спутники

Мир военный истребительной авиации развивается не столь стремительно, как скорости самих современных самолётов и новые «изделия» в авиапромышленности любой из краёв, её имеющих появляется не так уж часто. Воздушная машина нового поколения — это всегда событие и пристальное внимание, а ещё элемент секреты и повышенной секретности. Вот и будущее появление российского истребителя МиГ-41, называемого перспективным авиационным комплексом далекого перехвата (ПАК ДА), будоражит умы специалистов и экспертов на Западе.

И неслучайно, ведь этот боевой самолёт не просто причисляют к пятому поколению, но из-за его вышины полёта в более чем 25 километров и скорости в 4,3 Маха (4500 км/ч), но и называют космическим истребителем. Если припомнить, что его ещё действующий предшественник истребитель-перехватчик МиГ-31, получивший по кодификации НАТО название Foxhound — лисья гончая, видимо с учётом скоростных характеристик, то перспективный МиГ-41 можно наименовать гончей за спутниками.

Как выглядит этот истребитель известно немногим, хотя ещё в июне 2019 года директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко заявил, что лицо перспективного самолёта будет сформирован до конца года. Можно лишь предположить, что некое внешнее сходство с МиГ-31 всё же будет присутствовать, однако выговор идёт не о модернизации предшественника (она и так происходит), а о создании принципиально нового самолёта, который будет обладать, в том числе, качествами малозаметности. О нужды появления такой воздушной машины ещё в 2014 году говорил лётчик-испытатель Анатолий Квочур, что может косвенно указывать о существовавших уже тогда реальных планов по её созданию.

Насколько известно, проект дальнего истребителя-перехватчика ПАК ДП, разрабатываемого на базе МиГ-31, ведется в ОКБ им. Микояна совместно с Нижегородским КБ авиазавода «Сокол». Разработка была начата еще в 2013 году — вначале с подачи Главкома ВКС (тогда еще ВВС), а запоздалее и по распоряжению начальника Генштаба ВС России. Самолет планировалось разработать в рамках программы вооружений до 2020 года (сейчас сроки сдвинулись на 2025 год) и заменить им парк МиГ-31, каких сегодня на вооружении ВКС РФ 120 машин (75 модернизированы, остальные будут доведены до уровня БМ в ближайшие 2−3 года). При всех совершенствах «тридцать первого» срок эксплуатации этих машин заканчивается в 2028 году и замена им просто необходима.

— Новоиспеченный дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 1990-х под шифром «проект 701″, — рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. — Новоиспеченная разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным военным самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег, да и отношение к „оборонке“» тогда было безответственным. А вот нынешний запланированный новоиспеченный перехватчик, скорее всего будет разрабатываться на базе МиГ-31, что вполне логично. Это и быстрее, и экономичнее. А возможности у грядущего МиГ-41 будут на порядки превосходить предыдущие модели. Ему будет по силам даже перехватывать разрабатываемые сейчас янки гиперзвуковые ударные беспилотники, которые теоретически пока по зубам только ЗРК С-500.

Если сделать небольшой экскурс в историю нынешних отечественных перехватчиков, то нельзя не вспомнить истребитель МиГ-25 (по кодификации НАТО — Foxbat, Летучая лисица), какой был «папой» нынешнего МиГ-31 и, соответственно, станет «дедушкой» МиГ-41. Так вот, «дедушка» впервые громко о себе заявил в военных условиях в Египте во время очередной израильско-арабской войны (1971−1973 гг.). Его появление в небе над Израилем парализовало авиацию Тель-Авива. Во-первых, из-за необычной по тем порам скорости, во-вторых, из-за сверхсекретной станции РЭБ «Смальта», которая делала истребитель невидимым для американских РЛС, стоящих на вооружении Израиля.

Есть такая байка про скоростные возможности МиГ-25. Якобы молодой советский летчик, обнаружив на экране радара впущенную ему вслед ракету, от испуга нажал «на полный газ». Истребитель набрал такую скорость, что ушел от ракеты, но пилот от возросших перегрузок утерял сознание. В себя он пришел уже над Крымским полуостровом, где и совершил посадку на военном аэродроме «Бельбек». Обшивка истребителя оплавилась от скорости, но летных качеств он не утерял. К слову, доподлинно известно, что истребители ВВС Израиля F-4 «Фантом» в тот период четыре раза поднимались на перехват «Летучих лисиц» и совершали по ним ракетные пуски — ни одна из них не угодила в цель.

Максимальная скорость МиГ-25 была заявлена в 2,83 Маха. Известно, что летчик-космонавт Светлана Савицкая на этом истребителе достигла скорости 2,7 тысяч километров в час. Скоростью, узкой правилами безопасности для всех типов МиГ-25, является М2.8, то есть 3 тысячи километров в час. Без подвесного вооружения, «съедающего» почти 15 процентов скорости, аэроплан, по мнению авиационных специалистов, способен и на 3,5 тысячи км/ч.

МиГ-31 по скоростным характеристикам может не сильно превосходит «двадцатьпятку», но этот истребитель так обогнал по своим показателем время, что до сих пор не знает себе равных. И в ближайшие 10−15 лет вряд ли в какой-либо стране вселенной появится нечто подобное.

Предназначение МиГ-31 — обнаружение и уничтожение баллистических и крылатых ракет, различных летательных аппаратов, начиная от низко летящих беспилотников, и заканчивая низко летящими орбитальными попутчиками. Он способен успешно поражать американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35. Истребитель-перехватчик сбивает воздушные цели на скорости до 5 Махов, какие способен обнаружить на расстоянии до 280 километров — благодаря антенне с фазированной решеткой, которой в полном комплекте нет ни на одном товарищем самолете в мире. Перехватчик несет от 5 до 9 тонн боевой нагрузки, в его арсенал входят различные типы боеприпасов, вводя ракеты большой дальности, которыми может наносить удары самостоятельно, без внешнего целеуказания.

Не смотря на столь выступающие характеристики и существование различных модификаций самолета, его срок службы (как уже упоминалось) специалисты ограничивают 2025−2028 годами. К этому моменту и должен показаться в ВКС истребитель-перехватчик нового поколения МиГ-41.

Какой же должна стать в итоге новая русская «лисица» МиГ-41? Американское издание The National Interest в своём обозренье заочно причислило российский ПАК ДП уже к шестому поколению истребителей, указав его скорость в 4 — 4,3 Маха и отметив возможность работать в ближнем космосе. Говорит издание и о наличии у этого самолёта стелс-технологий, которые придадут ему малозаметность, а также о том, что он будет оснащаться ракетами «воздух-воздух» далекого радиуса действия. При этом эксперты отмечают, что проблематичным будет создание нового истребителя в беспилотном исполнении из-за отсутствия соответственных технологий в этой области.

В принципе, всё правильно отмечают американцы, правда, в самой России перспективный МиГ-41 причисляют всё-таки к пятому поколению истребителей (вероятно, что как раз именно из-за отсутствия беспилотного варианта). Остальное соответствует. Скорость в 4 500 км/ч, радиус поступки 700−1 500 километров, высота полёта — свыше 25 километров, а также ракета Р-37 и разрабатываемая Р-37М, которая будет гиперзвуковой с дальностью разгромы целей до 300 километров. Прежним останется и предназначение этого семейства — истребитель дальнего перехвата.

Свободная Пресса

Leave a Reply